Венгры. На родине предков

1 Октября 2009

В июне 2009 года «Южноуральская панорама» рассказала читателям о значительном пополнении мадьярской коллекции областного краеведческого музея «серебром» из синеглазовских курганов

В июне 2009 года «Южноуральская панорама» рассказала читателям о значительном пополнении мадьярской коллекции областного краеведческого музея «серебром» из синеглазовских курганов. Статья называлась: «Венгрия. Челябинский исход». Средневековые мадьяры, как, впрочем, и башкиры, больше были кочевниками, остатков селений после них не обнаружишь, а захоронения малозаметны. Эта эпоха именовалась Великим переселением народов, в котором последовательно участвовали сарматы, гунны, болгары, угры, тюрки… Они враждовали, смешивались, рождая новые племена и союзы. Потому до последнего времени утверждается идентификация признаков сугубо мадьярских артефактов (археологических находок).

Первый вопрос нашему собеседнику Сергею Боталову, конечно, об уелгинском «серебре». Откуда уверенность, что оно связано с древней Венгрией и Башкирией?
— У кочевников этого периода особое внимание уделялось украшению кон¬ской упряжи. Серебро было у них в особом почете. Сбруя украшалась узорными накладками: чем богаче, тем выше статус хозяина в племени. У вождей на конской упряжи блестит серебро, как и на поясах. А на накладках «фирменные знаки» племени, его небесных покровителей — особый растительный орнамент, фигурки зверей. В особом почете дракон, растительный орнамент и сказочный зверь — симург (собака-лев-птица). Накладки повторяют сюжеты синеглазовских артефактов, в том числе трилистники, драконов. Особо распространяться о находках в некрополе на озере Уелги не буду. Он только обозначен поисковыми раскопками. И местоположение не уточняю. Поисковики-кладоискатели до нас уже его основательно поковыряли. Внешне на поверхности сегодня проглядываются более 25 курганов. Металлоискатель определил его площадь в границах 30 тысяч квадратных метров. А подъемка артефактов с поверхности и из-под дерна составила уже около 500 предметов. Такого богатого поступления древностей средневековых башкир и мадьяр в нашем краю вообще еще не было.
Второй повод для нашей беседы — выпуск путеводителя «Тур-экспедиция в страну Южноуральская Магна-Югория». Югрой с летописных времен называли обитателей Урала. Правда, его зауральской северной, средней и южной части. Новгородцам, а затем и «московитам» эти уральские края были почти неведомы, их разделяли волжские ханства. Но Югория и тогда простиралась на весь Урал и предгорья, пока степное Южноуралье не заняли кимаки-кыпчаки (IX X), после чего начинается отсчет истории башкирского народа. «Магна» — великая, «Магна-Хунгария» — Великая Венгрия. Так средневековые хроники называли страну венгров, что начиналась от Волги и простиралась по степному и лесостепному поясу вкруг Южного Урала до Иртыша. Сведения о ней были столь туманны, что в XIII веке венгерский король Бэла послал сюда на разведку монаха Юлиана. На Дунае венгры-мадьяры помнили, что пришли отсюда, и решили узнать о стране предков подробнее. Монах за Итилем (Волгой) действительно встретил жителей этой страны и свободно разговаривал с ними на родном языке. Обрадованный Юлиан благополучно вернулся и доложил о встрече королю. Тот снова отправляет монаха, уже для установления связей. Увы, посланец вернулся ни с чем. За Волгой он встретил безлюдную, мертвую пустыню. Оно и понятно, ему не повезло на встречу, а Волжской Булгарии и Великой Венгрии и на существование. Они сгорели в пожаре Батыева нашествия.


— Прежде всего, оговорка. Конечно же, Магна-Югория — понятие условное. Вероятнее всего, как и Магна-Хунгария, — такой страны, кстати, как и арийской Страны городов, цельно и одновременно никогда не существовало. Мы сделали первую попытку представить угорские древности нашего края как исторически цельные, непрерывные с каменного века до Средневековья. Что это было так, сегодня мы уверены, для такого утверждения скопилось достаточно много артефактов. На маршруте нашего путеводителя представлены писаницы святилищ на озерах Большие Аллаки, Аракуль и на реке Уфе возле Арасланово, Араслановская пещера и писаница в долине реки. Корифеем уральской науки В.Д. Викторовой эти группы писаниц отнесены к периоду средневекового угорского населения. Посещения Араслановских писаниц местными мансийскими семьями, по сообщению нязепетровцев, продолжались вплоть до 1960-х годов. Писаницы — это не просто случайные зарисовки, расположенные вблизи святилищ, навесов и гротов древних праугров. Это иллюстрация сюжетов древнеугорской мифологии (прарождение мира, земная охранительная деятельность верховного божества Мир-сусне-хума, образы предков-покровителей).


— И наконец, третий повод для нашей беседы — посещение венгров. Получается, они стали пионерами тур-экспедиции Магна-Югория, а вы — первым гидом на маршруте…
— На венгерских гостях мы отрабатывали «угорский» северо-западный маршрут. Однако следует сказать, что это лишь часть «кругосветки» по Магна-Югории, которую мы проехали по Южноуралью. Общая ее протяженность около трех тысяч километров. Начало: Кичигино — Синеглазово — Граултры — Аллаки — Аракуль — Иткуль — Арасланово. Затем километры по башкирскому Предуралью, которое в Средневековье и считалось страной Магна-Хунгария. Перевал Уральских гор в районе Белорецка с выходом в район Магнитогорска, где тоже есть следы легендарной башкирско-мадьярской праистории, и возвращение в Челябинск. Мы представляли Магна-Югорию венгерскому антропологу (так на Западе называют и археологов), зовут его Чаи Ласло Копань. Впечатлений ему хватило на книгу, за которую он взялся, как и за сценарий о путешествии по южноуральской Магна-Югории. Вторая поездка была покороче, и наш турист поближе. Сакоч Шабо — предприниматель, в Чесменском районе он поднимает аграрное хозяйство, чуть ли не самое заметное в районе. Узнал о мадьярских древностях из прошлой нашей беседы в «Южноуральской панораме» и так заинтересовался, что упросил стать его гидом. Ну а он после всех впечатлений от увиденного слетал в Венгрию и там заинтересовал «антропологов» в крупном университете в Ньиредьхазе (это северо-восточная область Венгрии, которую мадьяры, спустившись с Карпат, обрели в самом начале прихода на свою новую родину). Сейчас мы разрабатываем совместную программу изучения угорско-башкирских древностей в нашем краю. Так что в следующий полевой сезон есть надежда, что на раскопках мы будем не одни, и радость от новых находок у нас будет общая.

АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВ

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты