Артиллеристы, зовет Отчизна нас!

11 Февраля 2010
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!

Челябинская область посылала на фронт формирования всех родов войск

Челябинская область посылала на фронт формирования всех родов войск. Но, пожалуй, громче других звучал на полях сражений «суровый бог войны» — наша артиллерия. Причиной тому был перевод в Чебаркуль в 1942 году Сталинградского артиллерийского центра — знаменитые Чебаркульские лагеря. С этого времени пополнение списка фронтовых артсоединений шло в основном отсюда. Обучение артиллеристы проходили в 3-м запасном полку. Офицеры готовились в переведенных на Урал артучилищах. Артполки формировались в разное время и не только в Сталинградском артцентре. Всего из области ушло на фронт более 20 артиллерийских полков, бригад и дивизий, около трети всех воинских формирований.

Катюша — боевая подруга


Младшему маминому брату, нашему дядь Ване десятилетку окончить не дали — война. Семнадцати не было, забрали в военное училище. И выпало ему (анкетные данные чистые: «не имел, не был, хорошая учеба и примерное поведение») учиться в Миассе, в гвардейском минометном училище имени Красина, эвакуированном из Москвы, куда брали с большой оглядкой и углубленной проверкой.

Гвардейские минометы-катюши — оружие тогда было настолько секретное, что расчеты считались смертниками: обязаны были взрываться в случае окружения вместе с реактивной установкой.


Вечно любимый наш дядь Ваня! На самом раннем снимке мы уже вместе. Я у него на коленях, пинетки из-под руки его торчат. Не слишком уверенно еще держусь, придерживает. Головой я светел, волос еще не наросло, а у него челочка-чубчик на леву бровь модного в довоенье бокса. Футболка на шнуровке, тоже модяра. А глаза у обоих… Что-то у нас общее на уме, но мы о том ни-ко-му.


Как не вспомнить! В доме тепло и шумно. Мы с браткой не одни взаперти. Редкий случай: война, а мама не в очередях. И вдруг дядь Ваня «забежал на минутку». Все с мамой говорят о взрослом своем, неинтересном. А нам с браткой ведь тоже дядь Ваня нужен, хоть и пугает его негнущаяся длиннющая, колючая эта шинель, эти сапожищи. Столько на дяде звездочек! На шапке, на пуговках, на плечах, на ремне. Потрогать бы.

И на коленках посидеть — «медку лизнуть», как у нас это называлось.


Вспомнили нас, уж уходить ему пора.


— Полюбайте дядь Ваню, — торопит нас мама.


Поднес он меня к лицу и опустил, не поцеловав. Заулыбался виновато:
— Чуть не унес, — вытянул из кармана горбушку хлеба.


Вспомнили они с мамой еще что-то обязательное из своего взрослого и снова забылись в спешном своем разговоре. А мы с браткой потихонечку, шаг за шагом к столу. Хлеб там дядь Ванин. Белый.


«Я отщипну». — «И я». — «Я не распробовал». — «И я». — «А ты больше отщипнул». — «Нет, ты»… Произошло, что и следовало ожидать. Вдруг раз — и не стало горбушки, была и нету. Даже не поняли что к чему, переглянулись и — в голос. На всякий случай, иногда выручало.


Ухватили по шлепку, поровну, не до разбора. Тут так вышло. Дядь Ваня вдруг упал лицом на стол и разревелся. До нас ли маме.


Не подумайте чего-нибудь такого о совсем юном тогда нашем дядьке. Воевал дядь Ваня что надо. Прошел, а вернее проколесил по дорогам войны с Курской дуги на Тернополь и Львов, через Польшу в Германию, где долбал гитлеровцев в самом логове — столице Третьего рейха Берлине, а после успел еще помочь восставшей Праге. Громил врага «оружием возмездия» — песенной катюшей, командуя батареей гвардейских минометов.

Закончил в Вене.


После победы он так и остался при погонах с пушками накрест. Впрочем, был после войны небольшой перерывчик, когда он, заведуя военно-спортивным отделом горкома комсомола, успел окончить вечерний техникум. Оказалось, ни к чему. Добровольно-принудительно снова на плечи погоны с пушечками. Холодная война набирала обороты.

Попал он в первый послевоенный призыв гвардейских минометчиков, что познали на фронте азы ракетного оружия на катюшах. Создавались ракетные войска, и дядь Ваню призвали участвовать в разворачивании первых ракетных дивизий, чередуя развертывание на «точках» с курсами совершенствования по этому поводу, поначалу чуть не ежегодно.


Как не вспомнить и дядь Ванину артиллерийскую песню:
Горит в сердцах у нас любовь
к стране родимой.
Идем мы в смертный бой
за честь своей страны.


Пылают города, охваченные дымом,
Горит в седых полях суровый бог войны.
Артиллеристы, Сталин дал приказ!
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!


Из многих тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину — огонь! Огонь!


Это был «Марш артиллеристов», и потому пел дядь Ваня его с обязательным подъемом. Песня впервые прозвучала в фильме «В шесть часов вечера после войны». Такое время встречи назначают герои, конечно, после победы над фашизмом. А ведь война по выходу фильма только-только достигала вершины, с которой стала склоняться к победе.

Фильм вышел, еще гремела битва у стен Сталинграда:
Узнай, родная мать, узнай, жена-подруга,
Узнай, далекий дом и вся моя семья,
Что бьет и жжет врага
стальная наша вьюга,
Что волю мы несем в родимые края!


(Припев про сталинский приказ.)


Картина предсказывала победу, в фильме даже был показан Кремль, озаренный сиянием праздничного салюта. Музыку для этой песни сочинил композитор Тихон Хренников, а слова — поэт Виктор Гусев.

Овеяны славой


А теперь о славных наших артиллеристах. Почти все челябинские формирования были отмечены наградами за отличия в боях.


39-я пушечная артиллерийская бригада была включена в 17-ю артдивизию прорыва и участвовала в Курской битве. Отличилась при освобождении городов Ахтырка, Киев, Житомир, Львов и Краков. За освобождение Винницы была удостоена почетного именования Винницкая.

Участвовала в операциях в Германии и Чехословакии.


59-я пушечная бригада в составе 22-й артдивизии участвовала в Белорусской операции, освобождала Бобруйск. Вела бои в варшавском предместье, Праге, заслужив почетное именование Варшавская. Закончила свой боевой путь в Германии.


56-я пушечная артиллерийская бригада освобождала Крым, Белоруссию, Польшу. За освобождение Гдыни удостоена именования Гдынская.

Завершила боевые действия в Германии.


68-я пушечная артбригада отличилась в самом начале своего боевого пути в боях за Севск, получив почетное именование Севская. Затем уральцы участвуют в освобождении Белоруссии и Польши, войну заканчивают в Германии.


64-я пушечная артбригада в составе 21-й артдивизии освобождала Белоруссию и Литву, где была награждена орденом Красного Знамени.


9-я артдивизия за участие в освобождении Запорожья была удостоена почетного именования Запорожская. Затем освобождала столицу Югославии Белград и столицу Австрии Вену, воевала и в Венгрии.


12-я артдивизия на Курской дуге вела оборонительные бои севернее Курска, освобождала Белоруссию, сражалась на польской земле за Варшаву и Познань, завершив боевые действия в Германии.


16-я артдивизия участвовала в Курской битве, форсировании Днепра, в освобождении Украины, Венгрии и Чехословакии. За участие в боях за Кировоград была удостоена почетного именования Кировоградская, награждена орденами Красного Знамени и Суворова.


18-я артдивизия воевала под Ленинградом, где была удостоена почетного именования Гатчинская. Участвовала в освобождении Польши, боях в Германии.


Самоходной (на гусеничном ходу) артиллерии Верховное Главнокомандование с середины войны стало придавать особое значение при подготовке наступательных операций. Весной 1943 года в Челябинске было сформировано несколько тяжелых самоходных артполков, укомплектованных в основном выпускниками Челябинского танкотехнического училища. Технику они изучали прямо в цехах Танкограда.

За три с небольшим месяца здесь сконструировали мощные самоходные орудия и наладили их выпуск. Ими и были укомплектованы тяжелые артполки.


Уже летом 1943 года челябинская самоходная артиллерия получила боевое крещение в Курской битве, на Северном Кавказе и на Брянском фронте. Челябинцы участвовали во всех наступательных операциях от Курска до Берлина, как правило, в направлении главного удара, крушили вражескую оборону, сбивали танковые заслоны, расчищая дорогу танковым бригадам.


Артиллеристы 1536-го полка громили хваленые «тигры» и «пантеры» под Курском и Орлом. За отличия в боях за освобождение Новгорода и прорыв блокады Ленинграда полк заслужил гвардейское знамя и почетное именование Новгородский. Отличились уральские артиллеристы в освобождении советского Севера и Прибалтики.


378-й гвардейский тяжелый самоходный артполк закончил боевые действия на Дальнем Востоке — в соп¬ках Маньчжурии. Три боевых ордена было закреплено на знамени полка — Красного Знамени, Суворова и Александра Невского.


1529-й тяжелый самоходный артполк вошел в гвардию под номером 333. Боевое крещение, как и 1536-й полк, получил на Курской дуге — под Прохоровкой. Уральцы сражались за Белгород, Харьков, Криворожье и Кировоград. За отличия в боях за освобождение Белоруссии 1529-й полк получил почетное именование Полоцко-Витебский.


Вошел в гвардию под номером 367 и заслужил почетное именование Одерский 1548-й тяжелый самоходный артполк. На его знамени орден Богдана Хмельницкого. 1544-й полк проявил себя в боях на Днепре, получив именование Запорожский. Уже как 377-й гвардейский, он освобождал Прибалтику и встретил Победу в Курляндии.


В составе Уральского добровольческого танкового корпуса сражался 1689 й истребительно-противотанковый полк. Он вошел в Советскую Гвардию под номером 426 и заслужил ордена Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого и Красной Звезды, почетное звание Львовский.


Летом 1942 года ушел на фронт из Верхнего Уфалея 1108-й пушечный артполк. Он получил боевое крещение в Сталинградской битве, особо отличился в боях и стал 261-м гвардейским артполком. За отличия в боях в Прибалтике заслужил орден Александра Невского и почетное именование Кенингсбергский. Закончил войну в Маньчжурии.


Также на Волге получила боевое крещение 30-я артбригада. Отсюда ее фронтовой путь лежал через Донбасс, Украину, Румынию, Венгрию и Австрию. За отличия в боях стала именоваться Нижнеднепровская.


46-я легкоартиллерийская бригада в боях с 1942 года, участвовала в Курской битве. Вошла в историю войны как Радомская дважды Краснознаменная, орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского — одно из самых заслуженных челябинских воинских формирований.


43-я истребительно-противотанковая бригада закончила войну с почетным именованием Оршанская, орденами Красного Знамени и Богдана Хмельницкого.


Последним в Челябинской области формировался отдельный тяжелый артполк. Он был направлен на фронт и вступил в бои уже на Западной Украине в мае 1944 года. Однако челябинские артиллеристы успели отличиться. Полк вошел в Советскую Гвардию под номером 72, заслужил почетное именование Львовский, ордена Красного Знамени, Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого и Александра Невского.

Столько орденов не было на знаменах больше ни у одного челябинского полка.

Александр Моисеев

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты