В даль светлую с Шукшиным

23 Апреля 2010
В даль светлую с Шукшиным

«Светлые души» - премьера в НХТ

Почти у каждого спектакля этого театра многолетняя история. И это при том, что сам театр молод, по крайней мере в его нынешнем составе. Но — над Достоевским работали со студенческих лет, пока в результате это не оформилось в план трилогии «Бесы. Сценические опыты», две части которых уже вышли к зрителям, а работа над третьей продолжается.

Над гоголевским «Вием» работали тоже со студенческих лет, нынешний руководитель НХТ Евгений Гельфонд Хому Брута играл. Потом уже на афише театра появилась «Панночка» Нины Садур, но сыгранная в нынешнем сезоне премьера «Панночки» совсем другой спектакль.

И вот — свежая премьера: «Светлые души» по рассказам Василия Шукшина. Постановка тоже с предысторией, поскольку еще пару лет назад ездили в Сростки, на родину писателя, показали там свои наработки, были поняты и обласканы теми, о ком писал Шукшин, о ком ставил театр свои сцены из их жизни.

Новый художественный театр в сегодняшнем своем составе явление уникальное. Его судьба иная, нежели у учебных театров, постоянно зарождающихся в ходе учебного процесса и прекращающих жизнь после выпускных экзаменов, или той же широко известной в театральных кругах мастерской новой пьесы «Бабы», которая по сути театр фестивальный, необходимостью постоянно выходить на сцену не обремененный. Коллектив курса вошел в состав пусть полуразрушенного, но все же театра, вписанного в определенную государственную структуру. Это муниципальный театр, обязанный иметь репертуар и регулярно давать спектакли, выпускать премьеры и так далее…

Обязанностей у такого театра обычно больше, чем возможностей. Причина тому, как правило (это не только в Челябинске, а всюду, где зарождаются и пытаются самоутвердиться подобные коллективы), скудное финансирование. У НХТ к тому же были годы бездомья, кочевья по случайным, не приспособленным для театральных нужд помещениям.

В шестидесятые годы у чешского драматурга Павла Когоута, чьи пьесы шли и в СССР до тех пор, пока Когоут не стал у себя на родине диссидентом и эмигрировал из Чехословакии, была пьеса, героями которой стала группа выпускников столичного театрального вуза, решивших всем вместе отправиться в провинциальный город, чтобы создать свой театр, такой, каким они его себе представляют.

Ничего не выходит. Когоут препарирует ситуацию с дотошностью лабораторного исследователя. И при-ходит к выводу, что главной причиной распада стали не финансовые и организационные трудности (хотя они были весьма серьезными), не косность и безапелляционность властей, считавших своей обязанностью влиять на репертуар и творческие принципы подведомственного им коллектива, не провинциальный унылый быт…

Главной причиной стало неумение и нежелание поступиться личными амбициями ради общей цели, тем более, что и цель имела весьма размытые очертания.

Что удерживает НХТ от распада? Непрекращающаяся борьба с «временными трудностями», не дающая передышки для раздумий о личных проблемах каждого? Или все же творческие задачи, которые постоянно стоят перед труппой? Эта планка высока. Ради взятия ее нужно трудиться с полной самоотдачей. «Материал»-то какой: Достоевский, причем самое трудное для театрального воплощения — «Бесы», Гоголь, тоже не хрестоматийные для сцены «Ревизор», «Игрок», «Женитьба», а загадочный «Вий», и — рассказы Шукшина с их многослойностью.

Теперь о недавней премьере. «Золотую маску» за лучший драматический спектакль в этом году получил спектакль Театра наций по рассказам Шукшина. Судя по прессе, там блистают такие звезды, как Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Спектакля я не видела, но поскольку Миронов на церемонии награждения сказал, что играет в нем десять ролей, построение столичной премьеры такое же, как и в постановке НХТ: калейдоскоп сменяющих друг друга сцен по рассказам Шукшина. Они практически не нуждаются в инсценировке: диалоги написаны самим автором рассказов.

В Новом художественном артисты сами выбирали рассказы, персонажей которых им хотелось бы сыграть, сами готовили их к показу. Лучшим был дан ход на сцену.

Понятно, это было не механическое сочетание. Но наверняка приводить отрывки к общему знаменателю было не так уж сложно: выучка у большинства участников общая. Существование на сцене по законам психологического театра при условности общего фона спектакля (а это, по-моему, самое трудное и самое привлекательное в современном театре) большинством артистов НХТ осваивается со студенческих лет и все время их работы на сцене. Те, кто вливался в труппу позже, потому, наверное, и были взяты, что смогли освоить то сочетание органичности пребывания в образе с умением оторваться при этом от бытовой достоверности и воспарить над ней.

Чередование сцен из рассказов Шукшина с интермедиями, на которых держится поэтический настрой спектакля, настолько плотно, что швов не видно. Даже неожиданно ворвавшийся на сцену оркестр с барабанами, саксофоном, трубой, тромбоном и тому подобным, вроде бы чужеродным атмосфере сибирской деревни, таким не выглядит: это воплощение жизнестойкости, умение радоваться жизни несмотря ни на что.

Режиссер-постановщик спектакля — Евгений Гельфонд, режиссер Римма Щукина, декорации Вячеслава Харюшина.

В «Светлых душах» на сцене вся труппа. По этому спектаклю можно судить о ее состоянии. Впечатление монолитности, понимания, что, для чего и во имя чего делает театр, главное от двух вечеров, на которые НХТ разбил в общем-то единое зрелище. Даже то, что не впервые этот театр выпускает «обойму», не ограничивая себя во времени постановки («Бесы» три разрозненных части одного в сущности спектакля, «Светлые души» — две), говорит о том, что нарабатывается в ходе подготовки много, отказываться от чего-то достигнутого рука не поднимается. Хотя само- ограничение не помешало бы.

Перечислять все актерские удачи не представляется возможным: их много. Но не отметить яркие работы Лилии Корниловой, Александра Майера и удивительную органичность Павла Мохнаткина было бы грехом.

Трудно сказать, для кого важнее «Светлые души» — для зрителей, которые явно стосковались по Шукшину (победа Театра наций на «Золотой маске» тому нелишнее подтверждение), или для труппы самого молодого в Челябинске театра, который упрямо карабкается к высотам профессии.

Помните у Шукшина — «Позови меня в даль светлую»? НХТ зовет.

Ирина МОРГУЛЕС,
irina1939@bk.ru, МАКСИМ СУХАГУЗОВ (фото)

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты