Неизвестная история Челябинска

11 Февраля 2008

Итоги работы комиссии по рассекречиванию архивных документов подвели вчера в правительстве области. По словам председателя государственного комитета по делам архивов Челябинской области Александра Финадеева, архив начал самостоятельно заниматься рассекречиванием документов с 1985 года. а специально созданная комиссия по рассекречиванию отпраздновала в этом году десятилетие со дня своего образования. До этого времени все документы, даже те, в которых не было и намека на государственную тайну, были закрыты, до 1962 года и вовсе находились в ведении милиции.

Татьяна Гончарова   

Итоги работы комиссии по рассекречиванию архивных документов подвели вчера в правительстве области. По словам председателя государственного комитета по делам архивов Челябинской области Александра Финадеева, архив начал самостоятельно заниматься рассекречиванием документов с 1985 года. а специально созданная комиссия по рассекречиванию отпраздновала в этом году десятилетие со дня своего образования. До этого времени все документы, даже те, в которых не было и намека на государственную тайну, были закрыты, до 1962 года и вовсе находились в ведении милиции.

Сегодня в архивах Челябинска хранятся более трех миллионов дел, среди которых нерассекреченными осталось менее одного процента — 22 тысячи. Засекреченными, по словам Александра Финадеева, остаются дела, связанные с богатствами и полезными ископаемыми Южного Урала, а также различными технологическими процессами, например, технологией создания танка, особенностей выплавки стали.

Рассекречено на сегодня 36 395 дел, и любой желающий может с ними ознакомиться. По словам профессора, члена межведомственной комиссии Владимира Новоселова, рассекреченные архивные документы рисуют картину, далекую от общепризнанных исторических доктрин. По его словам, на их основе можно и нужно заново написать историю Челябинска и всего Южного Урала. Вот хотя бы один факт. По словам Владимира Новоселова, в 1929 году было принято решение построить на территории Челябинска 19 крупных оборонных предприятий, среди которых авиационный, автомобильный заводы, загадочный огромный «Стройсемь», который по площади занял бы территорию, равную всему сегодняшнему Ленинскому району, самый большой в Европе снарядный завод. Но в молодой стране ощущалась явная нехватка ресурсов, поэтому вместо 19 у нас построили четыре: ЧТЗ, ферросплавный, цинковый и завод имени Серго Орджоникидзе. В 1949 году в Москве решили вернуться к идее строительства в Челябинске авиационного завода на 35 тысяч рабочих, соответствующее распоряжение подписал Сталин. Он должен был расположиться на месте городского бора. Но обком партии сумел доказать, что город, где нет канализации, отопления, чистой воды и бушуют эпидемии, такой завод не потянет. И Сталин отменил свое распоряжение, а в городе, наконец, занялись жилищно-коммунальным хозяйством.

Таких удивительных фактов, которые стали известны после рассекречивания архивных документов, Владимир Николаевич знает немало. Интервью с ним читайте в четверговом номере «ЮП» в рубрике «Секретно — рассекречено».


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты