На сооружении центра позитронно-эмиссионной томографии в Челябинске завершились строительные работы и начался монтаж оборудования

31 Января 2009

«Сердце» центра — зал, где будет установлен циклотрон, махина весом в 47 тонн. Пока здесь стоят два огромных деревянных контейнера, в которых находятся части циклотрона. Они доставлены в Челябинск из Германии, а всего должно быть восемь таких загадочных «ящиков». Немецкая компания «Сименс» выиграла в конкурсе и специально изготовила оборудование для южноуральского центра позитронно-эмиссионной томографии: циклотрон, радиохимический модуль синтеза, позитронно-эмиссионный томограф и 64-срезовый компьютерный томограф.

«Сердце» центра — зал, где будет установлен циклотрон, махина весом в 47 тонн. Пока здесь стоят два огромных деревянных контейнера, в которых находятся части циклотрона. Они доставлены в Челябинск из Германии, а всего должно быть восемь таких загадочных «ящиков». Немецкая компания «Сименс» выиграла в конкурсе и специально изготовила оборудование для южноуральского центра позитронно-эмиссионной томографии: циклотрон, радиохимический модуль синтеза, позитронно-эмиссионный томограф и 64-срезовый компьютерный томограф.

Камеры видеонаблюдения в реальном времени передают «картинку» из южноуральского ПЭТа в компанию «Сименс». Этот объект является настолько важным, что во всемирно известной фирме посчитали необходимым следить за ходом строительства. В режиме реального времени немецкие специалисты могут «присутствовать» и на оперативках. Специальные датчики передают в Германию не только «картинку», но и замеры температуры, влажности в помещении, где будет установлен циклотрон.

Даже для искушенных немецких приборостроителей наш ПЭТ-центр оказался своего рода уникальным явлением. Обычно они ставили свое суперсложное оборудование в приспособленные помещения: что-то подгоняли, подстраивались, приноравливались. А здесь — абсолютно новое здание, возведенное специально для уникальных «сименовских» приборов. Немцы не ожидали, что наши строители уложатся в заявленные ими очень сжатые сроки.

Главный врач Челябинского областного онкологического диспансера, профессор Андрей Важенин с улыбкой рассказывает, что однажды «немецкие товарищи» позвонили ему и удивленно спросили: «Что у вас там с «картинкой»? Еще недавно на этом мониторе была одна позиция, а сейчас — какая-то стена стоит?!» «Так ведь работаем, вот и построили», — спокойно объяснил Андрей Владимирович. За один год возвести такой корпус такого объема и такой сложности — беспрецедентное дело! Как тут не вспомнишь поговорку: «Что русскому здорово…»

Ровно через год после начала строительства в здание ПЭТ-центра вошел коллектив сотрудников — медицинских и инженерно-технических работников.

— Специфика этого новейшего отделения областного онкологического диспансера такова, что сотрудники должны сами участвовать в процессе с нулевого цикла. Сейчас полным ходом идет подготовка к пуску, — говорит Андрей Важенин. — Хочу подчеркнуть, что ПЭТ-центр отличается от других лечебных учреждений. Это своего рода небольшой завод, включающий в себя циклотрон, где будут производиться радионуклиды и изотопы, радиохимическое производство, лаборатория гарантии и качества, дозиметрия. Это не отдельные приборы, а целый комплекс сложнейшей аппаратуры, связанной в единую сеть.
А на втором этаже будет располагаться диагностическая аппаратура, которая с помощью сопоставления распада изотопов в органах и тканях и компьютерной томограммы человека выдает полную и ясную диагностическую картину. Это оборудование на сегодняшний день является самым сложным во всем комплексе медицинского приборостроения.

Андрей Важенин подчеркивает, что ПЭТ-центр не является местом первичной диагностики. Сюда нельзя будет прийти просто так, «с улицы», вдруг решив, провериться. ПЭТ-центр — это вершина диагностической пирамиды. Он поможет дать ответы на вопросы, которые трудно получить при других видах исследований. Кроме того, здесь можно будет осуществлять мониторинг эффективности лечения.

В Москве и Санкт-Петербурге сейчас работают пять таких центров. Таких, да не совсем таких. В Москве, в госпитале имени Бурденко оборудование ПЭТ расположено в старом здании, вследствие чего оно не может работать в полную силу. Поэтому губернатор Петр Сумин принял решение строить специальное, отдельно стоящее здание, рядом с корпусом областного онкологического диспансера. Для нашей страны это новый пилотный проект.

Челябинские строители, например, внесли свое ноу-хау: решено было доставлять крупногабаритное тяжелое оборудование внутрь здания не через боковой проем, как предполагалось раньше, а путем верхней загрузки, через потолок.

— На наш взгляд, этот метод более перспективен, — говорит генеральный директор ООО «Дом-сервис» Владимир Барманов. — Время идет, наука не стоит на месте, даже такое совершенное оборудование неминуемо устареет, и его можно будет легко заменить на новое, не разбирая стены, через верхний монтажный проем.

Сейчас строители установили уникальную раму, специальную металлическую конструкцию, которая примет на себя небывалую многотонную нагрузку циклотрона. Здесь не допускались отклонения ни на один микрон. Для того чтобы проконтролировать ее монтаж, в конце прошлого года в Челябинск приезжал специалист немецкой фирмы-производителя.

— Основные работы по установке циклотрона начнутся 9 февраля, — сообщил заместитель губернатора области Роман Панов. — А к 13 числу мы подготовим аппарат к пуску, производству короткоживущих изотопов. По сути дела, это можно считать началом работы центра. Первых пациентов здесь можно будет принимать уже в мае после прохождения процедуры лицензирования.

Сейчас уже ведутся работы на строительной площадке Магнитогорского ПЭТ-центра. При рождении близнеца челябинского центра будут учтены все эти замечания, недоработки, ошибки, и объект будет построен еще быстрее.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты