Воблер вам в руки! или Тайны уйской обители

31 Июля 2008

Конец июля. На улице 30-градусная жара и полное безветрие. Если по утрам еще как-то дышится, то ближе к обеду воздух в Челябинске, вкупе с добавками от выбросов многочисленных заводов, становится горячим и вязким, как разогретый кусок сливочного масла. К середине дня из города начинается массовое народное бегство поближе к спасительной прохладе водоемов. Пора тоже уносить ноги, пока самого от этой жары теми же ногами вперед не вынесли!

Конец июля. На улице 30-градусная жара и полное безветрие. Если по утрам еще как-то дышится, то ближе к обеду воздух в Челябинске, вкупе с добавками от выбросов многочисленных заводов, становится горячим и вязким, как разогретый кусок сливочного масла. К середине дня из города начинается массовое народное бегство поближе к спасительной прохладе водоемов. Пора тоже уносить ноги, пока самого от этой жары теми же ногами вперед не вынесли!

Извечный вопрос — куда «крестьянину» по такой погоде с удочкой податься? В уральских водоемах с небольшими глубинами и стоячей водой в этом июле замертво встало все: и вода, и рыба. Температура воды в таких «болотинах» сегодня близка к закипанию. Рыбу из кипящей ухи, как известно, ловят поварешкой, но никак не удочкой. Только водоемы с глубинами более 5 метров нехотя делятся своими обитателями (карп, карась), причем после долгих «упрашиваний» (поиск рыбы, смена мест и насадок и так далее). А господа плотоядные (щука, судак и другие) на подобных озерах вообще до середины августа свои зубы сложили на полку. Что остается? Только реки и речки с проточной водой.

Конечно, Волга, Тургай и им подобные бескрайние водные артерии, где мы бывали не раз, практически круглый год радуют рыболовов «крутыми» уловами на любой вкус, размер и цвет чешуи, независимо от зимнего холода или летнего зноя. Но июль своей температурной плетью охаживает эти регионы куда как жестче, чем наш Южный Урал. Там температура в это время иногда выше 40 градусов, причем в тени. Поэтому, если в вашей крови нет генов от прадеда — папуаса из Новой Гвинеи, туда сейчас лучше не соваться, а поехать куда-нибудь на рыбалку, где климат помягче. Наша цель — река Уй!

Эта речка-невеличка является одним из самых живописных мест Южного Урала, особенно в районе поселка Крутоярского. Дело в том, что здесь река протекает в пограничной зоне и в некоторых местах является водоразделом между Россией и Республикой Казахстан. Понятно, что в охраняемой зоне любое свободное передвижение ограничено, а это, в свою очередь, чистая река, отсутствие гор мусора и прочих непотребностей существования диких туристов. При въезде в пограничную зону необходимо иметь с собой паспорт и соответствующее разрешение, иначе не видать вам удачи — и это в лучшем случае.

На следующий день на двух внедорожниках покидаем Челябинск. Маршрут: Челябинск — Еткуль — Октябрьский — Крутоярка. Всего около 200 километров. Через три с половиной часа подъезжаем к пограничной заставе, расположенной на краю села возле реки. Оформив въезд в пограничную зону, возвращаемся к развилке перед селом и полевой дорогой уходим влево. Еще 15 километров бездорожья, и мы оказываемся на своей излюбленной стоянке, на берегу реки Уй.

Видимо, в этом году нога человека здесь еще не ступала — трава высотой в метр нетронутым ковром начиналась от самого берега. Для того чтобы хоть как-то подготовить площадку под рыбацкий бивак, наши водилы почти десять минут джипами утюжили травяной частокол.

…Мангал приготовлен, палатки поставлены, снасти собраны. Разлиты походные 50 граммов за «хреновую рыбалку» (чтобы не сглазить), и наши лодки впервые в этом году коснулись уйской воды…

Вообще Уй значительно уже и мельче реки Тобол, в который она впадает ниже по течению. Но ее многочисленные повороты и изгибы, ямы и перекаты, поймы, старицы, заливчики превращают рыбалку в увлекательнейшее действие, поскольку, помимо красочного природного декора, само население реки многолико и разновесно.

Язь, лещ, сазан, красноперка, чебак, уклейка, карась, щука, судак, сом, окунь, налим — одним словом, вся речная пресноводная братия. Однако уйская «обитель» имеет свои секреты и тайны и не всегда щедро делится с рыболовами своей подводной паствой. Бывают дни, когда рыбачки вынуждены вкушать не уху, а привезенные с собой консервы. Но это бывает довольно редко и чаще всего в жаркие июльские дни, то есть как раз в наш приезд. Ну что ж, посмотрим. Учитывая опыт прошлых рыбалок на этой реке, я прихватил с собой снасти, от поклевок на которые хищники не смогут отказаться.

Прибывшие со мной друзья — заядлые спиннингисты, кроме хлыста, катушки и искусственной приманки ничего больше не признают. Ну что ж, воблер им в руки! Я в этом плане не такой прожженный консерватор, поэтому помимо прочего приготовил снасточки для ловли на живую и мертвую рыбку и два десятка летних жерлиц, в простонародье именуемых поставками.

Мой поставок выглядит следующим образом: груз — леска — буек (пенопластовое мотовило) — 5 метров лески — поплавок (тест 30–50 граммов) — леска — груз — м. поводок — тройник. Поясняю для тех, кто «на паровозе»: буек зафиксирован грузом на дне относительно существующей глубины. От буйка до поплавка 4–5 метров лески, которая вытягивается в одну нитку течением или от ветра. Дальше идет обычная жерличная настройка. При поклевке щуки поплавок и пятиметровый отрезок лески играют роль отсутствующей катушки, давая возможность хищнику спокойно заглотить живца. Как видите, все просто. При этом не приходится на весла наматывать речные километры, что непременно случилось бы при ловле на обычные плавающие кружки. Самое главное — правильно выбрать поставочные места, а вот с этим на реке не всегда просто.

Ну что ж, сегодня первый день рыбалки, и пока я в настоящее время ловлю на косынки живцов, мои друзья уже разъехались в разные стороны по реке. Торопятся, наивные, отнюхать! Сегодня ближе к вечеру все поставки с живцами будут расставлены в затонах, на сливах в ямы и на глубинных перепадах перед крутоярами.

...Я остался за дежурного и, прикормив жмыхом неглубокую речную яму, расположенную рядом с лагерем, на мелкие «косынки» начал ловить живцов…

К семи часам вечера пластмассовая канна была полной мелким окунем и чебаком. Ну что ж, пора и за дело — самое время пригласить речных хищников на ужин. Аккуратно разложив в лодке поставки (летние жерлицы), отхожу от берега. Река холодной ладонью вежливо подхватила мою лодку и повела среди нависшего над водой разлапистого ивняка. Красотища-та вокруг какая! В июльском безветрии Уй, как живое существо, сверкал и переливался на солнце, медленно неся свои чистые воды.

Как я уже рассказывал, река Уй — это меньший собрат Тобола, в который он впадает. Отсюда и его более скромная ширина, и меньшие глубины. Однако этот недостаток отнюдь не умаляет количество и качество его подводных обитателей. Особенно это касается здешних речных хищников — щуки и окуня. В прошлый сентябрь (наилучшее время рыбалки) на этой реке нашей гвардией были пойманы более сотни зубастиков, причем размеры некоторых превышали пяти килограммов. Но сегодня не сентябрь, а июль, настолько жаркий, что даже летающие кровососы попрятали свое жало. А что тут говорить о рыбе, особенно о хищниках, которые предпочитают осенние температуры и остывшую воду, насыщенную кислородом. Поэтому в летний зной на искусственные приманки (воблеры, «железо», «резина») хищная рыба здесь зачастую смотрит с большим прищуром — просто не желает брать. Какие альтернативы?

Если пушки — это последний довод королей, то при ловле полуживой июльской щуки последний аргумент рыболова — это живец. Если и это предложение остается без должного внимания (в июле такое бывает), вместо ухи на костре будут китайские бомжпакеты. А не хотелось бы.

…Ниже по течению, в 20 метрах от стана, река делает небольшой поворот. На внутреннем изгибе в пяти метрах от берега уродливыми руками из воды торчат несколько крупных коряг. Сразу за ними вода реки разбегается мелкими водоворотами. Значит, здесь яма, примыкающая к основному течению. Как правило, в таких местах на основной реке стоит крупная щука, тогда как более мелкие экземпляры предпочитают мелководье речных «аппендиксов» и травяных заводей со стоячей водой.

Груз и буек первого поставка уходят в воду почти у самых коряг. Это не случайно, поскольку последующие 5–7 метров лески от буйка до поплавка, вытянутые течением, не позволят мелкому живцу против движения воды затащить оснастку обратно в подводный бурелом. Вторая составляющая грамотной установки летней жерлицы — расположение живца относительно стремнины и ямы. Идеальное место — граница между течением и стоячей водой, то есть свал, причем глубина на поплавке устанавливается относительно более мелкого места с быстрым течением. В утренние и вечерние часы хищник, покидая свою дневную закоряженную стоянку, так или иначе наткнется на свою жертву.

Следующий поставок заякорен возле небольших кустов камыша, которые примыкают к самому берегу. Здесь ширина речки 20 метров, перекат с глубиной один-полтора метра и довольно сильное течение. Надо сказать, что многие рыболовы считают, что пятнистая хищница — любительница только стоячей воды. Это заблуждение. В дневные жаркие часы именно на быстром мелководье часто раздаются удары хищника, гоняющего рыбью молодь.

…Ямы, крутояры, старицы, нависшие деревья — третья, восьмая, десятая установленная жерлица…

Через 300 метров реки все снасти расставлены. На все про все ушло около двух часов. Ур-ра, перекур!

На часах 21.30. Солнце, заваливаясь в свою люльку, напоследок пускало зайчики сквозь листву склонившихся над водой деревьев. Хорошо-то как! Река светилась и улыбалась, распуская на своей поверхности многочисленные морщины от играющей мелкой и крупной рыбы. Все, пора на стан. Завтра будет новый день и новая пища…

Пройдя около ста метров в обратном направлении, я заметил, что под обрывистым берегом (яма) гуляет пенопластовое мотовило одной из моих жерлиц. Поплавка нигде не было видно. Попалась, зубастая! В таких случаях весла, словно по волшебству, становятся на порядок длиннее, и скорость движения лодки возрастает втрое. Мотовило у борта, леска в руках. Короткая подсечка, и через полминуты двухкилограммовая хозяйка уйских вод заворочалась на дне лодки, недовольно разевая широкую пасть…

Уже на подъезде к лагерю на мелководье еще одна поклевка. В этом месте небольшой затон, полностью заросший белыми кувшинками, поэтому буек неподвижно застыл на краю речных лопухов. Щучешка весом 800 граммов, ухватив насаженного мелкого чебака, утащила поплавок в такие дебри, что ее пришлось буквально выскребать из травяных зарослей…

Уха, приправленная дымком и огненной водой, получилась на славу. Общение у костра продолжалось до глубокой ночи…

Едва солнце начало подавать первые признаки жизни, мои товарищи, подкачав свои резиновые плавсредства, растворились как ежики в тумане, который плотным белым одеялом укутал утреннюю реку. Туман всегда к хорошей погоде. Ну что ж, и нам пора на обход наших автономных и всепогодных поставков.

Первая жерлица, на которую вчера вечером удалось выудить 800-граммового «карандаша», снова в траве. На этот раз на тройнике ни живца, ни щуки. Бывает.

Вторая, третья, четвертая снасть…

Первый речной «крокодил» весом в 2,8 килограмма ждал меня на поставке № 8. Снасть была установлена в трехметровой яме под крутояром, где река делала очередной поворот. Видимо, хватка хищника произошла поздно вечером, потому что он почти не сопротивлялся. При этом рыбина так глубоко заглотила мелкого окуня, что для извлечения тройника пришлось применять хирургические инструменты. Далее на большом речном плесе с глубиной в два метра, где были расставлены сразу четыре жерлицы с подсадкой мелкого чебака, удалось взять пару 700-граммовых окуней… n

P. S. Итог двухсуточной рыбалки на живца в середине июля — 18 щук (трофей 3,6 килограмма) и четырех крупных окуня. Двухдневный улов моих друзей спиннингистов на искусственные приманки — шесть щурогаек весом до килограмма. Вот такие дела. Вывод, уважаемый читатель, делай сам и ни чешуи тебе ни хвоста!

Павел Прокопьев

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты