Как причесать «травяные волосы», или Карп в урефтинских буреломах

26 Июня 2008

Конец июня. В Челябинск пришла такая жара, что даже бродячие собаки, забыв про своих назойливых блох, живыми чучелами замертво свалились в спасительной тени деревьев. Температура выше 30 градусов и полный штиль. Да, умеет наш батенька-Южный Урал «прикупить» у Всевышнего погоды. То дождей проливных закажет, то солнце, от которого уши сворачиваются, как листва, брошенная в костер. Городской зной диктует свою моду — на улицах сплошной стриптиз. Женская половина в нижнем белье, закамуфлированном под модные штучки а-ля Париж, мужики — голый торс и все такое. Просто какой-то пляж, а не уральская столица.

Конец июня. В Челябинск пришла такая жара, что даже бродячие собаки, забыв про своих назойливых блох, живыми чучелами замертво свалились в спасительной тени деревьев. Температура выше 30 градусов и полный штиль. Да, умеет наш батенька-Южный Урал «прикупить» у Всевышнего погоды. То дождей проливных закажет, то солнце, от которого уши сворачиваются, как листва, брошенная в костер. Городской зной диктует свою моду — на улицах сплошной стриптиз. Женская половина в нижнем белье, закамуфлированном под модные штучки а-ля Париж, мужики — голый торс и все такое. Просто какой-то пляж, а не уральская столица.

И только мы, рыболовы (а нас почти пятая часть мужского населения города), в такую погоду чувствуем себя вполне сносно. На работу, как всегда, в галстуках — и при этом никаких инфарктов и тепловых ударов! А почему? Да потому что бывали, видали и испытывали на себе еще и не такие погодные выкрутасы.

Всю предыдущую горячую неделю мы ловили некрупного карпа (0,6—2,5 килограмма) на озере Тишки. И хотя суточные уловы нашей компании на этом озере исчислялись десятками килограммов на каждого, все это порядком надоело. «Крупняк» брал только ночью (рыбалка на светлячки), поэтому сон и отдых не предусматривались, а в светлое время дня — жара и оводы. Одним словом, не отдых, а работа в сталелитейном цехе. Все, надоело!

Позвонил приятель и поведал, что на озере Урефты, которое находится по соседству с Тишками, на удочку стал попадаться крупный карп. По его словам, сам он лично уже перешел рыбий Рубикон в 6 килограммов. Поскольку этот водоем мне хорошо знаком по рыбалкам пятилетней давности, у меня сразу возникли сомнения в правдивости его слов.

Дело в том, что около четырех лет назад это озеро осталось без хозяина. А нет хозяина — нет и порядка, и, как следствие, рыбное изобилие прекращает свое существование. Тем более что на берегу этого водоема находится деревня Урефты, с вечно голодными местными рыбоедами, у которых руки «заточены» под километровые сети. Все эти причины и привели к тому, что мы предали озеро забвению. Но все-таки информация моего знакомого встряхнула былую ностальгию. Ну что ж — поверим, а завтра проверим!

…В три утра покидаем спящий город. Свердловский тракт, Долгодеревенское, Баландино и поворот на Дубровку. Всего около 45 километров…

Сегодня это один из самых «натоптанных» рыбацких маршрутов. Все правильно — это дорога, которая ведет на озеро Тишки. Внимательный читатель уже отметил, что я называл эти озера соседями. Но при повороте на Дубровку мало кто обращал внимание на проселок, который начинается слева, напротив Баландинского кладбища. Эта полевая восьмикилометровая дорога прямиком приводит к главному нерестилищу Урефтов — большому камышовому заливу. Отметав икру, рыба до конца июня встает на отдых в озерном камыше, после чего, как правило, выходит в озеро. …

Ну здравствуй, Урефты, давненько не виделись! Все тот же знакомый берег и бесконечные камыши. Машин на берегу нет — и это радует. Меньше народа — больше кислорода!

Накачиваемся и отходим от берега. До озерной кромки, куда мы направляемся, около 250 метров никем не тронутого тростника. Поэтому наше маленькое путешествие до чистой воды наверняка напоминало попытки мухи вы-рваться из паучьих сетей. Да, большой популярностью сегодня эта «болотина» не пользуется — вокруг ни окон, ни пробитых проток.

Ловить карпа сегодня будем в гуще камыша, в 20 метрах от озерной тростниковой кромки, как и делали это здесь пять лет назад. Жесткие пятиметровые удилища оснащены французской леской 0,45 миллиметра и коваными японскими крючками № 10. Мы же за настоящим карпом приехали, а не за какой-то килограммовой мелочью!

Конечно, при всем магазинном изобилии современных рыболовных снастей наши удочки выглядят довольно грубо. Но использование безынерционных катушек, тонких лесок и прочих новомодностей в условиях ловли крупной рыбы в камышовом буреломе просто глупо — поклевки наверняка увидишь, да только уху будут другие вкушать!

Если весь озерный камыш разделить на четыре части, а именно: береговая полоса (болото), центральная (крепь), озерная (редняк), островки в озере (курешки), то исходя из этого рабочие окна мы будем делать на границе между крепью и редняком. На уральских озерах в июне именно в таких местах стоит и кормится отдыхающий после нереста карп.

…Добравшись до кромки воды, мой товарищ ушел куда-то в сторону. Да и правильно — чего толкаться возле одного рыбного «корыта». С трудом узнаю места рыбалок прошлых лет. Заросло-то как! Ну что ж, ножницы в руки и вперед. Сделаем прическу Урефтам — подровняем травяные волосы в тех местах, куда будет заброшена удочка!

…Пять прореженных окон в крепи заправлены распаренным горохом — самой эффективной, на мой взгляд, прикормкой для ловли карпа.

Конечно, распаренная пшеница, которая у многих карповых спецов находится на постоянном вооружении, тоже неплохо, но горох, он и в Африке горох! Это конкретный запах и муть — а что еще нужно для скорейшего привлечения рыбы? Мнений при этом много, да рыба почему-то не у всех…

Окна, то есть места заброса снасти, я располагаю обычно в 10—15 метрах друг от друга, учитывая окружающие камышовые реалии. При этом вываживаемая с одного места рыбина абсолютно не тревожит своих собратьев, кормящихся в другой прикормленной «столовой». Чтобы поклевки были частыми, подготовка таких мест делается очень вежливо. Максимум три-пять аккуратно срезанных камышин, позволяющих при забросе доставить насадку до места назначения. Карп, отдыхающий после нереста в камышовых крепях, лишнего солнца не любит.

Первый заход на прикормленные места…

Первая камышовая лунка — ноль, вторая — тоже тишина. Как правило, такое начало — это обычное явление, поскольку крупной рыбе просто нужно освоиться с рукотворным вторжением в ее вотчину и для начала вкусить предложенное, а на это нужно какое-то время. А вот в четвертой «вырезке» маяки — две короткие камышины посреди окошка — ходили ходуном. Крупная рыба, активно собирая прикормку на ограниченном пространстве, просто не может под водой не задевать окружающий камыш, выдавая этим свое присутствие.

Насадив «фантик» (большая прижатая на крючке крошка хлеба), забрасываю его прямо к вздрагивающим от гуляющей рыбы маякам. При опускании такой крошки в воде от нее начинают отставать маленькие частицы хлеба, что неизменно сразу привлекает находящуюся рядом рыбу.

Едва поплавок в окне занял свое рабочее вертикальное положение, как тут же устал — просто лег на поверхности воды. Секундная пауза, подсечка!..

А вот об улове, уважаемый читатель, ты узнаешь в следующем нашем выпуске. Так что до встречи через неделю!

Павел ПРОКОПЬЕВ

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты