Биотопливо: европейское или свое?

3 Марта 2011
Биотопливо: европейское или свое?

«Южноуральская панорама» не раз сообщала о ситуации с биотопливом. Речь шла о разработке челябинских ученых и инженеров ЧГАА во главе с профессором Юрием Ильиным. Мы продолжаем отслеживать реальную картину по развитию ситуации с разработкой нашими земляками биогазовых установок (БГУ).

«Южноуральская панорама» не раз сообщала о ситуации с биотопливом. Речь шла о разработке челябинских ученых и инженеров ЧГАА во главе с профессором Юрием Ильиным по установке превращения ядовитых и опасных отходов животноводства и птицеводства в топливо — биогаз, тепло, энергию, кормовые добавки, эффективные удобрения. При этом навоз либо помет не будет катастрофически действовать на окружающую среду, отравлять источники питьевой воды. А также полностью прекратится выделение «парниковых газов» в атмосферу, что соответствует киотской конвенции.

Мы продолжаем отслеживать реальную картину по развитию ситуации с разработкой нашими земляками биогазовых установок (БГУ). Будем и впредь привлекать внимание местных руководителей к этой энергоресурсосберегающий инновационной технологии, к этому пути альтернативного источника получения энергии, попутно решающему заметную часть задач федеральной программы «Чистая вода».

Кое-какие подвижки в нашем регионе к сооружению БГУ, специально адаптированных группой Юрия Ильина к нашему уральскому, отнюдь не тропическому климату, все же есть. Но они такие слабые, что может показаться, что отдельные чиновники не столько стараются помочь разработчикам БГУ внедрить эти установки повсеместно, сколько похоронить в бюрократической машине саму идею БГУ.

Тому, какой пик интереса к БГУ переживает весь мир и как пока равнодушны к этой проблеме в России, стоит только поражаться! Недавно с одним из руководителей инициативной группы БГУ Геннадием Ильиным мы побывали у главного специалиста по животноводству и птицеводству областного Минсельхоза Александра Марченко. Нам пообещали, что в середине месяца, наверное, будет проведено совещание с руководителями крупных хозяйств сельхозпроизводства, где Юрий и Геннадий Ильины должны будут пока лишь только информировать о БГУ.

Здесь мы увидели интереснейший документ, пришедший на Урал из Брюсселя. Процитируем эту бумагу, посвященную БГУ. Оказывается, госкорпорация «Ростехнологии», Центр российского бизнеса в Европе (ЦРБЕ) при поддержке федеральной таможенной службы России 17—18 марта проведут в Брюсселе международную конференцию. Она будет называться «Россия — ЕС: сотрудничество по инвестициям и инновациям в области биоэнергетики, агропромышленных технологий и защиты окружающей среды». Один из ключевых моментов как раз технологии БГУ. Конечно, многим кажется, что проще купить в ЕС готовые установки БГУ и дело с концом. Оно, вроде бы, так. Но евроустановки, во-первых, в десятки раз дороже оценочной стоимости БГУ уральской инициативной группы. Во-вторых, они отнюдь не рассчитаны на суровый уральский климат. В-третьих, при покупке БГУ в ЕС мы будем попросту инвестировать средства в экономику Европы, помогать создавать там, а не у нас в России новые рабочие места. При том отечественные разработки, конечно, поддерживаться не будут, а в Евросоюзе БГУ стоят миллионы евро.

Конечно, грядущая конференция в Брюсселе дело, по своей задумке, доброе — консолидировать интересы деловых кругов России и ЕС в деле БГУ. В деле повышения эффективности производства агропродукции, обеспечения экологической безопасности, генерации энергоресурсов путем переработки биоотходов животноводческих комплексов и так далее.

Возникает вопрос, почему при таком мировом буме интереса к БГУ у нас в России никакого масштабного строительства БГУ не происходит, хотя в стране и накоплен определенный опыт в этой сфере? В этой европейской бумаге названы и причины, взгляд на наши проблемы из Брюсселя, почему БГУ у нас не развивается практически никак. Во-первых, — ограниченность в финансах у российских производителей продукции АПК. Второе — отсутствие законодательной поддержки и стимулирования внедрения экологически чистых, энергосберегающих проектов БГУ, особенно адаптированных к нашему климату. Третье — отсутствие нормативно-технической базы по сертификации оборудования и технологических процессов.

Вот вам и ответ из Европы, почему технология БГУ, разработанная адресно для уральского климата, с места никак сдвинуться не может. К причинам тормозов, которые видны даже из благополучной Европы, добавляются еще некоторые специфические.

Муниципальные образования и готовы бы финансово поучаствовать в таком благом и перспективнейшем деле, как БГУ. Но в бюджетах нет строчки на подобную деятельность. Федеральные программы тоже как будто в упор БГУ не замечают. Проблемы возникают еще по причине частной собственности у ферм, животноводческих комплексов. Хозяину фермы, ее собственнику, трудно не то что приказать, а попросить. Российский бизнес не имеет привычки вкладывать относительно «длинные» деньги в дело развития инновационных технологий. С другой стороны, есть привычка на вложенный в производство капитал получать прибыль не в виде десятков процентов, что считается удачным во всем мире, а в размере сотен процентов.

Еще одна деталь, видная только специалистам. Например, немецкая технология БГУ, недавно презентованная в Лейпциге для российских аграриев, работает не только и не столько на навозе. На переработку в тамошней БГУ на пятнадцать тысяч тонн навоза требуются (подумать только!) 35 тысяч тонн предварительно измельченного сенажа. То есть дефицитного для наших краев полноценного корма. Это еще не все! Нужно в БГУ засыпать еще… пять тысяч (!) тонн малоценного — то есть дефицитного у нас фуражного зерна. А вот БГУ уральских разработчиков не нуждается ни в едином навильнике сенажа, ни в едином зернышке фуражного хлеба!

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты