Тезки Поднебесной империи

20 Августа 2009

Поднебесной империей в прошлом называли Китай, а катайцы — одно из самых крупных башкирских родоплеменных объединений

Поднебесной империей в прошлом называли Китай, а катайцы — одно из самых крупных башкирских родоплеменных объединений. Созвучие неслучайно. Катай — из числа самых древних племен. Возможно, часть из них была в числе первых тюрков, ушедших с сибирской прародины на запад и достигших Южноуралья. Ряд ученых видит в предках катайцев могучих, широко известных в свое время племен киданей или каракитай. Кстати, Китай именуется именно по ним, хотя и никакими китайцами они никогда не были, а только соседями, причем враждебными. Войн с воинственными кочевниками у Поднебесной империи было не счесть. Есть мнение, что в жилах киданей текла кровь монголов и тунгусов.

Жили они на востоке Монголии и в Забайкалье, известны с первых веков новой эры. Они воевали с китайцами заодно с хунну (гунны), часть ушла с ними на запад. В VI веке кидани вошли в Тюркский каганат, роднились с тюрками, но и враждовали. В Х веке оставшиеся на родине кидани образовали мощную державу. Китайцы, которым они постоянно угрожали, называли ее Ляо, на европейском Западе она была известна как Хотан. Держава киданей простиралась от Японского моря до Туркестана. Киданей в конце концов разгромили. Значительная часть их (16 тысяч кибиток) ушла в Семиречье, где стала именоваться каракитаями, и создала свою империю Си ляо, западные границы которой омывались Каспием. Здесь их настигли монголы под началом Чингисхана. Как и заведено было у захватчиков, побежденные каракитаи, ктаи были включены в их тумены. С ними они и пришли в Европу, осели в Приуралье, войдя в башкирский народ. Кстати, есть среди катайцев род каракитай.
Собственно катайцев в объединении шесть крупных родов: улу (большой), бала (малый), ялан (степной), тау (горный), идель (речной) и кузгун. Остальные из прибившихся к ним племен, родовых подразделений — иных, разных кровей. Есть среди них самодийцы — сызгы, упей и сынряне. Катайский род кусюк (щенок) обитал в горах Златоустья. Есть версия, что именно по нему у златоустовцев прозвище кузюк…
Из многочисленных катайских тамг обратим внимание на багау. Так называется топор для выдалбливания бортей — ульев из стволов деревьев. Многозначительный знак! Значит, исконным занятием этого родового подразделения было бортничество, с которого пошло пчеловодство. Вот откуда пошел знаменитый на весь мир башкирский мед. Наш ашинский угол — восточные пределы башкирского пчеловодства. Этого промысла среди тюрков-скотоводов сроду не наблюдалось.


Уже в последние века катайцы, вытесненные с приуральских вотчинных земель айлинцами и табынцами, перешли Уральские горы и обосновались на освобожденных сибирскими татарами с поры Кучума зауральских озерно-болотистых равнинах по рекам Караболка, Синара, Чусовая, Теча и Исеть, став самыми восточными башкирами. Их кочевья находились и на нашей территории, и современной Курганщины, где Сафакулевский и Альменевский районы заселяют потомки ялан-катайцев.
Кучум и Кучумовичи двинулись вглубь сибирских степей и дальше на Алтай. По преданиям зауральских башкир, у них есть там родичи. В свое время им дал здесь вотчинные земли сам Кучум. При этом уместно обратить внимание на такую этническую особенность Челябинского Зауралья. Среди башкир проживает немало татар, особенно в Каслинско-Кунашакском пограничье. Они смутно представляют, как здесь оказались. Наиболее расхожее объяснение — пришли после разгрома Казанского ханства, возможно, вместе с башкирами. А возможно, среди них есть сынряне, бикатин и терсяки. Память о небашкирских корнях была среди них сильна, как и об участии в кучумовских войнах. По свидетельствам поза-прошлого века, некоторые из них тогда считали себя сибирскими татарами.


О том, как появились катайцы в наших местах, повествует родовое сказание. Башкиры сравнительно недавно освоили письменность. До этого, как другие тюрки, хранили память о прошлом, своих предках, легенды и предания устно, передавая из поколения в поколение. Бережнее всего сокровенное сказание о предках — шежере. Такое хранилось почти в каждой деревушке-йорте. В деревне Чебакуль Кунашакского района до сих пор знают шежере Аксуваш. Так звали основателя местного рода.
В шежере в основном имена. Первым на первой странице Аксуваш, по нему и именуется род. Далее пометка, что род Аксуваша вышел чуть ли не с берегов Камы во времена Ивана Грозного. Покорение Казанского, Астраханского, а затем и Сибирского ханства произвели великие потрясения среди народов Поволжья, Урала и Сибири. Жестоким был царь и для своих, и для чужих, много крови пролил и на татарских берегах Волги, и в черемисских (марийских) лесах. Да еще начали было переводить насильно в христианство. Нет, далеко не все покорно и добровольно встали под руку грозного царя. Непокорные частью легли под московскими секирами, остальные ушли из отеческих пределов. Да и куда им было уходить, как не в Зауралье? Башкирские даруги добровольно признали власть Москвы, за что и были ограждены договором их вотчинные земли. Царь запрещал русским вступать в башкирские пределы, что и соблюдалось почти два века. А после кучумовщины — войн с ханом Кучумом — Зауралье сделалось малолюдным.


Самой ранней датой помечен в шежере 1680 год. Тогда, собственно, и начинается в нем поименный отсчет колен рода. Начинается примерно так. Жил-был в то время Аксуваш уже между реками Аем и Уфой, где сейчас села Старобелокатай и Новобелокатай (Восточная Башкирия). От белого цвета в названиях ничего, правильно бы балакатай — по племени. И вот двое братьев — Аксуваш и Булат — решили коч(ш)евать дальше.
Сначала, как водится, пошли на разведку. Взяли братья лук (бил на 100 метров — такая вот точность), жеребенка-двухлетка (зарезать на еду) и отправились на разведку за Уфу. Через пол-луны вернулись с хорошей вестью, нашли, мол, хорошие места. Травы добрые, вода чистая, рядом место тихое под зимовье-йорт нашлось.
Кошевать с ними, услышав заманчивые вести, решились еще два брата — Бакатан и Манатау. На облюбованном месте (называлось оно Кыштам — тихое зимовье, здесь ныне город Кыштым) жили лет десять. Жить бы да поживать, да и сюда стали доходить урусы, уже «соксоны»-землерои руды искали. И тогда (в 1700 году, уточняет шежере. И как это точную дату устанавливали?) повел Аксуваш своих дальше от русского духа. Остановились, где нынче Карабаш. А через год смотрят — и здесь рудознатцы в горе копаются, нашли руду. И снова откочевали коши братьев.
Аксуваш остановился на озере Уелги, а Манатау ушел за Течу, верст за сто высточнее. Года через два Аксуваш тоже отошел, а здесь осел Булат. Аксуваш же перешел на озеро Калды. Осмотрелся окрест и облюбовал Чебакуль, которое соединялось с озером Уелги, где и поставил свой кош. Один сын, Сагай, остался с Аксувашем. Другой, Тугай, поселился в нескольких верстах, его потомки — Айсувак-Аксура-Калимулла-Хамидулла, а деревня его Аминово.


С 1825 года «свои» озера Агашкуль, Тишки, Чебаркуль, Калды и другие аксувашевцы сдавали в аренду русским. Ловили рыбу и сами, особенно любили щуку. В 1891 году была страшная засуха, только рыбой и спаслись, и то вымерли наполовину.
После Великой Отечественной войны Шагимардан перевел шежере на русский и записал в амбарную книгу, взятую в колхозном правлении. Это ему было нетрудно сделать. Четверть века он был председателем местного колхоза имени Октября, за что имел не только выговоры, но и награды вдобавок к фронтовым. Тройная колодка наград — это немало. Храбрый был воин, жизнь не щадил за Отечество, как и на колхозном поприще.
Сильно переиначились к нашему времени земли рода Аксуваша. Каждый из его сыновей встал на окрестных озерах кошем, и ветвь каждого разрослась новыми кошами-деревнями. Ныне большинства из них уже нет. Лишь россыпи камней на их местах. То не просто камни, а навершие могил. Потомков Аксуваша раскидал по земле бурный, лихой на разрушения и беспамятство двадцатый век. Они среди нас под разными фамилиями, но им нетрудно вспомнить, кто их предки. В их роду сохранилось заветное, сокровенное сказание — шежере.
По данным этнографов, в Аргаяшском районе живут в основном балакатайцы. В деревне Булатова — представители родов вактар, телекей, казан, азгым; Метелева — барын, кулсыкай, кучук, калмак, азгым; Уразбаева — вместе с сызгинцами, а также в деревнях Бигарды, Сары, Суртаныш, Сыргайды. Кунашакский район заселяют улукатайцы: Кулужбаева — калмак, кулумбек, гаделша, айыу; Сарыкульмяк — кетей, апан, азан, ялан; Сулейманова — вместе с баратабынцами и терсяками; Усманова — с айлинцами и т.д. В Нязепетровском районе улукатайцы с шуранцами проживают в деревнях Аптрякова и Юсупова; в Сосновском — с айлинцами в Шигаево; балакатайцы заселяют Булатово Уйского района и Сары в Троицком районе.


Память о древних племенах кидань, ктай, катай осталась на карте Южноуралья. Мы уже упоминали Старо-, Новобелокатай в восточной Башкирии (племя балакатай). По Челябинской области течет речка Катав, на ней стоят города Катав-Ивановск, поселок Верхний Катав. В западном углу области высятся Катайские горы. На за-уральских равнинах плещутся озера Катай и Катайкуль. В Курганской области находим город Катайск, поселок Катайку. Обратите внимание, вообще на слова с корнем «кид», «кит» встречаются тюркские и русские фамилии, имена, топонимы. Возможно, они от древнего слова, означавшего «сильный, крепкий». Так что предком Китаевых мог быть вовсе не китаец, а сильный человек восточных кровей.


Александр Моисеев

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты