Самый уральский народ. Башкиры

7 Мая 2009

Башкиры самый уральский, самый исконный народ на Южном Урале и в нашей области. Однако следует сделать поправку — не на всей территории, а в горной части и предгорьях

Башкиры самый уральский, самый исконный народ на Южном Урале и в нашей области. Однако следует сделать поправку — не на всей территории, а в горной части и предгорьях. Река Урал, междуречье Уя и Миасса столетиями были пограничьем башкир с киргиз-кайсаками, тюрками, значит, юг области казахский. Ну а в остальной части никто никогда, кроме предков башкир, не обитал, можно сказать, с каменного века. Это часть прародины угров, а угорские племена здесь или полностью вошли в состав башкирского народа, или слились с пришедшими сюда другими, в основном тюркскими, племенами.

Кровные родичи
Самая поздняя ступень — поволжско-среднеазиатский пласт. Этот приток в XVI–ХVIII веках связал башкир с каракалпаками, узбеками, туркменами и калмыками. В этих народах одноименные племена с башкирами. Память о XIV–ХV веках, когда часть Башкирии была под властью ногайской орды, — ногайские имена племен. Приток XIII–XIV веков, кипчакско-половецкий, связывает с казахским народом. Кстати, одно из племен называется ногай-кипчак. Следующая ступень, приток, связывающий башкир с узбеками, как и с болгарами, — пласт ранних тюрков (огузы, булгары).
Пятая ступень — это уже скорее не приток, а русло. Как известно, Южноуралье сегодня признано колыбелью финно-угорских народов. В этих местах осталось немало венгерских (мадьярских) названий. Кудей (кесей), эней, юрматы и еще два племени одноименны в этих народах. Отсюда древняя угорская кровь в башкирском народе. Кровь общих предков связывает башкир с поволжскими финно-уграми: удмуртами, коми, мари — роды гайна, толбуй, танып, танай… А сколько исконных обитателей Уральских гор, став башкирами, не сохранили память о предках! Второе приметное глубинное течение башкирской реки — так называемое северо-иранское, ступень шестая. Следы исторических сарматов (и не только) сохранились в названиях башкирских племен.
И наконец, самые глубинные пласты, самая низкая ступень лестницы, донное течение — уже доисторические времена. Времена общих предков тюрков и индоевропейцев — бронзовый век. Именно тогда уральские «степняки» — братья ариев расселялись по Великому степному поясу Евразии от Дуная до Китая. От их смешения с местными монголоидами и произошли древние тюрки, что в первые века нашей эры пришли на свою южноуральскую родину.
Русские с башкирами — кровные родичи. Некоторые более близкие, чем с украинцами и белорусами. Более того, ближе даже, чем иной русский русскому и башкир башкиру. Это те русские и башкиры, чьи предки были финно-уграми, ведь некоторые их племена полностью вошли в состав этих народов. Башкирский народ, можно сказать, ровесник и столь же молод, как и русский. Вот и получилось, финно-угры, ушедшие в Европу, стали русскими, в иных местах и без примеси славянской крови. Те, что остались на грани материков, влились в башкирский народ, в иных местах лесных, горных, непривлекательных для тюрков, и без примеси тюркской крови. Во все времена этнографы отмечали приметное отличие горных, лесных башкир от степных, ведь первые прямые потомки, почти без примеси тюркской крови, древних уральских угров. Потому и позволяют себе утверждать, что иной русский по крови ближе иному башкиру, чем славянам и тюркам. Роднит их угорская кровь.

Четыре племени
Что представляла тогда его этническая карта? К тому времени башкирские племена уже более полутора веков как добровольно вошли в состав русского государства и платили ясак. По старинке со времен ханств они делились на четыре податные даруги, русские пере-иначили их на дороги — Казанская, Осинская, Ногайская и Сибирская. По-следняя — зауральская — и приходилась в основном на Челябинский Урал. Ее заселяли преимущественно четыре родо-племенных объединения, составляющих особую группу так называемых зауральских башкир. Челябинск был основан на землях табынцев, западнее в основном обитали айлинцы (эйле-айле), северо-западнее и севернее — катайцы. На северо-востоке обитали сальюты-салджуты, как и катайцы, они селились на территории Курганской области.
Местообитание и численность отдельных башкирских родов можно определить по волостям, на которые делились даруги для сбора ясака. Поэтому в каждой волости указывалось число дворов (первое число) и душ «мужеска пола, которые могут воевать». Так что и дети, и немощные старики во внимание не принимались.


Первый список волостей Сибирской даруги, который удалось найти, датируется 1725 годом. Кунгурский бургомистр Южнев занес в него 24 волости: Салаутская (сальют) (138–414), Катайская (206–618), Мекатинская (бикатин) (45–135), Терсятская (терсяк) (40–120), Сыгранская (сынряне) (40–120), Белокатайская (балакатай) (112–336), Каратабынская (325–9750), Чирлинская (120–360), Айлинская (айле) (530–1590), Сискинская (сызгы) (152–456), Сардинская (сарт) (135–405), Кубаканская (315–945), Кудинская (кудей) (225–675), Трухменская (туркмен) (217–651), Тубеляцкая (тубеляк) (57–171), Мурсинская (222–666), Дуванская (дуван) (100–300), Кушлинская (79–237), Уфимская (упей) (76–228), Шигирская (шигир) (37–111), Баланчинская (120–360), Умитская (130–390), Таныпская (танып) (170–510), Кусинская (кесей) (120–360). Всего 3711 дворов; 11135 мужских душ — воинов около 60 тысяч.
Самые крупные родоплеменные группы: айлинцы, катайцы, каратабынцы, кудейцы, куваканцы, трухменцы. За исключением Кушлинской, Чирлинской, Баланчинской, Умитской и Мурсинской волостей, остальные легко читаются по названиям башкирских родов-племен и вписываются в карту Челябинской области, Башкирии и Курганской области. Из крупных родоплеменных подразделений почему-то не называются известные нам барын-табынцы и сынряне.


Список волостей 1735 года (начало освоения края): 1. Кудейская; 2. Елтяцкая; 3. Таныкская; 4. Балык(ан)чинская; 5. Кущ(с)инская; 6. Айлинская (роды — айле, упей, дуван, сызглы, мурзалар, сарт, тюбеляк, тарлаклы (тырнаклы); 7. Куваканская; 8. Барын-табын; 9. Карат-табын (роды – каратабын, аяла, кунюрган, бекатин-бикатин, ка(ы)пчак, музул, кубеляк, тялев, акшурас); 10. Мекетинская (бикатин); 11. Катайская; 12. Балакатайская; 13. Бучкурская; 14. Синрянская (сынряне); 15. Сызгинская; 16. Терсякская; 17. Сабанская.
Следующий список волостей составлен по Топографии П.И. Рычкова 1750-х годов. Указываются родоплеменные подразделения: 1. Кудей — урман, билекей, кир-кудей, шайтан-кудей, ногайлар, зюббердин, усрак-кудей, уруста-кудей, кулляд-кудей, дуван, трухмен, лямес (отсюда речка Лемеза) — это запад области. 2. Танып — кур-танып, балахчин, су-танып, унлар, ункурда — это северо-восточная Башкирия и северо-запад области. 3. Айле — арша, елан-айле, упей, дуван, таз-дуван, сызген (сызгы), еирли, мурзалар, та(ы)рнакли, каратулинак, сарт, тюбеляс, чублисызгы — запад и центр области. 4. Кувакан — елан-кувакан, тау-кувакан, сатка, сагит, куркули — район Сатки. 5. Барын-табын — айле-табын, кук-зюряк, кыпчак, мусюл-табын, акшураз — район Челябинска. 6. Катайская — бала-катай, бучкура, са(ы)нрян, сызги, чирли, терсят, бекатин, чалжаут (сальют), сартлар — север и северо-восток области, Курганщина.

Палласовский список
Путешествие по башкирским вотчинным землям завершим палласовским списком начала 1770-х годов. Скрупулезный, как всякий немец, Петр Симон Паллас в своих дневниковых записях, следуя из Уфы в Челябинскую крепость, отмечал каждое башкирское селение, а также вотчинные родовые земли. Делать это было ему несложно, ибо, как отмечает он «…у башкир пределы поколения племени по горам и рекам точно известны». По записям путешественника на землях от Уфы до Исетской провинции (Зауралье) тогда обитали «поколения» — племена кудей, или кезей и айле (оба делились на 12 родов), а также куахан (кувакан), каратабан, баратабан и катай. Возле Катавского завода Паллас отмечает волость Шайтан-Кудей — родовые земли Салавата Юлаева. Одна из деревень именуется Трухмен-Кудей (род туркменов в составе кудейцев). Здесь же Каратаваул (род катавлы), рядом деревня Ниссебаш (Насибаш), которую за восемь лет до того, по заметкам Палласа, основали мещеряки. Севернее современной станции Кропачево проживали мурзаларцы. Кстати, именно здесь Паллас отмечает, что башкиры — народ венгерского происхождения, но их язык татарский (тюркский), а также что кудей-кезей именно одно из пяти венгерских племен, часть которых ушла на Дунай в Паннонию и основала там современную Венгрию. Упоминает Паллас и аул, где живет правитель рода тюбеляков (сегодня село Тюбеляс) из поколения айле.
В Исетской провинции (Челябинское Зауралье) Паллас, к сожалению, не отмечает родовую принадлежность местных башкир, но она просматривается в списке волостей, который он приводит. Проживала здесь тогда 57391 «душ мужеска пола», из коих башкир — 4118 из племен и родов балакатай, айле, баратабан, каратабан, темь (тамьян), кубеляк, кувакан и залдаут (сальют). На пути в Кыштымский завод из Челябы Паллас упоминает Сартинскую волость и Сартыаул.


Приведем и башкирские селения, упоминаемые Палласом, это позволит жителям тех из них, что сохранились, познать их старину. В европейском углу области он называет Шиганей, Миндеш, Усман, Трухмен-Кудей, Каратав, Кумляк, Суляк, Цигарцинкуль, Бактуган, Тюбеляк; в Исетской провинции: Юзуп (Юсуф) — аул, Алпаныш-качен, Айле, Точта, Мурзагул, Юраул, Муслюм, Кочкуль, Сугояк, Сувашаул (Сулейманово), Татей, Алагус, Сарты, Кизил, Даур, Бердем, Багазы.


АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВ

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты