Откуда ведут свое происхождение багарякские татары

3 Июня 2014
Откуда ведут свое происхождение багарякские татары

Продолжая публикацию статей по истории тюркского населения Южного Зауралья, немного расскажу об этнической группе, которая называлась в XVIII веке «Багаряцкие (багарякские) татары». В общем-то она и сейчас так называется.

Продолжая публикацию статей по истории тюркского населения Южного Зауралья, немного расскажу об этнической группе, которая называлась в XVIII веке «Багаряцкие (багарякские) татары». В общем-то она и сейчас так называется.

Юрты из трех деревень

Жили и живут они довольно компактно, в районе впадения реки Багаряк в реку Синару. На карте 1745 года показано, как располагались деревни багарякских татар. Поскольку это была рукописная рабочая карта, то надписи на ней для человека непривычного практически не читаемы, и я сделал расшифровку — обозначил деревни номерами, а в подписях привел названия. На карте в низовьях реки Багаряк показана деревня Асманова (современное село Усманово) и три деревни, стоявшие на реке Синаре, чуть выше впадения Багаряка.

Нижнесинарская располагалась на реке Синаре, чуть выше впадения в нее реки Багаряк, в 1745 году в ней был 31 двор ясачных татар. Деревня Новая, она же Даутова, она же Дывыдкова стояла несколько выше по течению Нижнесинарской. На 1745 год в ней было 24 двора ясачных татар и 15 дворов служилых мишарей. А ниже по течению Нижнесинарской находилась еще одна деревня — Ключевская, или Ключики, а в ней 14 дворов ясачных татар. Насколько можно судить, сегодня эти три деревни слились в одно село Усть-Багаряк. Собственно, обобщающее название «Усть-Багаряцкие юрты» применялось по отношению к трем татарским деревням в нижнем течении Багаряка и Синары еще в 1736 году, а иногда их обозначали вообще как одну Усть-Багаряцкую деревню.

Переселение до опроса

В 1744 — 1745 годах промеж башкир и русских крестьян возник большой спор о землях между реками Синара и Теча, было опрошено население многих деревень, прилегавших к спорной территории. Сведения этих опросов позволяют хотя бы в общих чертах представить себе, как формировалось население деревень, и с какого времени эти деревни существовали.

Когда я начал заниматься этими материалами, то выяснилась очень примечательная деталь — село Усманово оказалось самым старым населенным пунктом Челябинской области. Я имею в виду возраст, хоть как-то подтвержденный документами. В 1745 году житель деревни Усманово Исекай Кадыргулов сообщил, что «лет с шестьдесят (назад) переехал без указу где ныне оная деревня Асманова селением состоит и он Исекай живет». Один из жителей Нижнесинарской, Антык Кепаков, сказал, что ему семьдесят лет, родился он в деревне Асмановой, а в Нижнесинарскую пришел лет за тридцать до опроса.

Получается, что деревня Усманова существовала уже в 1675 году. Характерно, что при межевании русских и башкирских земель на этой территории Исетской провинциальной канцелярией в 1744 году было рекомендовано обойти межей земли деревни Асмановой, поскольку «она поселением своим тут старинная и прежде еще тутошних русских жил (поселений — Г. С.)».

Даты основания русских поселений («жил») в окрестных местах известны: Колчеданский острог в 1673 году, Белоярская-Теченская слобода (село Русская Теча) в 1682 году и Багарятская слобода (село Багаряк) в 1689 году. То есть, если исходить из примечания Исетской провинциальной канцелярии и рассказов Исекая Кадыргулова и Аптыка Кепакова, деревня Асманова (Усманова) была основана до 1673 года. В деревнях Новой и Нижнесинарской первые поселенцы появились примерно в 1705 году — несколько человек указали, что они переселились в деревню Новую за сорок лет до проведения опроса.

От ясака освободили

Ясачное население было «сборным», то есть переселялись в эти деревни люди из разных мест и из разных групп тюркского населения. Тот же Исекай Кадыргулов в XVII веке жил в отводе Катайского острога и платили небольшой ясак, а в деревню Усманову пришел через Ичкинские юрты (сегодня село Юлдуз Шатровского района Курганской области). Да, о себе Исекай сообщил, что ему 108 лет (в 1745 году, разумеется). Шесть человек пришли из Терсютских юртов (сегодня село Байрак Шадринского района Курганской области). Было несколько человек, которые до этого жили в татарских деревнях, существовавших в нижнем течении реки Багаряк в XVII — самом начале XVIII века — Курмашевой, Бабиковой, Айметевой. Несколько человек пришли из деревень Сюнгульской и Шигаевой, которые относились к ведению Каменской слободы (очевидно, Каменского завода).

С большой долей вероятности это были тюрки, жившие в этих местах до прихода русского населения, но не относившие себя к башкирам — условно их можно отнести к сибирским татарам. Многие из ясачных татар не указывали, из каких населенных пунктов они пришли, а говорили просто: «жили среди башкир». Среди таких, видимо, было больше татар, чьи предки пришли из Поволжья и Прикамья.

До 1754 года население Усть-Багарякских юртов платило «пятигривенный ясак», то есть ежегодный налог в размере 50 копеек. Помимо этого, как и все прочее население, они должны были предоставлять лошадей и подводы для казенных нужд, чинить мосты и дороги и т. д. В 1754 году жители Багарякских юртов были причислены к служилым татарам и от ясака освобождены. С этого времени все багарякские татары стали относиться к служилому сословию — раньше служилыми были только мещеряки, жившие в деревне Новой. Они находились в ведении Исетской провинциальной канцелярии, которая располагалась в городе Челябинске.

Местные и пришлые

После расформирования Исетской провинции создания Пермского наместничества (губернии), в 1781 году багарякские татары переходят в ведение Шадринского уезда Пермской губернии. В 1798 году было сформировано Башкиро-Мещерякское войско и жители Усть-Багарякских юртов входят в состав сословия служилых мещеряков (или уже просто мещеряков). В середине XIX века багарякские татары имели уже устойчивое мерекское (мишарское) самосознание.

Еще один момент о происхождении этой группы — антрополог Н. Ю. Зограф, работавший в Багарякских юртах в 1870-х годах, писал, что «по сказаниям самих Мещеряков они результат смешения двух племен — местного и пришлого». Он же отмечал как признаки, характерные для большинства населения, — светлый цвет волос и глаз. Высказывал предположение (если не уверенность) в том, что они ведут свое происхождение от финнов — напомню, что к финским народам относятся, кроме самих финнов, такие как удмурты, мордва, марийцы.

Читайте также:

 Как башкиры в разведку ради российской короны ходили

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты