Южноуралец придумал, как сделать из любого автомобиля вездеход

6 Февраля 2014
Южноуралец придумал, как сделать из любого автомобиля вездеход

Есть в Челябинске удивительный изобретатель, многие знатоки автотехники называют его гением точной механики. Речь идет о Валерии Красикове, который изобрел и сумел довести до опытно-промышленного изделия автоматический автомобильный дифференциал.

Есть в Челябинске удивительный изобретатель, многие знатоки автотехники называют его гением точной механики. Речь идет о Валерии Красикове, который изобрел и сумел довести до опытно-промышленного изделия автоматический автомобильный дифференциал. ДАК — дифференциал автомобильный Красикова уже снискал восторженные отзывы как автогонщиков-раллистов, экстремалов, так и водителей большегрузов по северному бездорожью. Все это подкреплено еще более чем двумя десятками патентов на изобретения России, Франции, Китая, США, Германии…

Почему «визжат» трамваи?

Это вопрос на «засыпку», человек же, понимающий кинематику, ответит сразу: колеса трамвая жестко установлены на одной оси, потому вращаются с одинаковой угловой скоростью. На поворотах им приходится по рельсам пробегать по дугам разной длины, внутренний рельс на повороте, естественно, короче. При равной угловой скорости колесу на более короткой внутренней дуге поворота приходится неизбежно проскальзывать, отсюда и будоражащий слух «визг» металла.

В автомобиле такая схема — сплошная жесткая ось для обоих колес — не годится. Иначе авто не смогло бы повернуть, хотя бы столб объехать. Для того дифференциал в авто и нужен, чтобы колеса, например, на поворотах могли вращаться с разными угловыми скоростями. Почти полтора века автомобилестроения схема эффективного, желательно автоматического дифференциала, который сам бы по мере необходимости регулировал разницу скорости вращения колес — настоящий «камень преткновения» многих поколений конструкторов.

Достаточно сказать, что из сотен самых эффективных диффов лучшие в мире конструкции очень сложны, ненадежны, дороги. Примерно треть стоимости авто приходится на цену современного автоматического дифференциала!

ДАК при стоимости класических диффов и их весе и габаритах работает со стопроцентной эффективностью, лучше и надежней, чем дорогущие зарубежные автоматические диффы, например, для тех же «Хаммеров», «Ауди», «Пежо», «Ситроенов» и так далее. Разница в том, что в идеальный внедорожник можно превратить родную «Ниву,» УАЗ или даже просто «Газель», не говоря уже об «Урале» и КамАЗе! Даже скромная «жучка-копейка» превращается в некий вездеход!

Подтвердим эти слова экспертной оценкой испытаний дифференциала нашего земляка ДАК, проведенных в Специальном КБ машиностроения (Курганский машзавод). Испытания проводились в сравнении с мировым лидером — дифференциалом фирмы законодателя мод Torsen-TJ (США):

«Torsen — на сегодняшний день является лучшим автоматическим дифференциалом. Сложность, большие габариты и высокая стоимость не позволяют сделать его популярным. Дифференциал ДАК, как и Torsen, работает по принципу червячной передачи. В нем вместо червячных шестерен используются замкнутые цепочки шариков, эта схема, не умаляя достоинств дифференциала Torsen, устраняет его недостатки».

«Шарики за ролики»

        Слово изобретателю Валерию Красикову:

      Начиная с 40-х годов в автомобилестроении начали применять механизмы, которые, сохраняя дифференциальный эффект, обеспечивали перераспределение сил тяги между ведущими мостами и колесами в сторону увеличения силы тяги колес с лучшим сцеплением с дорогой. Конструктивных схем таких механизмов, получивших название самоблокирующихся, насчитывается сотни. Но ни одна из них не решила проблемы полностью. Все существующие приводы, содержащие самоблокирующийся дифференциал, — это компромиссное решение.

       За рубежом стали использовать устройства с применением электронных систем. Они следят за разностью вращения колес, заставляют исполнительные устройства (механические или гидравлические) менять характеристику блокировки привода. Сложность, вес и стоимость подобных устройств очень высока. Оснащение колес автомобиля датчиками еще больше снижает надежность системы.

       ДАК — механизм совершенно нового поколения, в котором удалось соединить оба привода, дифференциальный 100 % и блокированный 100 %. Парадокс заключается в том, что это одновременно дифференциально-блокированный привод, постоянно готовый переключиться. Скорость автоматического и бесшумного переключения ДАКа — одна сотая секунды…

Ноу-хау в конструкции челябинца Красикова — передача усилий и изменение режимов через замкнутые потоки… обычных шариков.

Устройство не имеет традиционных зубчатых передач. Принцип действия основан на запирающем свойстве шариковых механизмов, позволяющих создать очень компактное недорогое изделие.

Достоинства подобного устройства в его небольшой стоимости высокой надежности и прочности при сохранении всех заманчивых свойств. Шариковый механизм привода компактен, что позволяет его унифицировать для любого автомобиля.

«Где деньги, Зин?»

Увы, в России изобретатель должен рассчитывать только на свои силы, помощи реально ждать неоткуда. Чтобы поставить опытно-промышленное производство ДАКов, изобретателю и его единомышленникам пришлось заложить собственные квартиры. Иначе стартовый капитал не найти. А станки для прецизионной механики стоят дорого… Был, правда, один грант РФ, но уже когда производство более-менее встало на ноги. Отечественный автопром игнорирует ДАКи, несмотря на их мировую уникальность. Логика банальна: «как может один изобретатель, пусть даже гений, заменить десяток НИИ?!»

Но ДАКи уже работают — есть фирма, которая на их основе переоборудует «Уралы» для нефтяников Севера. У автогонщиков России и других стран ДАКи идут нарасхват. Есть и отзывы.

«Хочу поблагодарить Вас за изобретение. Живу на Чукотке. Дороги у нас зимой не чистят. Установил ДАКи на «УАЗ-Хантер». Нагрузки, конечно, очень высокие, но дифференциалы справляются очень хорошо. Я могу ездить по полностью заметенной дороге, машина преодолевает любые заносы, надобность в лопате отпала. Создается впечатление, что машина просто проплывает трудные участки» (Дмитрий Домбровский, поселок Провидения).

«Валерий Николаевич, вы наш гений!!! Купил в Москве с переплатой через десятые руки Ваши ДАКи. Установил на свой УАЗ и обул, и раздел всех в Хмельницкой области на гонках «Трофи-рейд». Даже с лопнувшей полуосью мой «козлик» на трех «ногах» взял первое место и приз, несмотря на насмешки пузатых джипистов. Знак качества ставить не нужно. О качестве скажут люди» (автомеханик Владимир Малюта).

Автогонщик Сергей Терихов, неоднократный призер Кубков России и Украины, начальник транспортной службы, город Белгород: «Пять лет назад появились и до сих пор не исчезают превосходные впечатления от ДАКов. Мы только по Луне еще на них не ездили. Моховые болота, лесная чащоба, реки — вода по грудь в салоне, овраги, косогоры, лесовозные колеи — все попробовали, и везде успех. Несколько раз на Украине участвовали в суточных гонках. Неоднократно получали золото и серебро. Именно с ДАКом мы стали уверенно бороться за призовые места, и у машины будто открылось второе дыхание, и если быть откровенным — проходимость увеличилась почти на 100 %. Управляемость по бездорожью стала гораздо лучше, выход из колеи не вызывает былых затруднений, с ходу уже можем выскакивать на нереальные дотоле высоты. Лучше стала плавность хода и равномерность нагрузки на мосты и колеса. ДАКи дотащат тебя домой не только на одном мосту, но и на одном колесе!»

Тайны изобретателя

Красиков на ДАКе не остановился, душа требует совершенства. Сейчас Валерий Николаевич старается превзойти самого себя. В работе еще более совершенный дифференциал — волновой. Его устройство пока тайна.

А еще Красиков — неплохой художник, занимается прозой и философией. Вот сколько в одном человеке вместилось! Прямо-таки отголосок универсалов времен эпохи Возрождения! Только Леонардо да Винчи свой воздушный аппарат оставил в чертежах, а Валерий на своих конструкциях налетался вдоволь.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты