Как в Челябинске помогают жертвам домашнего насилия
Жертвами домашнего насилия могут стать и женщины, и дети, и пожилые люди. Убежище они находят в кризисных центрах, где им помогают прийти в себя психологи и социальные работники. Корреспондент «Южноуральской панорамы» увидела, как живут люди в кризисном центре, и узнала, что их сюда привело. Имена героев публикации изменены.
Наша встреча с Анной случилась в квартире кризисного центра. Передо мной миниатюрная миловидная женщина. От того, сколько ей пришлось пережить боли и страданий от своего гражданского мужа, становится не по себе. Анна — мама троих мальчишек, самому маленькому чуть больше года.
— Когда была беременная, бывший поднимал на меня руку. Думала, появится малыш, изменится, но с каждым днем становился хуже, — говорит она.
С Дмитрием Анна познакомилась на свадьбе друзей. Закрутился роман. Новый возлюбленный дарил подарки, проявлял заботу и внимание, говорил красивые слова, много обещал. Это и подкупило, вспоминает Анна. На тот момент она была замужем и воспитывала двоих детей. Дмитрий предложил развестись и переехать к нему.
— Уже через месяц захотела от него уйти. Оказалось, что он любит выпивать. Пьяный он совершенно другой человек: страшный, злой, агрессивный, — говорит Анна. — Шантажировал, угрожал, подозревал все время в чем-то. Ревновал к таксистам, курьерам и даже к подругам. Родственникам звонила, когда его дома не было. Заблокировал все соцсети, запретил работать, общаться с друзьями. Был случай, когда он пьяный перевел себе на карту все пособия на детей. С тех пор начала прятать от него деньги на других счетах.
По словам Анны, после «затмения» Дмитрий возвращался в нормальное состояние. Снова сыпались подарки, слова прощения и клятвы в любви и верности, но длилось это недолго:
— Все время пытался меня в чем-то уличить, постоянно проверял переписки, звонки, отбирал телефон. За два года поменяла номеров десять. Наверное, легче выдержать эти муки физически, чем психологически. Доходило до того, что хотелось выброситься с восьмого этажа.
Вместе с детьми ей удалось бежать от тирана. Семья скиталась по городам и селам области. Однако он находил их всюду. Однажды, вспоминает Анна, водитель попутки пришел на помощь.
— Подхватил нас, а когда понял, в чем дело, на большой скорости оторвался от преследователя. Мы благополучно добрались до моей подруги.
Она посоветовала Анне обратиться в кризисный центр. Здесь женщине оказали психологическую помощь, помогли восстановить документы.
— В январе, на праздниках, из кризисного центра поехала с ребенком к бывшему гражданскому мужу забирать автолюльку. Дмитрий закрыл нас в квартире, отнял вещи, телефон. Когда в очередной раз сильно напился, я испугалась за себя и малыша. Рискнула выбежать в тапочках на улицу. В этот раз спасли кассиры супермаркета, которые вызвали полицию, — вспоминает Анна.
Бывший сожитель затаил обиду и отомстил: в социальных сетях выложил ее интимные фотографии. Анна обратилась в полицию. В августе состоялся суд. Дмитрию назначили 240 часов исправительных работ.
Благодаря кризисному центру Анна нашла в себе силы жить дальше. Сейчас она вместе с тремя детьми снимает квартиру и работает удаленно.
Обещал исправиться
Еще одна наша героиня, Маша, — сирота. Переехала в Челябинск из Краснодара, где вместе с сестрой воспитывалась в приемной семье. С Алексеем она познакомилась в соцсетях.
— Я ему сразу призналась, что беременна от другого. Алексей принял меня, мы с нетерпением ждали малыша, — вспоминает она.
Позже выяснилось, что Алексей был неравнодушен к спиртному, это сильно не нравилось Маше. Рассказывает: пьяный он был непредсказуем, мог оскорбить, ударить.
— Пользовался тем, что я одна в чужом городе и за меня некому заступиться, — добавляет она.
Маша всеми силами пыталась спасти семью: возила любимого к психологу, наркологу, но все безуспешно. Напряжение в семье росло.
— Ребенку исполнилось полгодика. Малыш везде лазал, за ним надо смотреть, чтобы не упал, чего в рот не взял. Не всегда успевала дома убраться, кушать приготовить. Он приходил и высказывал претензии, — рассказывает Мария.
Нередко дело доходило до рукоприкладства. Ссоры происходили на глазах маленького ребенка. Молодая женщина вспоминает, как однажды трехлетний сынишка подбежал к ней, крикнув: «Мама, не плачь!» — и провел своей маленькой ручонкой по ее голове.
Маша уходила от Алексея не раз. Но он возвращал ее и обещал исправиться. Во время очередной ссоры девушка поняла, что им с сыном грозит смертельная опасность.
— Выхватил ребенка и побежал за мной с ножом. Я спряталась в соседнем подъезде. На помощь пришла соседка, пока его отвлекала, я выхватила у него из рук ребенка и убежала. Таксист хороший попался, бесплатно довез до кризисного центра, — рассказывает Маша. — За эти годы я сильно изменилась: стала больше ругаться матом, перестала следить за собой, поправилась, удивляюсь, как сама не начала пить. «Мужчина» для меня теперь страшное слово.
В кризисном центре с Машей работали психологи. Молодая мама планирует вернуться в Краснодар, устроить ребенка в садик и пойти работать.
Островок уюта и тепла
Женщины называют кризисную квартиру островком безопасности. В комнатах чисто, есть кроватки для малышей. Оборудована кухня. Многодетным и малоимущим семьям выдают продукты. Специалисты кризисного центра проводят кулинарные мастер-классы.
— Учим варить каши, готовить борщи, лепить пельмени. Некоторые женщины не представляют, чем кормить детей на завтрак. Бывало и такое, что двухмесячному ребенку заваривали кофе три в одном. Когда увидели, в шок пришли. Начали объяснять матери, что так делать нельзя, — рассказывает заместитель директора по реабилитационной работе кризисного центра Александра Лопатина.
При центре работают юристы, психологи, открыт также мини-МФЦ, где помогают восстанавливать документы и искать работу. К каждой женщине индивидуальный подход. В центре круглосуточно дежурит служба экстренного реагирования, специалисты работают в связке с полицией, Росгвардией и медиками. Александра Лопатина вспоминает, как бригада кризисного центра спасала многодетную маму, у которой было пятеро детей и свекровь ее не выпускала из дома.
— Мы приехали за многодетной матерью, посадили в наш автомобиль и повезли в кризисный центр. Свекровь устроила за нами погоню на такси. Приходилось ехать на скорости через дворы, скрываться, но все завершилось благополучно.
В службу экстренного реагирования кризисного центра Челябинска ежегодно поступает более 500 обращений. И это число растет, отмечает Александра Лопатина.
— У людей есть потребность получать психологическую помощь. Обиженные стали чаще задаваться вопросом: что не так в моей семье? Мы помогаем всем. Кроме того, занимаемся информированием, проводим социальные акции и встречи.
Обратиться в кризисный центр могут взрослые и дети по телефонам горячей линии: 8-800-2000-122 и +7 (351)-735- 51-61, а также +7 (351)-735-51-53 (Служба экстренного реагирования).
Поделиться