Фершампенуаз—столица, Париж—село. Нагайбаки

17 Сентября 2009

В Ахуново я побывал во время экологической экспедиции «Синегорье» в 1988 году, тогда и узнал об Учалинской тептярской даче. Когда же узнал, что мой знакомый по издательским делам Айвен Сиразитдинов тех самых корней, конечно же пустился в расспросы, что и почему

В Ахуново я побывал во время экологической экспедиции «Синегорье» в 1988 году, тогда и узнал об Учалинской тептярской даче. Когда же узнал, что мой знакомый по издательским делам Айвен Сиразитдинов тех самых корней, конечно же пустился в расспросы, что и почему. По записям с его слов: «Сейчас можно говорить (шла перестройка), что мой дед был муллой в мечети Ахуново, очень уважаемым человеком, знал арабский язык, окончил медресе в Троицке. Мы знали, что тептяри, но нас писали в советское время сначала татары, а потом башкиры, я по паспорту башкир. При переписи вообще чудили: в одной семье кого запишут в башкиры, кого в татары. Моя тетка преподавала в одной из наших школ татарский, а ведь разница очень заметна. И слова, и произношение, и вообще. Название? Наши говорили: от слов «тип» — топтать, «тере» — икона, то есть «иконы топтали». Мол, когда Иван Грозный взял Казань, наших насильно менять веру заставляли — крестили. А они не хотели и ушли в Башкирию. Может, и легенда, но что мусульмане у нас все верные, это точно».


Сиразитдинов — майор авиации, после Оренбургского военного авиаучилища много где побывал: и за границей — участвовал в горячих точках, Вьетнам в том числе. Узнал его, когда он, налетав на очень раннюю пенсию и свободное время, вспомнил свою тягу к слову, стал приходить с рукописями к нам в Южно-Уральское книжное издательство. До лихих девяностых он успел издать четыре книги: две в Москве, две у нас. Все военно-«небесные». Сейчас на его счету за десяток книг, есть даже сказки. О тептярях он еще пишет.
Но книга «Тептяри» есть, может, в Челябинске лишь у меня. Ее издали в Москве, на всю страну — 300 экземпляров. Из нее я узнал, что кроется в этнониме «тептярь». В книге приводится до десятка толкований: помимо «топтатель икон», еще «бродяга, хищник, новопоселенец, отвергнутый…». Большинство исследователей склоняются, что название от персидского слова «дефтяр — список, реестр», у чувашей «типтер — бирка с зарубками». Все сводится к населению, которое платило подать по особому списку. Это понятие бытовало в монголо-тюркской среде чуть ли не с времен Чингисхана.

Стали считаться татарами
Этнографический уникум Челябинского Урала — Нагайбакский район. В основном здесь и нигде более в стране компактно проживает малая народность — нагайбаки. Они стали приметны здесь среди первопоселенцев Новолинейного района. В 1840-е годы граница была передвинута на восток от Урала, земли между новой и старой границами и стали так называться. Они были переданы Оренбург-скому казачьему войску и были заселены казаками, переселенными из старых станиц войска. Среди них и были казаки-нагайбаки, компактно заселенные в основном на территории района.


Нагайбаков одни этнографы считают группой (субэтнос) крещеных татар, другие — близкими к татарам. Язык нагайбаков — говор в составе среднего диалекта татарского языка, схож с говором «кряшец». Верующие нагайбаки — православные и относятся к «старокрещеным»», то есть принявшим христианство в XVI—XVII веках, сразу после покорения Казанского ханства Иваном Грозным. Название этого малого народа встречается лишь с XIX века и дано по Нагайбакской крепости и одноименной станице. Однако есть и точка зрения о существовании этого этнонима еще в XVII веке.
Происхождение нагайбаков неясно, одни связывают их с крещеными ногайцами, другие — с крещеными казанскими татарами. Наиболее аргументировано мнение о первоначальном проживании предков нагайбаков в центральных районах Казанского ханства, как и о их возможных финно-угорских корнях из местных племен, входивших еще в состав Булгарского ханства. В XVIII веке в состав нагайбаков вошла группа крещеных «азиатцев» (персов, арабов, бухарцев, каракалпаков, бежавших из рабства в Средней Азии киргиз-кайсацкого плена» и позднее.
Есть сведения, что нагайбаки состояли на воинской службе чуть ли не со времен Ивана Грозного. В первой четверти XVIII века они жили в 25 деревнях Уфимского уезда. За верность царской администрации во время башкирско-татарских восстаний нагайбаки были наделены землей и определены в «казацкую службу». В 1736 году деревня Нагайбак, расположенная в 64 верстах от Мензелинска, названная, по преданиям, по имени стоявшего там кошем башкира, была перестроена в крепость. Сюда и были собраны все «крещеные татары» Уфимского уезда, которых в 1744 году насчитывалось 1359 человек, жили они в селе Бакалы и 10 деревнях на крепостных отводах, их число росло по мере обращения в православие тептярей и мещеряков.


В 1842 году казаки-нагайбаки были переведены в Зауралье — в Верхне-уральский и Оренбургский уезды на новолинейные земли Оренбургского казачьего войска в новые поселки Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Требия. В ряде селений вместе с нагайбаками были поселены русские казаки и крещеные калмыки. В Оренбургском уезде нагайбаки поселились в поселках с татарским казачьим населением, с которым начали быстро сближаться, приняли мусульманство и стали считаться татарами.

Родовое гнездо
Обособление нагайбаков, появление особого названия было предопределено их ранней христианизацией, длительным пребыванием в составе русского казачества, значительным удалением от основного татарского массива и смутной памятью об инородности в нем их предков. Во второй половине позапрошлого века нагайбаки выделяются как особая этническая группа крещеных татар, а во время переписей 1920 и 1926 годов — как самостоятельная народность. Численность нагайбаков постоянно растет: 1719 год —1,5 тысячи, 1744 год —1,8; 1762 год —2,7; 1833 год —5,5; 1857 год — 6,8; 1897 год — 8,7; 1920 год — 8,9 тысячи человек. По более поздним переписям они именуются татарами, в начале нового века в национальном районе их числится 7394 человека. Компактно нагайбаки проживают еще в деревнях Варламово, Попово, Болотово и Лягушино (Ключевка-2) Чебаркульского района и Краснокаменке Уйского района, остальные в основном в городах.


Праздники нагайбаков приурочены к христианскому календарю: Троица -Тройсын, Масленица — Май чабу, имелись и другие свои названия, например, рождественские недели назывались нардуган. Весенне-летние праздники были общими с другими татарами, но имели христианскую окраску: выделялась Пасха с «вербной кашей», сбором детьми крашеных яиц, сбором подарков и проведением состязаний (борьба, бег, скачки — явное сходство с сабантуем). При засухе проводилось моление и угощение кашей, такой же обряд имеется и у татар-мусульман, сходный у православных. Устное народное творчество сохранило старинные песни, в отличие от татар у нагайбаков развито хоровое пение, в которых отражается воинская служба, тоска на ней по родным и родным местам — явное влияние казачества.
Следует сказать, что нагайбакская округа в казачьи времена была менее заселена, чем другие места Второго военного отдела. Объясняется это тем, что здесь огромную площадь занимали два военных лагеря, где отрабатывали на сборах воинские навыки казаки всего отдела.
На рубеже прошлого и позапрошлого веков территория района входила в Верхнеуральский уезд Оренбургской губернии и в земли Второго отдела Оренбургского казачьего войска с центром в Верхнеуральске — Березинский, Наваринский, Великопетровский, Верхне-уральский станичные юрты-станицы. Из состава первой в Нагайбакский район перешли поселки Фершампенуазский, Астафьевский и Куликовский; из Наваринской — Александро-Невский и Требиятский; из Великопетровской — Парижский; из Верхнеуральской — Остроленский, Кассель, Куропаткинский и Арсинский. Эти станицы дали на Первой мировой, «германской», войне многие десятки георгиевских кавалеров, из них десятки вернулись с фронта с несколькими Георгиевскими крестами. По три креста заслужили старший урядник Е.А. Плаксин из Арсинки, младший урядник И.С. Иванов из Остроленки и вахмистр К.И. Кожемякин из Куликовки; с двумя «Георгиями» вернулись в родные станицы старшие урядники А.П. Захаров и Н.Г. Хаврятов, младшие урядники Н.А. Сфанников и И.X. Григорьев. Были и полные георгиевские кавалеры, заслужившие полный бант знаков ордена Святого Георгия — четыре креста и четыре медали. Среди них в особинку кассельский казак Василий Федорович Нусхаев. Все георгиевские награды он заслужил за неполных полгода начала войны — в 1914 году.


Потомственные воины нагайбаки доблестно воевали в Великую Отечественную войну. Героем Советского Союза стал гвардии сержант танкист Е.А. Бикбов. Он был на воинской службе с 1934 года и боевое крещение получил на озере Хасан.
Нагайбакский район, пожалуй, единственный в области, где в каждом селении выявлены все коренные родовые фамилии, идущие в основном от первопоселенцев, заселивших «Нагайбакскую республику» из стародавних Нагайбакской и Бакалинской станиц: в Арсинке — 60 фамилий, Остроленке — 36, Париже — 64, Требии — 45, Фершампенуазе — 56. Этот достойный уважения огромный труд свершил создатель и первый директор районного музея, подлинный «Нестор нагайбакчины» А.М. Маметьев.


Александр Моисеев

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты