Вот и осень, и дождь в окно стучится, вот и осень, и улетают птицы…

16 Октября 2008

Месяц октябрь, как заправский мировой судья, еще на прошлой неделе одним росчерком своего волшебного пера узаконил расторжение брака между Южным Уралом и «летней бабой», которая тут же, подобрав подолы своего желтого сарафана, умыкнула в южные широты, оставив нам при разводе хмурое небо да лысеющие деревья. Жаль конечно, да, может, оно и к лучшему: баба с воза — кобыле легче!

Месяц октябрь, как заправский мировой судья, еще на прошлой неделе одним росчерком своего волшебного пера узаконил расторжение брака между Южным Уралом и «летней бабой», которая тут же, подобрав подолы своего желтого сарафана, умыкнула в южные широты, оставив нам при разводе хмурое небо да лысеющие деревья. Жаль конечно, да, может, оно и к лучшему: баба с воза — кобыле легче! Это к тому, что быстрее бы уже миновали природные метаморфозы, называющиеся осенним межсезоньем, когда ни рыбы, ни хорошей рыбалки, а так — сплошное сучение рыбацких бахил.

С середины октября большинство обитателей уральских озер готовится к ледоставу и независимо от своего образа питания утрачивает былую активность. Карп и иже с ним перестают брать растительные насадки. При этом рыба покидает камышовое мелководье и, сбиваясь в косяки, начинает искать для своей зимовки самые глубокие «медвежьи углы». Даже такие хищники, как щука и окунь, из-за существенной смены подводного температурного режима сегодня стали менее подвижными, чем обычно, и после удачной охоты подолгу переваривают проглоченных жертв. Одним словом, скоро будем подбивать итог рыбалке по открытой воде. Да и пора уже — руки так и чешутся по ледобуру!

Троицкая таможня. Девять часов вечера. Наши водители ушли оформлять документы, а мы с товарищами, распахнув багажники трех джипарей, стали перебирать перед пограничниками свой нехитрый рыбацкий скарб. Как мы здесь оказались? Да как обычно!
Не далее, как два дня назад, собравшись в гараже на очередной консилиум, наша болотная компания долго спорила и ломала голову, как же завершить летнюю рыбалку 2008 года, чтобы при этом и рыбку съесть, и удовольствие получить! Выходило, что на Волгу по-судачить далековато — не укладывались в отведенный пятидневный срок, а за тайменем в верховье Лозьвы уже поздно. По рассказам наших знакомцев, которые вернулись оттуда две недели назад, в горах уже снег, а таймень на сплаве брал мелкий и редко. Вот тогда мы и решили отправиться в Казахстан, а именно на озеро Аксу, которое находится в Тургайской области в 980 километрах от Челябинска.

Озеро Аксу, на котором последний раз мы были три года назад, по нашим меркам, довольно большой водоем со средней глубиной 6—9 метров. По словам местных жителей, протяженность вытянутого озера от берега до берега около 18 километров с шириной 1,5—3 километра. В озере обитают язь, сазан, щука, окунь, карась, линь, вобщем, все рыбное разнообразие, которое свойственно казахстанским рекам и озерам. Но вот что примечательно — этой рыбы здесь так много и таких размеров, что она вполне могла бы посоперничать с волжским речным населением.

Достаточно сказать, что в прошлые рыбалки самая большая пойманная на спиннинг щука была весом 18,4 килограмма, а окунь 3,6 килограмма, не говоря уже о сазанах, которых местные ловят в какие-то немыслимые волейбольные сетки. И все бы хорошо, но существует одна проблема. Дело в том, что коренные местные жители, мягко говоря, абсолютно не любят чужаков, то есть нас с вами, представителей чуждой им цивилизации. Понять их можно, поскольку здесь их жизнь и быт замерли где-то на пороге 19-го столетия. Представьте — на улице, напрочь занесенной песком, топорщатся глиняные мазанки с маленькими окошками, затянутыми целлофаном. Электричества нет. Автолавка приезжает раз в месяц. Деньги здесь не котируются. Рыба, которую ловит население, меняется абсолютно на все: от продуктов питания и керосина до подержанного автотранспорта. Одним словом, картина «На заре человечества». И тут появляетесь вы — такие крутые, модные и ухоженные, на новеньких авто, причем вылавливать их рыбу. Вобщем, если сюда приехать без предварительной договоренности с районной властью и местными авторитетами, рыбалка может получиться плачевной — читай о Куке и австралийских аборигенах.

Мы же сюда едем без опаски, поскольку добро от местного хозяина получено, а в багажнике одной из машин весело позвякивает самый надежный и проверенный пропуск — три ящика дешевой водки.
Ночью, минуя Кустанай и еще полтора десятка неосвещенных сел, которые серыми погостами вырастали вдоль дороги, к рассвету добрались до районного центра Тургай. Не доезжая восьми километров до этого большого села, по мосту переезжаем реку Тургай. Все, асфальт закончился! А до цели еще 120 километров такого проселка, который при непогоде по зубам только гужевому транспорту да военной технике. Ну да ладно — где наша не пропадала, к тому же дожди в этой области довольно не частое явление…

Через три часа ухабов и песчаных переметов добрались до дамбы, соединяющей большие, глубокие арыки, в которых рыбы, как на рыборазводном заводе. В основном язь и сазан. В прошлом мы пробовали рыбачить здесь для разнообразия. Поймать на поплавочную удочку два десятка рыбин весом 1,5—3 килограмма за пару часов не составляло никакого труда.
На дамбе нас уже ждали председатель местного стойбища и его водитель, поскольку на последнем отрезке пути без проводника заблудиться в этих забытых богом степях гораздо проще, чем в нашей уральской тайге. Еще 12 километров бездорожья и, наконец, финиш — деревенька, расположенная недалече от озера Аксу с его несметными рыбными богатствами.

В первый день, как и положено, гостим у знакомого авторитета, который по случаю нашего приезда зарезал барана. Ближе к вечеру, отдохнув с дороги и раздав сельчанам привезенные подарки (сахар, чай, картофель, мука и прочее), в сопровождении местных гидов отправляемся на берег водоема, на наше излюбленное место. Ну, здравствуй, Аксу, давненько не виделись!
По темноте к нашему костру походного лагеря, как и в прошлые приезды, потянулись ночные гости — деревенские рыболовы. Ничего не поделаешь — на гостеприимство нужно отвечать тем же, поэтому огненная вода потекла рекой и, как следствие, до самого утра звучали байки о гигантских щуках и о сазанах, которые выдергивали здешних рыбаков из лодок…
Утром, выбравшись из палаток и устранив последствия ночной вакханалии, накачиваем лодки, готовим снасти и спускаемся на воду. Ну что ж, приступим…

Вообще поймать хищную рыбу (щука, окунь, язь) здесь можно на любые снасти и в количестве, которое многим южноуральцам даже не снилось. Поэтому рыбацкое соревнование, которое мы будем устраивать между собой, касается не столько количества добычи, сколько ее веса и размеров. Лично я, учитывая глубину места лова в 6—7 метров, подготовился к вертикальному блеснению с использованием обычных больших 15-сантиметровых колеблющихся блесен, тогда как один из наших приятелей, кроме кружков и живца ничего не собирался признавать. Если учесть, что используемый им живец — это окунь 250—400 граммов (меньше здесь просто не ловится), нетрудно представить, каковы его шансы на победу относительно величины трофея. Остальные наши сподвижники по рыбалке в выборе способа ловли и вообще здешнего пребывания оказались более универсальны — спиннинг они планировали менять на береговые посиделки с чаркой и шашлыком, а троллинг на гусиную охоту, которую им пообещали организовать местные индейцы.
Первые взмахи весел, и степное озеро Аксу приняло мою лодку в свои объятия…

Продолжение следует...

ПАВЕЛ ПРОКОПЬЕВ

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты