С нынешнего года отменяется обязательный выпускной экзамен по литературе

10 Марта 2009

Признаюсь честно, известие о том, что с нынешнего года отменяется обязательный выпускной экзамен по литературе, и сочинение в том числе, к сожалению, не стало для меня неожиданностью. В последнее время большинство выпускников писали сочинение машинально, с плохо скрываемой досадой: «А зачем ОНО нам нужно?»

Признаюсь честно, известие о том, что с нынешнего года отменяется обязательный выпускной экзамен по литературе, и сочинение в том числе, к сожалению, не стало для меня неожиданностью. В последнее время большинство выпускников писали сочинение машинально, с плохо скрываемой досадой: «А зачем ОНО нам нужно?» Молодые люди смотрели на этот экзамен со свойственным им прагматизмом, отчетливо понимая, что оценка за сочинение никоим образом не повлияет на их конкурентоспособность в борьбе за вузовское место. В свидетельство о ЕГЭ, которое стало главным и решающим пропуском в вуз, выставлялся балл за русский язык, сданный в форме ЕГЭ. Литература, как таковая, постепенно оказывалась нужной лишь небольшому проценту учащихся. Другим печальным фактором, позволяющим говорить об отмирании выпускного сочинения в качестве экзаменационного «жанра», является удручающая популярность так называемых сборников сочинений, а по сути — шпаргалок, издаваемых огромными тиражами. Именно их, а не гениальные тексты великих классиков нередко используют старшеклассники при подготовке к сочинению. Да и чего греха таить, при современном уровне технологической оснащенности особо «одаренным» выпускникам не составляет большого труда «тупо» списать любую тему. И вот, к сожалению, пришло время, когда «ненужность» сочинения стала легитимным фактом.


Впрочем, возможно, мои невеселые размышления есть не более чем ностальгические переживания стороннего наблюдателя по отживающему свой век прошлому? Подтвердят ли мои сомнения опытные, квалифицированные педагоги?
Мария Игоревна Макина учит детей русскому языку и литературе почти пять десятилетий.
— И ни разу не пожалела об этом, — уверенно говорит Мария Игоревна. Она работает в челябинском лицее № 102. Сейчас готовит детей к олимпиадам, занимается с теми, кто решил сдавать ЕГЭ по литературе. И таких «добровольцев» в этом году во всем лицее лишь четверо.
— Сейчас идут дебаты вокруг отмены обязательного экзамена по литературе, — продолжает Мария Игоревна. — Я прекрасно понимаю, что литература не научит бизнесу и предпринимательству, не подскажет, как зарабатывать деньги. А нужна ли она тогда? Нужна! Литература делает человека человеком.


Прочитав сочинение школьника, я практически безошибочно вижу уровень начитанности ребенка, чувствую, умеет ли он владеть речью, может ли размышлять, в ладах он с логикой или нет. Кто-то из профессоров МГУ сказал однажды, что прежде, чем принять даже самого способного абитуриента на математический факультет, надо посмотреть, как он пишет сочинение. Оно покажет, способен ли человек размышлять. Математике научить можно, а вот способности творчески мыслить — гораздо сложнее.
Как-то один из моих учеников с максималистской горячностью за-явил: «Да я всю вашу литературу поменяю на один учебник физики». Я не стала спорить. А потом, на выпускном вечере, его мама благодарила меня и рассказала, что сын, не отрываясь, читает «Анну Каренину». Оказалось, что он просто-напросто влюбился, и учебник физики был временно отодвинут на второй план. Литература — это… Это такое глубокое внутреннее переживание! Понимаете?! — восклицает Мария Игоревна.


Конечно, я это понимаю… Все знают рассказы Чехова, короткие и пронзительные, гениальные в своей простоте и ясности. Для меня, например, уже много лет они как глоток свежего воздуха посреди дымного города, как светлый лучик в тучах наслаивающихся жизненных проблем. Так уж повелось — каждое утро я «дарю» себе по одному рассказу. С надеждой, что он принесет мне удачу.
«Каждой девушке нужно знать письмо Татьяны к Онегину», — пытается внушить учитель старшеклас-снице, не выучившей урок. «А зачем? — возражает та с едкой иронией. — Нет уже больше таких Татьян, нет Онегиных. Мы — другие! Все — другое!»
Как же объяснить этим, «другим», зачем нужна литература, ведь они действительно другие?
— Но, согласитесь, чувства, переживания остаются независимо от времени, — говорит Мария Игоревна. — Разве могут покрыться вековой пылью предательство и верность долгу, трусость и мужество, любовь и измена, дружба и верность, страсть и горе, воспетые Толстым в «Войне и мире»?!
— Наверняка вы против отмены выпускного сочинения? — спросила я Марию Игоревну, на самом деле считая этот вопрос практически риторическим.
— Не угадали. Еще года три-четыре назад я была рьяным защитником сочинения. Но постепенно поняла, почувствовала, что сочинение потеряло свое первоначальное значение. Зачастую дети довольствуются лишь кратким изложением содержания литературных произведений, готовыми сочинениями, не читая первоисточников, не думая, не анализируя, не переживая. Зачем такое сочинение?
К сожалению, не только школьники не хотят заниматься литературой, но и педагоги тоже. Нередко они стараются заменять литературу уроками русского языка, ведь ЕГЭ по этому предмету надо сдавать всем, а не единицам, выбравшим литературу.
— И что же вы предлагаете в этой ситуации?
— Я убеждена, что экзамен по литературе необходим. И это должна быть письменная работа. Выпускникам надо дать для анализа незнакомый текст знакомого писателя или поэта, и молодые люди продемонстрировали бы свои читательские умения, литературоведческие и речевые навыки.
Это может быть один эпизод из большого произведения. Например, гибель Пети Ростова из «Войны и мира». Все равно ученик сможет показать себя, широту своего кругозора: подумать, допустим, над тем, что такое «ростовская порода». Это может быть отдельный рассказ Бунина, Чехова, любое произведение Гоголя, пьеса Островского. Размышляя, выпускник покажет, что он человек развитый и свободно мыслящий, владеющий русской речью. На экзамене надо дать ребенку текст в руки, пусть он читает, думает, переживает и ПИШЕТ. Это очень важно.
Опытный педагог Мария Макина завершила наш разговор с чувством горечи:
— Академик Легасов сказал как-то, что предыдущее поколение стояло на плечах Достоевского и Толстого. Это очень точное выражение, и я думаю, нам уже сейчас надо задуматься, ведь мы сами оставляем без духовной основы и опоры современную молодежь. К сожалению, такое отношение к литературе может проявиться в будущем не самым лучшим образом.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты