Женщина, которая сыграла Инессу Арманд

22 Января 2009

История не любит женщин. Этот мир делается мужчинами, и история бережно хранит память о них. Только самых ярких и необыкновенных представительниц прекрасного пола она отмечает своим вниманием. Две из них — соратница Ильича Инесса Арманд и актриса Майя Дробинина, заслуженная артистка РСФСР, мастер художественного слова, — оказались крепко связаны, несмотря на то что разминулись во времени на целую жизнь. И обе остались в людской памяти, проложив свой непростой путь в наши сердца.

История не любит женщин. Этот мир делается мужчинами, и история бережно хранит память о них. Только самых ярких и необыкновенных представительниц прекрасного пола она отмечает своим вниманием. Две из них — соратница Ильича Инесса Арманд и актриса Майя Дробинина, заслуженная артистка РСФСР, мастер художественного слова, — оказались крепко связаны, несмотря на то что разминулись во времени на целую жизнь. И обе остались в людской памяти, проложив свой непростой путь в наши сердца.

Октябрины Майи

Судьба Дробининой с рождения была необыкновенной. Маленькая Майя родилась в актерской семье, и детство ее прошло буквально за кулисами театра. «Моя колыбель стояла на сцене», — говорила актриса.

Свое имя она получила в честь первомайских праздников. В летнем театре во время так называемых октябрин, заменивших на какое-то время обряд крещения, новорожденной повязали «красный галстух — великое напоминание о великом значении Мая» и вручили удостоверение № 1 Челябинского окружного бюро юных пионеров. В нем говорилось, что Дробинина Майя при пролетарских октябринах была принята в цех октябрят городской организации юных пионеров. Может быть, именно эти октябрины определили всю дальнейшую судьбу девочки.

В шестом классе Майя получает персональное приглашение на 40-летие музыкальной, театральной, педагогической и общественной деятельности знакового человека того времени — Григория Моргулиса. В заметке об этом мероприятии написано: «Ученица 6-го класса 36 школы Майя Дробинина приветствует тов. Моргулиса, как инициатора первых октябрин в Челябинском драмтеатре, когда 15 лет назад ей первой дали в честь великого праздника международной солидарности трудящихся имя Майя». Так состоялось ее первое публичное выступление на сцене.
В биографии Майи Глебовны было немало интересных фактов. В девятом классе во во время эвакуации в Магнитогорск она вместе с комсомольцами своей школы принимала участие в строительстве пятой домны. В 1943 года поступила в театральную студию при челябинском театре имени Цвиллинга, а с третьего курса по рекомендации педагогов уехала в Москву и поступила в ГИТИС. Но из-за сложного материального положения учиться не смогла и поехала служить в Куйбышевский ТЮЗ. Майя успела поработать диктором на челябинском радио, следователем и даже прокурором в Донецке, ведущей камерных и симфонических концертов. Именно Дробинина стояла у истоков создания непростого и почти забытого сегодня направления художественного чтения в Челябинске.

Ленин не божок, он живой!

Слово «читает» на афише отпугивало потенциальных зрителей всегда. Слишком скучным оно казалось, ассоциируясь не с увлекательным действом, а с затянувшейся лекцией. Это стереотипное мышление актрисе надо было перебороть.
Как это выйти на сцену одной и начать читать перед целым залом? И читать так, чтобы у людей забилось сердце и замерло дыхание? Каким талантом надо обладать, чтобы одной держать целый зал в напряжении? У Майи Глебовны такой талант был.

В одном из интервью Дробинина сказала: «Работа чтеца — совершенно особый жанр актерского искусства. Это театр одного актера, где многое зависит от тебя лично и от того, каким содержанием будет наполнено каждое произнесенное тобой слово. Мне посчастливилось выбрать такую тему, которая позволила мне найти свой образ на сцене».

Актриса имела в виду образ Инессы Арманд, женщины яркой и неоднозначной, тоже оставивший заметный след в истории. Более 18 лет этот спектакль с успехом шел в Челябинске, Москве, Волгограде, Архангельске, Фергане и многих других городах Союза.
Майя Глебовна, готовясь к спектаклю, переработала огромное количество литературы о знаменитой революционерке, нашла редкие документы и письма, встречалась с дочерьми Арманд. Она поставила себе цель — сделать к столетию со дня рождения Ленина интересную программу и обязательно через женский образ. Материала набралось столько, что об Арманд Дробинина могла рассказывать сутками. А надо было все это сжать до полутора часов.

Более двух лет понадобилось, чтобы выбрать из собранного материала самое главное и интересное, наиболее полно раскрывающее образ Инессы. Образ был сложен. Тогда личность Инессы Арманд была почти забыта. О ее близких личных отношениях с Владимиром Лениным говорить было не принято. Даже дочери Инессы этой скользкой темы старались не касаться.
Майя Глебовна вспоминала: «Сразу же бросилась в глаза в комнате Инны Александровны, дочери Инессы, висевшая на стене фотография Владимира Ильича с дарственной надписью, рядом с кроватью на столике фотография Надежды Константиновны, тоже с дарственной надписью. Тему любовного треугольника дети Арманд обходили стороной. В их переписке, хранившейся в музеях, нет некоторых листков, а иные страницы дневника и большинство писем Инессы уничтожены. Ореол вождя пролетариата не предполагал связей на стороне, но куда деться от таких строчек в письме Инессы: «Расстались мы, дорогой, с тобою. Это так больно….Я тогда совсем не была влюблена в тебя. Но тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя».

Дробинина так играла свой спектакль, что после концертов зрители подходили к ней, благодарили и восхищались: «Оказывается, Ленин живой!» «Из него сделали божка,— считала актриса, — как будто он и не замечал, кроме своей революционной идеи, ничего, даже женщин. А он был настоящим мужчиной, талантливым человеком, хоть и порой ошибался».
Бывало, что зрители выбегали на сцену и кричали: «Женщины, берите пример с Надежды Константиновны! Такой должна быть настоящая жена!» Преданность Крупской в исполнении Дробининой поражала зал.

В 1985 году программу об Инессе Арманд «Жизнь, отданная вам» Майя Глебовна обновила. «Моя программа будет жить. Сейчас ругают и революционеров, и Владимира Ильича, и меня это очень огорчает, потому что я очень много знаю о нем, о ней, о соратниках. Очень больно, что сегодня все стараются очернить. Эти люди хотели хорошей жизни. Ведь она — богатейшая женщина, красавица, жена миллионера — все оставила и начала добиваться облегчения женской судьбы». Актриса искренне любила свою героиню, сопереживала ей, поддерживала.

Переписка Ленина с Инессой Арманд, их споры о роли женщины в новой жизни вызвали у Майи Глебовны желание создать программу «Говорите о любви любимым».
Судьба Инессы Арманд сыграла настолько важную роль в жизни Дробининой, что даже свою внучку вдохновленная актриса назвала Инессой…

Спектакль с антрактом

Еще один знаковый спектакль Дробининой «О, я хочу безумно жить» по страницам Александра Блока. И вновь женские образы, вдохновлявшие великого поэта, — матери Александры Андреевны и жены Любови Менделеевой. Майя Глебовна повезла этот спектакль в Москву, показать на лучшей площадке страны. Это была настоящая авантюра, но актриса была в себе уверена. Более того, когда ей предложили играть спектакль без антракта, чтобы сохранить зрителей в зале, она, несмотря на настойчивые уговоры, безапелляционно отказалась. Тогда она сказала: «Я обещаю вам, что зал пустым не будет. Если так случится, я уеду в Челябинск и уволюсь. Значит, я не актриса». После первого отделения актриса ушла переодеваться. Звенит третий звонок, и актриса выходит на сцену. Видит: люди не только сидят, но даже стоят вдоль стен. После этого спектакля ее на самом высоком уровне признали настоящим мастером слова.

«Надо… сделать жизнь прекрасной, надо… чтобы каждый имел в ней право не только получить хлеб насущный, но и получить свою долю радости и красоты. И люди могут этого достигнуть, и потому-то они и должны напрячь все силы в этом направлении. Эти слова Инессы Арманд можно отнести и к Майе Дробининой. Они обе мечтали нести людям радость и красоту, умели любить, творить, жертвовать. Истинные Женщины с большой буквы. Потому их и помнят.

Редакция газеты благодарит архивную службу Челябинской области и лично первого заместителя председателя Галину Кибиткину за предоставленный материал.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты