Они топтали иконы? Тептяри

23 Апреля 2009

В Аргаяшском районе плещется озеро Те(и)птерги. При обилии водоемов в этих местах озерко малозаметное, внимания оно удостоилось лишь в последнее время за редкостный состав прибрежных трав

В Аргаяшском районе плещется озеро Те(и)птерги. При обилии водоемов в этих местах озерко малозаметное, внимания оно удостоилось лишь в последнее время за редкостный состав прибрежных трав. Здесь и только здесь в области сохранилось несколько зеленых уникумов. Биологи предлагают создать здесь ботанический памятник природы. С тюркских языков название трактуется своеобразно: озеро-наковальня. Однако к кузнечному делу у него никакого отношения.


На старых картах именуется водоем как озеро тептярей. Обитал, оказывается, на Южном Урале такой народ. Как и мещеряки, — еще в прошлом веке. Упоминаются оренбургские тептяри в пугачевской смуте и в Отечественной войне 1812 года. Как и башкиры с мещеряками, в позапрошлом веке входили в служивое сословие и особое башкиро-мещеряцкое войско.
Оренбургский чиновник — генерал и ученый И.Ф. Бларамберг пишет о тептярях XIX века:
«Башкиры именуют так переселенцев татарского происхождения. Сначала тептяри арендовали у башкир землю, но позднее она стала их собственностью; это была награда за помощь, которую они оказали правительству при подавлении мятежных башкир. Сегодня тептяри живут небольшими группами по всей Оренбургской губернии, а также частично в Вятской и Пермской губерниях и образуют особую ветвь… Тептяри занимаются преимущественно охотой на пушных зверей, земледелием, скотоводством и пчеловодством. Однако по уровню хозяйства они отстают от русского крестьянина. Тептяри живут в обособленных деревнях, частично с башкирами: их число в Орен-бургской губернии составило в 1846 году 218 тысяч, среди них 111616 мужского пола».


А что же говорит о тептярях «Россия»? В этом фундаментальном многотомном труде начала прошлого века они называются народом, образовавшимся на Урале смешением татарских, марийских, чувашских переселенцев, а также местных удмуртов и башкир. Делается и предположение, что тептяри — «возможно, обломок древнего народа», потерявшего индивидуальность в окружении башкир и перенявшего от них язык, веру и обряды. Особенно бурно происходила башкиризация после того, как в 1855 году закон сравнял тептярей с башкирами. Сколько же было тептярей на Урале в начале прошлого века? «Россия» называет 300, а всего до 800 тысяч! Обитали они тогда на Южном Урале почти повсеместно. Компактно же на так называемой Учалинской даче в районе Верхнеуральска — 12 деревень-аулов. Сегодня это Учалинский район Башкирии, в своем роде этно-графический музей. По-прежнему здесь выделяется, в прошлом центральный в «даче», аул Ахуново. Он стоит на старинном Верхнеуральском тракте из Миасса в этот старый казачий город. Улицы прямые, дома добротные, просторные, зелень в палисадниках. Совсем старое русское село. Храм в островке зелени в центре, обшит тесом, свеже обновлен в сине-зеленые цвета. Только купол венчает не крест, а полумесяц — мечеть.
На местные залежные земли вы-ехали из «столицы» Учалинской дачи 17 семей — Мусины, Забировы, Хайбуллины, Рахматуллины… Вскоре к ним подселились татары из Слатинки и Узельгинки. В 1910 году здесь было уже 314 жителей. Поселок расположился по берегу Урлядки у подножия горок Маяк и Острая-Услутау, он был казачьим, и новоселам вскоре пришлось покинуть дома, воевать сначала на «германской», потом на гражданской. Новоахуновцы в основном предпочли красные знамена братьев Кашириных, в их походах особо отличились Хамит Хабиров и Сафа Мусин.
После гражданской поселок в голодное время пополнился русскими переселенцами из Верхнеуральска. Достатка нажить не успел никто, и редкий случай — никто не был раскулачен. По бедности и за колхоз проголосовали чуть ли не единогласно, а когда распустили после статьи Сталина «Головокружение от успехов», снова голосовали за колхоз почти все. С названием тоже своя интересность, не мудрствуя лукаво, назвали по ближайшей высоте Острая гора — Острогорский. А из города через пару дней бумага: колхоз — «Красный остров», видно, каракули протоколиста разобрали как Остров красный. Пару лет так и звались, пока не влили в крупнейший колхоз имени Сталина. Снова ненадолго гигант разукрупнили, и новоахуновцы оказались в колхозе имени XVII партсъезда…


В Уйском районе село Аминево в особинку. Сплошь русские селения, а это татарское. В прошлом очень даже правоверное со своей мечетью, настолько фундаментальной, что во времена воинствующих безбожников и борьбы с «опиумом для народа» была удостоена чести переквалифицироваться в храм культуры — клуб. И селение, заметьте, немалое. На рубеже последних веков имело 1054 жителя, в районе лишь пять селений больше. Селение настолько в прошлом блюло отеческие обычаи, что овощи не выращивало даже в начале XX века и валенки-пимы не носило. Такие вот закоренелые правоверные.


По возрасту селение среднее из трех, моложе Кидыша всего лишь на несколько лет. Называют 1747 год, когда «сходцы» с Синарского трехречья (север области) во главе с Амином Ибрагимовым переехали на свободные пограничные земли и службу, на Синаре приходилось брать землю у башкир в аренду за плату. В основном были среди них тептяри, но и мещеряки. В 1795 году в поселке было 30 тептярских дворов с 61 «душой мужеска пола» и 6 мещеряцких, 33 жителя, сеяли они хлеб, разводили скот и охраняли границу. В 1889 году в Казачьем поселке было 203 двора, около 1000 жителей, мечеть, школа, водяная и ветряная мельницы. Сейчас село считается татарским.


Если в районе назовут Аминево, то обязательно вспомнят Кидыш и Магадеево. Они по соседству и всегда были вместе, хотя и Аминево татарско-тептярское, Магадеево — башкирское, а Кидыш — русское. Пример добрососедства в нашем краю. Соседи были казаками-одностаничниками, относились к степной станице, служили Отечеству в одном полку. Хозяйствовать по соседству помогали, а праздников у них было больше, чем у других. На Масленицу, Пасху и Троицу аминевцы и магадеевцы гостили у кидышевцев, а те на Курбан-байрам у них.
В военно-служивом сословии тептяри состояли более 70 лет. В 1790 году был сформирован особый тептярский полк, а в 1798 году еще один. Тептярские полки отличились в Отечественной войне 1812 года. 1-й тептярский полк майора Темирова вступил в бои сразу же после перехода французской армией реки Неман в июне 1812 года. Осенью он входил в партизанский отряд Дениса Давыдова, затем громил отступающего «француза» до границы и участвовал в заграничном походе русской армии. 2-й тептярский полк в этом походе штурмовал Данциг. 1-й тептярский полк отличился в битве за Лейпциг, во Франции тептяри воевали в отряде Сеславина, участвуя в рейдах по тылам противника, а также боях за Париж под городками Арси-сюр-Об и Фер-Шампенуаз (в области поселки Арсинский и Фершампенуаз).


Многие тептярские воины были награждены серебряными медалями «За взятие Парижа» и «В память войны 1812 года».
В 1835 году тептярские полки были слиты в 1-й Оренбургский казачий полк, затем переименованный в Уфимский, в его составе тептяри участвовали в походе на Хиву. В 1855 году их включили в состав башкиро-мещерякского войска. После его упразднения большая часть тептярей вышла из воинского сословия, однако часть была переведена в Оренбургское казачье войско. Так в Карагайскую станицу вошли поселки Ахуновский и Слатинский, а в Степную — Аминевский.


В Ахуново я побывал во время экологической экспедиции «Синегорье» в 1988 году, тогда и узнал об Учалинской тептярской даче. Когда же узнал, что мой знакомый по издательским делам Айвен Сиразитдинов тех самых корней, конечно же, пустился в расспросы, что и почему. По записям с его слов: «Мы знали, что тептяри, но нас писали в советское время сначала татары, потом башкиры, я по паспорту башкир. Название? Наши говорили, от слов «тип — топтать, тере — икона», то есть «иконы топтали». Мол, когда Иван Грозный взял Казань, наших насильно менять веру заставляли — крестили. А они не хотели и ушли в Башкирию. Может, и легенда, но что мусульмане у нас все верные, это точно».


АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВ

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты