Здравоохранение: Взгляд в будущее

25 Августа 2009

По поручению губернатора Челябинской области Петра Сумина на Южном Урале началось согласование проекта стратегического плана реструктуризации системы здравоохранения региона до 2020 года

По поручению губернатора Челябинской области Петра Сумина на Южном Урале началось согласование проекта стратегического плана реструктуризации системы здравоохранения региона до 2020 года. Он был разработан министерством здравоохранения Челябинской области совместно с экспертами Высшей школы экономики из Москвы. Разумеется, всех нас волнует, как будет проходить эта реструктуризация и в чем будут заключаться изменения, предусмотренные стратегическим планом.


Об этом мы попросили рассказать министра здравоохранения Челябинской области Виктора ШЕПЕЛЕВА.
— Сейчас в своей работе мы ориентируемся на документ, который называется «Концепция развития здравоохранения Челябинской области до 2010 года». Этот документ был принят правительством области в 2005 году. В нем мы акцентировали внимание на развитии первичной медико-санитарной помощи. В первую очередь речь шла о расширении сети общей врачебной практики, особенно в сельской местности. Кроме этого, мы говорили о необходимости постепенного перехода к одноканальному финансированию здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования.


По поручению губернатора в течение последних двух лет на основе этого документа создавался стратегический план развития системы здравоохранения Южного Урала. Он должен наметить пошаговое достижение определенных ранее целей. В его основу положен прогноз демографического развития региона: какова будет структура населения, где будут жить люди — в городе или на селе (известно, что сейчас у нас есть очень серьезная тенденция к урбанизации — более 82 процентов южноуральцев живет в городской местности). Надо было спрогнозировать и возрастной состав населения — количество детей, их возраст, учесть трудоспособное население, пенсионеров, рассмотреть развитие транспорта, коммуникационных технологий. Все эти моменты были учтены при составлении плана.
Разумеется, за основу были взяты федеральные нормативы. Например, один участковый терапевт должен обслуживать не менее 1700 человек, врач общей практики — 1500, а участковый педиатр — не менее 800 детей. Такие же расчеты есть и по узким специалистам разных профилей.
Мы посчитали, какое количество специалистов необходимо для области в целом и для каждой территории в частности, соотнесли это с нынешней ситуацией, и оказалось, что, например, если ориентироваться на существующее штатное расписание, узких специалистов сейчас больше, чем в этом есть необходимость. А вот врачей общей практики явно не хватает, несмотря на то, что последние три года мы активно занимаемся развитием этого направления, финансируем создание офисов из областного и местного бюджетов.
Этот дефицит является одной из причин очередей в поликлиниках. Нехватка врачей первичного звена заставляет людей напрямую обращаться к узким специалистам, независимо от того, есть в этом необходимость или нет. Пациент стоит в очереди за талончиком, потом идет на прием к узкому специалисту, который выясняет, что у больного нет такой патологии, что ему необходимо идти совсем к другому специалисту. И все начинается сначала. А если бы было достаточно хорошо развито первичное звено, то от значительной части «лишних» консультаций можно избавиться. Кроме того, в стратегическом плане для решения проблемы очередей рассчитано, какой необходимой мощности должно быть то или иное лечебно-профилактическое учреждение.


— В чем особенность врача общей практики?
— Такой специалист проходит специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи. Врач общей практики — это не просто терапевт, он имеет подготовку и еще по ряду специальностей в области диагностики и лечения элементарной патологии. Такой доктор готов оказать медицинскую помощь всем членам семьи, как взрослым, так и малышам. Кроме того, он играет еще и роль координатора процесса лечения.


— Виктор Алексеевич, на каком этапе находится сейчас план реструктуризации?
— Мы сделали расчеты для каждого муниципального образования. Они позволили сформировать общий проект плана, который предложен на рассмотрение всем муниципальным образованиям. До декабря нам необходимо согласовать все эти параметры с муниципалитетами и областными органами исполнительной власти. А затем предстоит вынести этот план на рассмотрение правительства Челябинской области.
Скажу сразу, что проект этого документа воспринимается на местах неоднозначно. Согласитесь, человеку, занятому решением ежедневных будничных проблем, непросто заглянуть в будущее. Многие главы муниципальных образований просят показать расчеты, на которые мы опирались в своей работе.


— Что смущает местных руководителей в первую очередь?
— Я уже говорил, что план предполагает сокращение числа узких специалистов и увеличение количества врачей общей практики. Понятно, что сделать это за один день и даже за один год невозможно. Стратегический план как раз и должен определить, каких специалистов мы должны готовить на перспективу.
Следующее направление — внедрение окружного принципа оказания медпомощи. Система здравоохранения будет иметь три уровня: районный — межрайонный (окружной) — региональный (областной). Будет сформировано девять специализированных окружных центров на базе центральных районных и городских больниц, где уже изначально есть соответствующая материально-техническая база и штат специалистов. Конечно, мы предусматриваем их развитие по тем направлениям, которые предусмотрены планом.


— Получается, что теперь нельзя будет ехать за медицинской помощью в Челябинскую областную больницу?
— А зачем, скажем, жителям Верхнеуральского, Агаповского, Кизильского, Нагайбакского районов ехать в Челябинск, когда гораздо ближе к ним Магнитогорск, где есть многие медицинские технологии, аналогичные областной клинической больнице, где также сложилась высокая концентрация специалистов? С одной стороны, мы уменьшаем затраты людей на дальние поездки в областной центр — как временные, так и материальные. С другой — разгружаем областные лечебные учреждения от очередей и ускоряем доступ к медицинской помощи.


— А на какие средства будут содержаться эти окружные центры?
— Мы будем развивать одноканальное финансирование из средств обязательного медицинского страхования. Сейчас ФОМС финансирует лишь пять статей: заработную плату медицинских работников, начисления на оплату труда, медикаменты, питание больных в стационарах и мягкий инвентарь. Все остальные статьи расходов лечебно-профилактических учреждений: коммунальные услуги, ремонты зданий и сооружений, оборудования, транспорта (чем сложнее техника, тем дороже стоит ее обслуживание и ремонт) — финансируются за счет средств областного или муниципальных бюджетов.
В чем преимущества одноканального финансирования? Цена, которую лечебное учреждение выставит за оказанную услугу, позволит окупить все его текущие затраты. И тогда больнице будет неважно, откуда, из какого муниципального образования к ним на прием попал пациент. Сейчас возникают вопросы, почему за средства одного муниципалитета получают медицинскую услугу жители другого?
При «местном» финансировании может появиться и такое нежелательное явление, как взимание денег за услуги, оказываемые «не своим пациентам». Одноканальное финансирование выбивает почву из-под ног любой такой возможности.


— Будут ли еще какие-то изменения в оплате медицинских услуг страховыми организациями?
— Да, мы планируем переход на подушевое финансирование. При помощи экономических рычагов лечебное учреждение должно стать заинтересованным в том, чтобы у него было больше здоровых людей, нежели больных.
Стратегический план должен стать тем ориентиром, который укажет, куда и как нам идти дальше. Естественно, тот проект стратегического плана, который существует сейчас, будет обсуждаться. По поручению губернатора согласование уже началось. Минздрав области готов выслушать различные мнения и предложения и внести в проект рациональные изменения.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты