18 августа легендарному конструктору ЧТЗ Ивану Савватеевичу Кавьярову исполняется 100 лет

14 Августа 2013
18 августа легендарному конструктору ЧТЗ Ивану Савватеевичу Кавьярову исполняется 100 лет

Ученые и выпускники ЮУрГУ по праву считают его своим: более трети века он отдал этому вузу. Своим его считают и курганцы: на зауральской земле он родился, там же и работал несколько лет. Но, пожалуй, только...

Ученые и выпускники ЮУрГУ по праву считают его своим: более трети века он отдал этому вузу. Своим его считают и курганцы: на зауральской земле он родился, там же и работал несколько лет. Но, пожалуй, только на ЧТЗ по справедливости могут считать этого человека по-настоящему своим. Но все по порядку.

 

Капитан из Танкограда

 Будущий генеральный конструктор ЧТЗ, доктор технических наук, профессор Иван Савватеевич Кавьяров родился 18 августа 1913 года в селе Макушино Курганского уезда Тобольской губернии. Сегодня Макушино считается городом Курганской области.

Маленький Ваня рано остался без отца. Мать, забрав четырех детей, вынуждена была уехать в Челябинск.

Трудиться юноша начал с 15 лет. Приходилось работать чертежником землеустроительной партии, мастером буровых работ в Карабаше.

За два года до начала войны окончил Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, получив специальность «Инженера-механика». Тогда же судьба впервые свела его с ЧТЗ, где он стал работать инженером-конструктором.

Участвовал в Великой Отечественной войне, окончил ее в звании капитана, заместителя командира тяжелого танкового полка прорыва. И тут то пригодились знания, приобретенные на Челябинском тракторном! И он умело использовал накопленный за два предвоенных года опыт для постановки технического обслуживания танков в полку.

Но полк то этот был не простой, а укомплектованный машинами Танкограда. Так что капитан Иван Кавьяров мог в деле проверить боевую продукцию родного завода.

В 1946 году Иван Савватеевич демобилизовался и возвратился на ЧТЗ в отдел главного конструктора. Был ведущим конструктором, начальником конструкторского бюро, заместителем главного конструктора завода.

И вот судьба снова вернула его на родину. В 1954 году он был назначен главным конструктором Курганского машзавода. В то время в Кургане разворачивалось производство боевой техники конструкции ЧТЗ, и именно Кавьяров, как никто другой, смог быстро осуществить постановку на серийное производство среднего артиллерийского тягача.

Уже через год, наладив производство, талантливый инженер возвратился на ЧТЗ. Работал заместителем главного конструктора, а затем главным и генеральным конструктором завода. И уже тогда по совместительству стал преподавать на автотракторном факультете Челябинского политехнического института.

 

Ученый-практик

Сколько оригинальных конструкций новой техники для оборонной промышленности и сельского хозяйства было разработано под руководством Кавьярова! В том числе и трактор Т-100, Т-130 и их модификации, первый в мировом тракторостроении дизель-электрический трактор ДЭТ-250!

Под началом этого конструктора создано целое семейство унифицированных промышленных тракторов нового направления, не имевших аналогов в отечественном машиностроении. Достаточно сказать, что на Чебоксарском заводе промышленных тракторов был поставлен на серийное производство разработанный под его руководством знаменитый трактор Т-330 с двигателем воздушного охлаждения и турбокомпрессором.

В конце 70-х Иван Савватеевич полностью перешел в Челябинский политехнический институт, став штатным преподавателем, заведующим кафедрой «Автомобили и тракторы». Работал в этом вузе до конца жизни. И здесь он оставался талантливым конструктором и организатором, делая упор на совершенствование конструкции боевых машин и промышленных тракторов.

Его рабочий день был всегда предельно насыщен, но он умудрялся постоянно вести научно-исследовательскую деятельность, много внимания уделяя подготовке высококвалифицированных инженерных кадров и на ЧТЗ, и в ЧПИ. Он соавтор 7 книг и более 100 научно-технических публикаций, многие из которых хорошо известны за рубежом.

Умер Иван Савватеевич Кавьяров 14 июля 1980 года и похоронен в Челябинске на Успенском кладбище.

 

Масштаб личности

Родные и коллеги о Кавьярове

 Николай Родионович Ложченко, с 1979 по 1995 годы — генеральный директор ЧТЗ:

  Кавьяров обладал всеми лучшими качествами, присущими человеку с большой буквы. Иван Савватеевич всегда поражал меня своей невероятно широкой инженерной эрудицией. Все мы видели, каким большим авторитетом он пользовался — не только среди коллег, но и в руководящих кругах. Его очень высоко ценили в отделе машиностроения ЦК КПСС. А такое отношение в то время дорогого стоило. И далеко не каждый руководитель производства у высшей власти был в таком почете.

 

Владимир Александрович Карпов: работал по продвижению машин конструкции Кавьярова за рубежом:

— Я пришел на завод в 1960 году, еще участь на заочном. Первым и самым неожиданным для меня стало то, что уже в первый день меня предупредили: Иван Савватеевич хочет встретиться со мной. В то время Кавьяров был главным конструктором. Ну что ж, думаю, хорошо: буду ждать встречи. А сам, конечно же, волновался. Ведь о Кавьярове уже тогда ходили легенды.

На другой день я уже был в его кабинете. Он вышел из-за стола ко мне на встречу, поздоровался. Для меня, тогда еще совсем желторотого птенца, такое почтение было удивительным. Я, признаюсь, оробел.

Но он, видимо, чувствуя мое волнение, завел теплую душевную беседу, спросил о моих планах. Он одобрил мои намерения и, оказывается, уже успел найти мне наставника, замечательного специалиста с еще довоенным опытом. Так, благодаря Ивану Савватеевичу я сразу попал в надежные руки.

Не прошло и года, как он включил меня в только что созданную группу конструкторов для разработки новых моделей тракторов для Чебоксарского завода промышленных тракторов. Это была большая честь для меня!

Впоследствии меня направили на работу в райком ВЛКСМ, но Иван Савватеевич долго меня отстаивал и был категорически против того, чтобы я перевелся на новую работу, опасаясь, что во мне пропадет конструктор и инженер. Но «наверху» сказали: «Нам виднее». Однако я все-таки вернулся на конструкторскую работу. Может быть, благодаря именно Ивану Савватеевичу, который всегда оставался преданным своей работе инженера. Вообще, для таких, как я, Кавяьров стал великолепной инженерной школой. Школой отношения к работе, к людям. Школой жизни.

 

Борис Львович Магарилло, с 1996 года главный конструктор проекта ГСКБ ЧТЗ, один из руководителей разработки и внедрения в производство тракторов нового поколения Т-130, Т-170:

— Маленький эпизод из жизни Ивана Савватеевича? Этого не может быть! Потому что слишком уж это был большой человек для маленьких эпизодов. По существу на ЧТЗ он стал основателем головного специализированного конструкторского бюро по промышленным тракторам и двигателям к ним. Это было совершенно новое слово и в производстве, и в науке! В результате этого проекта родились многие новые модели техники, например, трактор Т-130 и его модификации. Более 60 заводов страны получали наш трактор как комплектующее изделие и устанавливали на него разного рода оборудование — землеройное, мелиоративное.

Трактор мог быть укомплектован различным навесным оборудованием: бульдозерным отвалом и тяговыми лебедками. Эта машина являлась базой для многих видов спецтехники: сваебои, трубоукладчики…

 

Виктор Иванович Кавьяров, заместитель главного конструктора «СКБ Турбина», сын Ивана Савватеевича.

 — На вопрос, какой поучительный пример из жизни мне запомнился, отвечу просто и ясно. Всех нас, сыновей, у Ивана Савватеевича было трое. И все три сына пошли на автотракторный факультет ЧПИ. Это о чем то говорит? То есть наш отец стал родоначальником династии Кавьяровых. Мы, братья — Виктор, Михаил и Сергей — окончили автотракторный факультет, стали специалистами в двигателестроении. Михаил Иванович работал конструктором на ЧТЗ. Сергей Иванович преподавал на автотракторном факультете, возглавлял факультет переподготовки специалистов. Ваш покорный слуга в СКБ «Турбина» руководил работами по созданию малогабаритных агрегатов.

Внук Ивана Савватеевича, уже мой сын, Виктор, тоже пошел на автотракторный факультет. Племянница моя, Юлия Михайловна, тоже пошла на этот факультет. И дочь моя, как ни трудно догадаться, тоже пошла по стопам деда и отца.

 

Бумажная версия данного материала появится 15.08.2013 г.

 

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты