Медаль за бой, медаль за труд

1 Апреля 2010
Медаль за бой, медаль за труд

Спецназ. Услышишь — и сразу черные маски под Фантомаса, крутые парни, готовые и умелые делать все, чтобы обезвредить — уничтожить, захватить по приказу. Войсковая элита, супермены.

Спецназ. Услышишь — и сразу черные маски под Фантомаса, крутые парни, готовые и умелые делать все, чтобы обезвредить — уничтожить, захватить по приказу. Войсковая элита, супермены.

В общеармейском же плане специальные войска, части имеют задачи куда более прозаичные. Разве что в разведывательных и диверсионных подразделениях особая романтика, остальные же заняты воинским трудом в первосмысле слова. Обычный труд, но в военной форме по обеспечению воинских частей — связь, перевозка, строительство… Да мало ли чем надо обеспечить войска для поддержки их боеспособности. Труд-то труд, но он-то и есть пьедестал памятника Победы в войну.

Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд

Вот уж про кого эти строки прежде всего. По заслугам спецчасти не обделены воинской славой. Они заслуживали боевые награды и гвардейские знамена, как их бойцы и командиры.

Как правило, спецбатальоны, спецроты входили в состав дивизий и бригад, выделялись и самостоятельные спецподразделения, придаваемые основным воинским частям на время проведения операций. Так, по штатному расписанию в 165-ю стрелковую дивизию челябинского формирования входили истребительно-противотанковый дивизион, саперный и медико-санитарный батальоны, рота химзащиты, 199-я авторота, 914-й ветеринарный лазарет и хлебопекарня. В состав Уральского танкового добровольческого корпуса входили 12 спецподразделений, в том числе саперный, бронеавтомобильный разведывательные батальоны, инженерно-минерные и другие подразделения. В области было сформировано более 20 отдельных специальных полков и батальонов.

Наш десантный батальон

В мае 1943 года на фронт был направлен отдельный добровольческий разведбатальон. За особые отличия в боях он за-служил гвардейское знамя, почетное именование за бои в Праге, предместье польской столицы и вошел в историю войны как 7-й гвардейский Пражский орденов Александра Невского, Богдана Хмельницкого и Красной Звезды отдельный разведбатальон. Также в боях за Варшаву отличился 31-й отдельный спец-батальон. Челябинцы прошли боевой путь от Сталинграда до Берлина. В сентябре 1944 года спецбатальон был придан 1-й армии Войска Польского с задачей обеспечивать боевыми средствами формирование Вислы и захват набережной Варшавы. Задание было выполнено, но окончательно польская столица была освобождена лишь в январе 1945 года. 31-й отдельный спецбатальон получил почетное именование Варшавский.

В особом батальоне воевал редактор «Вечернего Челябинска» М.П. Аношкин. Он написал об этом повесть. Герой Советского Союза Ф.И. Безруков был минером отдельного батальона. Он стал кавалером Золотой Звезды посмертно. При взрыве моста во вражеском тылу его группа была окружена. Минеры бились до последнего. С Аношкина и Безрукова списаны герои фильма «Белорусский вокзал». Они из песни «Десятый наш десантный батальон».

Переправа, переправа, берег левый, берег правый

В состав Уральского добровольческого танкового входил 131-й гвардейский отдельный саперный батальон, сформированный в Троицке. За отличия в боях и героическое инженерное обеспечение танковых бригад батальон был награжден орденами Кутузова, Александра Невского, Богдана Хмельницкого и Красной Звезды. За успешное обеспечение при продвижении корпуса в рейде Берлин — Прага получил почетное именование Пражский. Первый орден троицкие саперы заслужили за участие в освобождении Львова. Они не только занимались разминированием, но и непосредственно участвовали в боях.

269-й отдельный саперный батальон получил боевое крещение в первые дни войны в Литве. В июле был переброшен на строительство оборонительных сооружений в районе города Луги на подступах к Ленинграду — Лужский рубеж. Гитлеровцы подошли сюда уже в 20-х числах июля. Саперы устраивали минные поля, минированные завалы на лесных дорогах, минировали места, удобные для форсирования рек, прокладывали гати через болота при выходе наших из окружения. Непрерывные бои с отходом продолжались более двух месяцев; лишь переправившись через Волхов, удалось закрепить оборону. Действия саперного батальона помогли задержать гитлеровцев и организовать оборону на Волховском фронте.

Самым крупным воинским спецсо-единением, связанным с нашей областью, была 5-я саперная армия, которой командовал генерал А.Н. Комаровский. В начале войны армия вела оборонительные работы на Южном и Юго-Западном фронтах, строила оборонительные рубежи на Дону и Волге, под Сталинградом. По окончании этих работ в январе 1942 года военные строители и саперы (более 6 тысяч) были переброшены в Челябинск на строительство металлургического завода, став костяком Челябметаллургстроя. На их плечи легла основная тяжесть работ по возведению не только гиганта металлургии, но и химкомбината «Маяк» в Челябинске-40 (Озерск).

Полными кавалерами ордена Славы стали саперы И.А. Верховых, И.В. Гладышев, Р.С. Левинский, М.И. Посохин, С.И. Шишкин; Героями Советского Союза — М.А. Булатов, Г.П. Загайнов, С.И. Землянов, А.Ф. Патраков, В.А. Разин, М.И. Собко, К.Е. Чекиров, И.В. Южанинов, Г.Т. Якушкин, из них Булатов, Загайнов, Землянов, Разин, Собко, Якушкин — за героизм, проявленный при форсировании Днепра. Здесь же стал Героем тракторист из Красноармейского района Ф.А. Алабугин. Воинская команда, в которую он попал, сформированная из наших механизаторов, была направлена в один из только что созданных в 1942 году отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон.

Боевое крещение понтонер Алабугин получил на переправе через Дон. Переправлял на правый берег Днепра орудия, десантные батальоны, боеприпасы. Под сплошным артогнем и бомбежкой две недели дней и ночей смерть каждую минуту, но повезло — одно попадание, лишь одно и негибельное. Рабочий итог — переправа около 25 тысяч пехоты, 17 орудий, более двух тысяч ящиков боеприпасов! И это еще не конец игры со смертью на Днепре. Переброска с Букринского на Лютежский плацдарм — на скрытую переброску через реку целой танковой армии — армии генерала Рыбалко. Здесь другая сложность, уже техническая. Успех танкового удара — во внезапности удара. Значит, перебрось мост такой, чтоб не заметили с воздуха. Невозможно! «Не всякая птица долетит до середины Днепра!» — отмечал еще Н.В. Гоголь. Они сделали невозможное. Мост проложили… под водой — да-да, 10–15 сантиметров под водой. Не видно. Чего это стоило, не скажешь. Саперы-понтонеры — в воде, ледяной воде: середина осени. Здесь ни выстрелов, ни бомб не было.

За Днепр понтонер получил Золотую Звезду и орден Ленина, за другие переправы — Красную Звезду, медали, самая дорогая из них — «За отвагу». Наш земляк представлял свой фронт на Параде Победы.

Героини «тихого» батальона

Это специальное подразделение среди челябинских формирований в особинку не только забавным названием. ВНОС — это не из фронтового юмора (шутили и на войне), к носу никакого отношения, это аббревиатура — начальные буквы названия отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи. Точного определения назначения не нашел, но, судя по составным словам, в нем наблюдали и оповещали по связи о приближении вражеских самолетов к важным объектам. Чтобы встретить их в полной боевой готовности. Такую спецчасть у нас я нашел только одну — 98-й отдельный батальон ВНОС. Особинка и в том, что это было единственное наше женское воинское формирование. Батальон отбыл на фронт из Челябинска 5 мая 1942 года.

Так вот и служили, судя по воспоминаниям, что удалось найти, на пути от осажденного Ленинграда на правом фланге наших фронтов до Германии. «Вносовки» встречались лишь при передислокации батальона: прибудут на место — сразу развозят по постам наблюдения за многие километры друг от друга. И боже упаси прозевать хоть один вражеский самолет и не сообщить тотчас же. Вроде тихая, прямо-таки укромная служба, но приключения, и совсем не безопасные приключения, в основном из-за такой вот «укромности» — оторванности от остальных. За них случались и награды.

Вот случай, который вспоминала радистка Варвара Никифоровна Лысова:
В районе Лепеля (это Белоруссия) выпало нашей группе на дальней точке восстанавливать связь. И тут приходят к нам два дедочка. Низенькие, старые, со старыми винтовками в руках. И говорят: «Паненки, там в лесу немцы!». А леса в Белоруссии не то что у нас — все небольшими перелесочками. Пошли мы вдвоем с подругой со стариками. По дороге еще один дед к нам присоединился. Пришли к лесу, а что делать, не знаем. Сколько там немцев, в этом лесочке? А нас пятеро: три деда с ветхими винтовками да мы двое с автоматами. И тут пришел мне в голову старый фильм, я его еще до войны смотрела. Там один из героев все кричал: «Рота, окружай!». Ну я и крикнула мужским голосом: «Взвод, окружай!». И вышло из лесу одиннадцать немцев. Потом оказалось, что один из них белорус, полицай. Деды его признали и на месте прихлопнуть хотели, но мы не дали. «Это, — говорим, — не наше дело! Это трибунал должен разобраться». Отправили мы пленных немцев на ближний аэродром.

Это записано в Златоусте. А вот почти тот же вариант уже из Юрюзани — воспоминания А.Н. Цаповой-Малаховой. Тот же 98-й батальон ВНОС, тоже лесная, малолюдная Белоруссия. Случай покруче. В расположение батальона был сброшен десант. Челябинки не растерялись, не испугались, а приняли бой. И выиграли. Часть десантников уничтожили автоматным огнем, 26 взяли в плен. Рядом никаких своих частей. Пришлось вести их самим. Старшина выделил двоих, больше не мог: нельзя посты наблюдения оголять, подсудное дело. Наказать-то его наказали за халатность. Это надо же, на 26 (!) мужиков двух девчонок. Мало что безоружные, а они с автоматами. Ничего, обошлось, довели пленных в сохранности и сами в целости. Не тот немец пошел! Конвоирок наградили. Одна из них была Аня Малахова. Вернулась она в родной дом со славной медалью «За отвагу» и другими наградами.

Вам этот сюжет ничего не напоминает? Ну конечно, один из лучших фильмов о войне, популярный во всем мире, «А зори здесь тихие». Там, правда, леса не белорусские, а карельские. Закручено куда круче и трагичнее. Но суть-то одна — девчонки одолели и привели в плен превосходящие мужские силы противника.

АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВ

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты