Герой России «с нашего двора»

10 Февраля 2011
Герой России «с нашего двора»

С летчиком Евгением Новоселовым мы встретились на вечере выпускников чебаркульской школы № 1...

С летчиком Евгением Новоселовым мы встретились на вечере выпускников чебаркульской школы № 1. На малую родину Герой России прилетел четверть века спустя и, похоже, возвращение в далекую юность, к корням, к истокам вовсе не случайно. После пережитого захотелось поделиться наболевшим с друзьями, близкими людьми, вдохнуть воздух дорогого сердцу сосново-озерного края. А испытание Евгению и членам его экипажа выпало «не приведи Господь»: во время полета вдруг отказали приборы, и пришлось, спасая жизнь людей, сажать громадный ТУ‑154 прямо в тайге…

Береги честь смолоду

Будущий покоритель неба родился в 1968 году в Омской области. Ему было всего десять лет, когда семья перебралась на Южный Урал, в санаторий «Кисегач». Начальная поселковая школа, потом учеба в чебаркульской десятилетке. Отец Жени работал баянистом в санатории, мама учительствовала. Понемногу обустроились, семье дали квартиру.

И вдруг — сильнейший стресс. Отец ушел к другой, и мама Лариса Григорьевна осталась одна с двумя ребятишками на руках. Чтобы прокормить семью, пошла на завод, нередко работала в две смены, на износ. Младший сын Володя тогда был маленький, да еще серьезно болел. И Женя как старший в семье мужчина всячески помогал матери.

…Встреча в санатории «Кисегач», где Новоселов остановился на эти дни. Здесь он познакомился с исполнительницей песен собственного сочинения Флорой Вафиной. Она приехала на родину тоже на встречу выпускников — правда, магнитогорской школы, где когда-то училась. Летчик и певица оказались близкими по духу людьми, поделились воспоминаниями. Флора даже посвятила Евгению свою новую песню — «Достойные сыны России».

— Мы с Новоселовыми когда-то жили в одном подъезде, мой сын Ваня дружил с Женей, — говорит директор санатория Валерий Сорокун. — У наших былинных мест аура добра, человечности и исконной природной красоты, которую Евгений впитал с детства. Он вырос в обычной трудовой семье, в атмосфере любви и взаимного уважения, учился беречь честь смолоду. И это, думаю, во многом сформировало его характер настоящего мужчины, способного на самопожертвование.

Небесные дали влекли Женю с самого детства. Когда-то еще в Омске бабушка, работавшая на почте у тамошнего летного училища, говорила ему: «Хочешь стать человеком — иди в авиацию». В школьные годы парень увлекался техникой, готовил себя к «летчицкой» профессии.

Потом учеба в летном училище гражданской авиации, в Бугуруслане Оренбургской области. После первого курса Новоселова призвали в армию. Служил в Германии, оператором радиолокационной станции при военном аэродроме. Отдав долг Родине, Евгений закончил училище, по распределению поехал в столицу Дагестана Махачкалу. Летал вторым пилотом на «кукурузнике» Ан-2 в глухие горные уголки.

Летчик от Бога

И вдруг — война на Кавказе. К тому времени летчик обзавелся семьей. Красавицу Наташу высмотрел еще в Бугуруслане (она училась на бухгалтера) и влюбился с первого взгляда. Наталье тоже пришелся по сердцу высокий статный курсант, относившийся к девушке трепетно, как к принцессе. Сразу поняла — парень порядочный, надеж­ный. И не ошиблась. Новоселовы живут душа в душу уже семнадцать лет, воспитали прекрасного сына Яна. Правда, по летной стезе он не пошел, но тоже увлекается техникой, учится на звукорежиссера в Московском институте телевидения и радиовещания.

Но это было потом. А тогда, в середине девяностых, жить на Кавказе рядом с бурлящей Чечней стало небезопасно. Местные авиарейсы запретили, и Новоселовы перебрались в Санкт-Петербург. Евгений поступил в академию гражданской авиации, переучивался на авиалайнер ТУ-154. Жили в семейном общежитии, вскоре родился сын… Чтобы прокормить семью, папаша-студент по вечерам подрабатывал дворником в школе авиагородка Пулково, где жена работала лаборанткой. Через полгода устроился на аэродром, поближе к авиации. Евгений работал в аэродромной службе, убирал перрон от мусора, снега… А днем в академии грыз гранит летной науки.

После получения диплома — переезд в Москву, работа в авиакомпании «Внуковские авиалинии». Потом она обанкротилась, Новоселова, как и многих других, сократили. Евгения с экипажем пригласили на сезон поработать в компании «Алроса» — и оставили в штате.

— Во время рейсов случалось всякое, — вспоминает Евгений Новоселов. — Как-то пять лет назад взлетел с того же аэропорта Полярный в Якутии — и вдруг одному мужчине стало плохо с сердцем. Пришлось пойти на экстренную посадку. Ситуация осложнялась тем, что взлетная масса самолета куда больше посадочной. Горючее еще не выработали, и садиться было очень опасно. Но мы пошли на риск и человека спасли.

А через два месяца — новое ЧП: у женщины (у нее была внематочная беременность) в полете открылось кровотечение. Снова пришлось сажать самолет вскоре после взлета, но ничего, Бог миловал… Женщина выжила, а жители полярного городка написали летчикам благодарность за спасение ее жизни. На счету Новоселова 8500 часов полетного времени, знак «За безаварийный налет».

Посадка в… густой тайге

…В тот злополучный день, 7 сентября прошлого года самолет Ту‑154М следовал рейсом Полярный (Якутия) — столичный аэропорт Домодедово. На его борту было девять членов экипажа (командир — Евгений Новоселов) и 72 пассажира, в том числе трое детей и беременная женщина. Через три часа полета на десятикилометровой высоте у лайнера вдруг отказали важнейшие системы: сначала автопилот, потом навигация, радиосвязь. Затем вышли из строя насосы, подающие топливо, другие приборы. Работал единственный топливный датчик и штурманский компас. Это давало хоть и мизерный, но шанс…

Летчики заметили в глухой тайге светлую полоску: позже оказалось, это была заброшенная взлетно-посадочная полоса давно закрытого местного аэропорта Ижма Республики Коми. Командир экипажа принял непростое решение — в ручном режиме, вслепую посадить самолет. Но иного выхода не было, и пилоты сделали невозможное.

Самолет трижды выходил на посадку, и беспрецедентный маневр совершили лишь с третьей попытки. Выпустить закрылки не удалось, и на посадку шли на повышенной скорости, поскольку не работало оборудование, позволяющее ее гасить, без связи с землей. Кроме того, полоса была слишком короткой для гигантского лайнера, и он при приземлении выкатился в лес и увяз в болоте. Но благодаря высочайшему мастерству пилотов никто серьезно не пострадал.

Подобную вынужденную посадку когда-то совершил на реке Неве под Ленинградом другой российский летный экипаж. А два года назад в Нью-Йорке на реку Гудзон американские асы посадили громадный «Боинг». Но в густом лесу до экипажа Новоселова до сих пор не удавалось посадить самолет никому.

Подвиг в «рабочем режиме»

— Это было страшно, — вспоминает Евгений Новоселов. — Но мы о страхе не думали, делали свое дело. Когда самолет врезался в лес, стало до боли обидно. И в тот момент я обратился к Богу: «Господи, помоги». И вдруг самолет замер. Молодые сосны словно расступились, обхватывая его, и даже серьезно не повредили, только поцарапали обшивку.

Позже летчик не раз сказал «спасибо» начальнику аэродрома, который и после его закрытия поддерживал взлетную полосу в порядке, отказался складывать на ней деревья.
А тогда всех охватило ощущение облегчения и неизбывного счастья — словно заново родился. Двоих пассажиров, с которыми случилась истерика, пришлось приводить в чувство.

— Такая уж у нас работа, — говорит Евгений. — Всегда нужно быть готовым к любой нештатной ситуации. К примеру, в свое время многое довелось испытать нашему бортпроводнику Николаю Дмитриеву: как-то в Саудовской Аравии самолет захватили террористы, взяли заложников. Тогда из-за бездарной операции местного спецназа погибла проводница Юлия Фомина. Но экипаж проявил себя с самой лучшей стороны, и других жертв избежать удалось.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга Указом президента РФ Дмитрия Медведева от 8 октября 2010 года командиру экипажа Евгению Новоселову и его сменщику Андрею Ламанову присвоено звание Героя России с вручением медали «Золотая Звезда». Остальные члены экипажа удостоены ордена Мужества.

Пережитое не прошло для пилотов бесследно, им пришлось пройти курс реабилитации. Но теперь все позади, и Евгений Новоселов снова приступил к полетам.

Школа жизни

…Вечер встречи выпускников в чебаркульской школе № 1 имени Героев Брестской крепости. Воспоминания о давно ушедших школьных годах, улыбки, поздравления… Евгения Новоселова встречает его наставник в шашечном деле председатель городской федерации шашек Анатолий Витолин. Будущий пилот в детстве увлекался шашками, посещал шашечно-шахматную школу, и вот тренер предложил учредить турнир его имени. Такие соревнования уже носят имя других героических земляков: погибшего на подводной лодке «Курск» мичмана Сергея Власова, отдавшего жизнь за Родину в Чечне снайпера Александра Мартиновича. Почему бы не учредить и турнир в честь Героя России Новоселова?

— Я за славой не гонюсь и героем себя не чувствую, — говорит Евгений. — А родную школу всегда вспоминаю с душевным теплом. Я не очень хорошо учился, оценки получал разные, но бесконечно благодарен нашим педагогам Ольге Алексеевне Васильевой, Валерию Ивановичу Кирееву и, конечно, классному руководителю Татьяне Михайловне Кожевниковой. Будущих выпускников я призываю идти в авиацию: пилоты там очень нужны, и зарплаты достойные.

Учительница физики Татьяна Кожевникова так отзывается о Новоселове: «Женя был умным, честным, порядочным и скромным мальчиком. Учился неплохо, старался «брать трудом», не отставать от одноклассников».

— Он всегда умел находить общий язык со сверстниками, в поведении чувствовалось хорошее воспитание, — добавляет учитель математики Надежда Еременко. — Видимо, это во многом заслуга мамы-педагога.

Перед Новым годом мать Евгения Лариса Григорьевна (она теперь, как и сын, живет в Москве) приезжала на родину, встречалась с учителями. По ее словам, очень переживала за сына и была счастлива вновь увидеть его живым.

— Мы играли в футбол, баскетбол, любили ходить в дальние походы, — вспоминает одноклассник Новоселова, а ныне челябинский предприниматель Дмитрий Машков. — Как-то в девятом классе пошли на Таганай. И вдруг Сереже Калининченко стало плохо. Мы с Женей Новоселовым по ночному лесу вынесли его в Златоуст, в больницу. Женя всегда был хорошим, надежным другом, на которого во всем можно положиться.

А Олег Гриценко вспоминает, как они играли «в четыре руки» на пианино с Женей Новоселовым: тот в музыкальной школе не учился, но обладал хорошим слухом и мог подобрать любую мелодию.

Самолетик надежды

Судьбы выпускников сложились по-разному. Андрей Поленков служил в Афганистане, имеет боевые награды. Ирина Ойкина и Валерия Козлова стали учителями, Ольга Падерина, Григорий Кудряшов и Лира Якупова — врачами. А Дмитрий Данилов пошел по компьютерной стезе и теперь работает за границей, в Бельгии. Детский врач Павел Абрамов десять лет назад случайно встретил в аэропорту Евгения Новоселова, разговорились. Павел тогда и подумать не мог, что одноклассник станет героем.

В школе, где когда-то учились, двойной праздник — ей исполняется семьдесят лет. Звучат поздравления, теплые слова благодарности учителям. Евгения Новоселова приглашают на сцену и предлагают возглавить экипаж «самолета». Его одноклассники — за штурмана, бортинженера, стюардессу… Выпускники 1986 года пишут пожелания родной «альма-матер», делают самолетики и запускают в «школьные небеса»...

Завтра за парту сядут ученики нового поколения. Они такие разные, во многом отличаются от своих отцов, но каждый невольно ощущает гордость за героического земляка. И кто знает, может, из них вырастут и новые Новоселовы, Чкаловы и Покрышкины, способные на поступок, достойный настоящих мужчин?

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты