История каслинского Казанско-Богородичного женского монастыря

Наверное, только старожилы уральского города Касли, который находится между Екатеринбургом и Челябинском, помнят, как выглядел храм в честь иконы Казанской Божьей Матери.

Епископ Вассиан, епископ Пермский и Верхотурский (в миру Василий Иванович Чудновский; 16 (28) декабря 1805 г., Белополье, Слободско-Украинская губерния — 3 (15) января 1883 г., Пермь) подписал в 1878 году благословенную грамоту на постройку каменной церкви в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Каслинском заводе на средства Екатеринбургского купца И.А. Трутнева.
Открытие монастыря было связано с идеей противостояния расколу. Борьба с расколом тогда была по всей Российской империи, но особенно на Урале и в Сибири, куда были сосланы старообрядцы. В то время на территории Каслинского завода уже существовали молитвенные дома старообрядцев-кержаков. Также недалеко от Каслей находился старообрядческий скит на озере Сунгуль, следы которого можно увидеть и сегодня. Основательницей монастыря считается Матрона Узких, крестьянская девица, черничка, то есть монашка в миру. Своим скромным образом жизни, религиозностью и готовностью всегда прийти на помощь ближнему приобрела уважение каслинских жителей, и к ней начали стекаться люди, желавшие посвятить себя служению Богу. Таким образом, к 1878 году сестер было уже 25, они очень хотели, чтобы у них был собственный храм, где они могли бы свободно молиться (ближайший храм был достаточно удален от монастыря). Своих средств на строительство не было, и сестры стали усердно молиться Богу о благодетеле. Таким оказался екатеринбургский купец Иван Трутнев. Он выделил на строительство 25 тысяч рублей. Кроме него были и другие жертвователи из числа местных жителей.

Каслинский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Автор и дата съемки не известны
Храм на скалистом холме
Вернемся к храму. 10 сентября 1878 года по старому стилю церковь была заложена, а освящена уже в 1882 году. Построена из кирпича в формах псевдорусского архитектурного стиля. Пятиглавый четверик с шатровой колокольней (на старом фото неизвестного автора храм запечатлен уже без колокольни, оно сделано, предположительно, в 50-х годах прошлого столетия). Удачно было выбрано место для строительства храма — на высоком скалистом холме недалеко от реки Исток, которая соединяет озера Большие Касли и Иртяш и протекает по территории Каслинского чугунолитейного завода. Местные жители рассказывают, что территория монастыря была огорожена двухметровой каменной стеной, имелись монастырские келии и хозяйственные постройки. До сегодняшнего времени сохранились эти дома на высоких фундаментах, в них живут люди. В советское время на первых этажах этих помещений находились продуктовый, винно-водочный магазин, а на втором этаже одного из домов располагалась почта.

Каслинское духовенство. Сидит (четвертый справа) епископ Серафим (Голубятников), который возглавлял Екатеринбургскую епархию в период с 1914 по 1917 год. Предположительно, снимок сделан на территории каслинского Казанско-Богородицкого женского монастыря в период 1914-1916 гг. Рядом с ним (сидит справа), по всей вероятности, настоятельница монастыря игумения Агния. Сидит (четвертый слева) будущий священномученик протоиерей Александр Миропольский (1843-1918). Стоит (второй справа) будущий священномученик Петр Беляев (1875-1918).
Несколько фактов из монастырской жизниМонастырь имел свой пахотный надел с заимкой, где трудились монахини, сеяли и убирали зерновые (рожь, пшеницу, овес), лен. Профессионально занимались ткачеством, вязанием, художественной вышивкой. Состоятельные жители Каслей заказывали в монастыре шали, полушалки, вязаные скатерти, верхнюю одежду.
По словам местного жителя В.Н. Теплякова, на большие церковные двунадесятые праздники территория Казанского женского монастыря очень красиво украшалась, особенно на Пасху. Во время пасхального крестного хода на монастырских стенах зажигали множество свечей, звонили колокола, благозвучно пели монахини.

Закрыли каслинский монастырь в марте 1930 года. Как и многие храмы того времени, этот был поруган, большевики с куполов сняли кресты, сбросили колокола с колокольни, а имущество, принадлежавшее монастырю, было конфисковано. Монахини и послушницы были распущены; часть разъехалась, некоторые вышли замуж, остальные поселились в землянках, выкопанных на берегу озера Иртяш. Судьба настоятельницы монастыря остается неизвестной. Церковь была разобрана на кирпич местными жителями в 1980-1990-х годах.
Личные воспоминания
Наш дом находился недалеко от монастыря, на соседней улице, на горке, и, будучи ребенком в 1980-х годах прошлого столетия, я помню развалины фундамента этого некогда красивого Казанского храма. Мальчишки находили там старинные монеты и показывали нам, девчонкам. И тогда мы не задумывались, что это была за постройка и какова ее судьба. Только, помню, бабушка говорила: «Сбегай в монастырь за хлебушком!», то есть в магазин продуктовый, что находился в одном из бараков монастырских келий. А еще помню, как на берегу реки Исток жила монахиня в небольшой землянке, всегда ходила в черном одеянии и черном платке. Нам тогда казалось, что она была высокая и стройная. Мы ее боялись, и она никогда ни с кем не разговаривала.
Кто знает, если бы не гонения на церковь в прошлом веке, что было бы с каслинской обителью сейчас. Возможно, и город бы развивался успешнее, и не бежала молодежь в большие города, и смотрела бы я, как и прежде, в окно на красивейший храм иконы Божьей Матери «Казанская» и радовалась, слушая благолепное звучание колокольного звона из шатровой колокольни монастыря.
Поделиться