Куда «поедут» цены на авто? Авторынок под ударами кризиса

20 Ноября 2008

Глобальный финансово-экономический кризис сказался не только на металлургии и строительстве Южного Урала, но и на объемах автомобильных продаж. Покупатели, надеясь на грядущее подешевение авто, выжидают, не спешат с его приобретением. Но сбудутся ли эти прогнозы? Каковы перспективы авторынка в условиях углубления кризиса? Об этом вчера шел разговор с челябинскими дилерами мирового автопрома и представителем французской компании «Рено».

Глобальный финансово-экономический кризис сказался не только на металлургии и строительстве Южного Урала, но и на объемах автомобильных продаж. Покупатели, надеясь на грядущее подешевение авто, выжидают, не спешат с его приобретением. Но сбудутся ли эти прогнозы? Каковы перспективы авторынка в условиях углубления кризиса? Об этом вчера шел разговор с челябинскими дилерами мирового автопрома и представителем французской компании «Рено».

Сокращают объемы, но цену держат

— Пессимистические прогнозы, я бы сказал, преждевременны, — заявляет исполнительный директор ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский. — Наоборот, за девять месяцев этого года по области продано небывалое раньше количество автомашин — 80 тысяч. Из них 46 тысяч — новые автомобили импортного производства. Кризис начал проявляться в октябре, когда темпы продаж значительно снизились. Думаю, в целом за этот год к предыдущему мы сработаем с плюсом в десять процентов, хотя вместо прогнозируемых продаж в 70 тысяч иномарок дай бог продать 56 тысяч.

Александр Рулевский считает, что резкого падения цен на автомобили ожидать не приходится. Производители сокращают объемы, но держат цену. Правда, в конце года проводятся всевозможные акции, предоставляются солидные скидки. Но это связано не с кризисом, а с сезонностью авторынка. Производители «очищают склад», чтобы получить оборотку для новых вложений.

По мнению коммерческого директора автоцентра «Сатурн», который является официальным дилером по Южному Уралу французской компании «Рено», Ирины Мещеряковой, финансовой составляющей для падения авторынка пока нет, кризис «больше в мозгах людей». А потому не нужно паниковать, а если покупать авто — то по реальным доходам.

Франция становится ближе

Как известно, в 2005 году было создано совместное российско-французское предприятие «Автофрамос», в Москве построен завод по сборке этих автомобилей. Они недорогие, вполне надежные и не случайно пользуются (в частности, «Рено-логан») большой популярностью у российских автомобилистов. В Челябинске, к примеру, уже более десяти тысяч владельцев «Рено».

Кроме того, в ситуации, когда банки ужесточают требования по выдаче автокредитов, «Рено» предлагает льготные схемы кредитования. Партнер компании — «Рено кредит интернешнл банк» — дает кредиты порой даже под «нулевую ставку», а проценты компенсирует производитель, заинтересованный в росте объемов продаж.
Цены на эти автомобили и раньше не были завышены, их продают с весьма скромной рентабельностью. По мнению дилеров, снижать цену дальше некуда, и вряд ли французы пойдут на это.

— Я считаю, что российский рынок для нас перспективнее, чем европейский, — говорит советник по развитию дилерской сети компании «Рено» в СНГ, Восточной Европе и Северной Африке месье Фредерик Нюмаже. — Европейские компании вкладывают в российский бизнес солидные инвестиции. В частности, инвестирование завода «Автофрамос» (его собственниками являются «Рено» и правительство Москвы) планируется увеличить вдвое.
Кроме того, французы намерены в ближайшее время открыть в России сеть дилерских центров. У них, похоже, зреют и далеко идущие планы по организации сборки импортных авто на заводе ОАО «АвтоВАЗ» (недавно компания «Рено» приобрела 25 процентов акций этого предприятия).

В Челябинске, к примеру, 200 такси — это машины от «Рено». Их преимущество в том, что они приспособлены для российских условий. Расширяется и модельный ряд завода «Автофрамос»: на подходе внедрение в производство автомобилей типа «хетч-бэк» и «сандеро», семиместных коммерческих машин. А такие марки, как «логан», «меган», «седан» и «меган-купе» от фирмы «Рено», уже хорошо зарекомендовали себя на дорогах Южного Урала.

Иномарки с «двойным гражданством»

Большую тревогу у автомобилистов вызвало недавнее повышение таможенных пошлин на ввоз в Россию подержанных иномарок: они подскочили почти в десять раз! Как заверяет таможня, это предпринято для защиты отечественного производителя. Но не взлетят ли цены?

Не случайно зарубежные производители все чаще открывают в России совместные предприятия по сборке своих авто. И «Рено» вовсе не единственный тому пример. Седьмого ноября компания «Дженерал-моторс» открыла в России крупный завод по сборке автомобилей из импортных комплектующих. Челябинец Александр Рулевский был в числе приглашенных. По его словам, директор «Дженерал-моторс» по Европе и России Карл Питер Фостер выразил надежду, что Россия восстановит авторынок уже в ближайшие три года (Европе же, по прогнозу, на это потребуется пять лет).
В Россию вкладывают инвестиции и другие зарубежные компании. К примеру, в Санкт-Петербурге сейчас строятся несколько автозаводов по сборке иномарок компаний «Судзуки», «Ниссан», «Хонда». Первый, фирмы «Судзуки», будет сдан уже в феврале 2009 года.

Продолжается строительство новых автосалонов в Челябинске. Так, «Рено-Сатурн» в сентябре открыл еще один автоцентр, на подходе автосалоны «Регинас» на Северо-Западе, «Планета-авто» в Ленинском районе. На Урале недавно построены крупнейшие в Европе дилерские центры: в Екатеринбурге — «Дженерал моторс», в Челябинске — «Тойота». Все это вселяет надежду, что авторынок не рухнет. В условиях снижения объемов продаж автомобилей местные дилеры особый упор делают на их сервисное обслуживание. Расчет прост: ремонтировать авто будут всегда, даже в условиях кризиса.

И все же потери весьма ощутимые. Прошел слух, что три челябинских автосалона их нынешние владельцы выставляют на продажу. Александр Рулевский прокомментировал так:
— Информация такая есть. По понятным причинам не буду называть эти автосалоны. Скажу одно: в условиях кризиса, когда доходность автобизнеса падает, кто-то уйдет с рынка, его место займут другие, более надежные компании. Но настоящий дилер будет бороться за свой бизнес до конца.

Однако, по мнению руководителя ассоциации автодилеров, у кризиса есть и свои положительные моменты: экономика постепенно оздоровится, очистится от «мелочи», всякого рода прилипал-перекупщиков. С другой стороны, в нем останутся настоящие профессионалы, отбор на кадровом рынке будет самый жесткий.
Зарубежные партнеры поддерживают наших дилеров, предоставляют им отсрочки платежа, более скромные корпоративные стандарты обустройства дилерских центров. Правда, у наших автодилеров вызывают опасение обострившиеся отношения с банками: из-за задержек кредитов машины покупателям теперь предоставляют не сразу. А на Южном Урале, как нигде в России, самое большое количество авто продавалось в кредит.

«Волга» от… «Крайслера»

— Продажи у нас тоже серьезно упали, — говорит коммерческий директор официального челябинского дилера ОАО «ГАЗ» — фирмы «Автоцентр Юрма» Владимир Прокопьев. — Поначалу в Магнитогорске, потом и в Челябинске. Спрос на автомобили снижается, и мы предоставляем покупателям солидные скидки. Одновременно возводим на автодороге «Меридиан» современный автоцентр, и сомнений нет: он обязательно будет достроен.

«Юрма» специализируется на отечественных, а не импортных автомобилях от компании «ГАЗ». У этого есть и свои плюсы, и минусы. Российские авто не пользуются таким спросом, как иномарки и заводу-изготовителю приходится перестраивать производство в соответствии с требованиями времени. С покупкой Горьковского автозавода Олегом Дерипаской здесь произошли большие перемены. В модернизацию производства вкладываются крупные инвестиции, и завод, еще недавно балансировавший на грани банкротства, теперь не узнать.

Однако отечественная «Волга»… снята с производства: она устарела и не пользуется спросом. Вместо нее сейчас осваивают совершенно новую модель, получившую название «Волга сайбер». От прежней у нее осталась лишь часть названия, а за образец взята разработка компании «Крайслер». Конечно, грустно, что отечественные машины теперь не в моде, но приходится перестраиваться на рыночные рельсы, брать на Западе лучшее.

В последнее время в мире все большей популярностью пользуются небольшие экономичные малометражки. Такая тенденция наблюдается и в России, в частности на Южном Урале. В Москве мэрия, чтобы меньше было бензиновых выхлопов, покупателям мини-авто даже предоставляет талоны на бесплатное горючее. У нас до этого пока не дошло. Зато цены на горючку держались на прежнем уровне дольше, чем где-либо в России, хотя мировые цены на нефть упали. Бензин в богатой Америке сегодня дешевле, чем в России. Под давлением правительства РФ и Федеральной антимонопольной службы бензиновые короли лишь недавно сбавили цены на горючее, и то на копейки…

Несколько дней назад подешевел бензин, и в Челябинске, правда, на чисто символическую величину. На такой шаг была вынуждена пойти компания «Лукойл — Челябинскнефтепродукт», на которую приходится более половины местного «бензинового рынка».

Автомобилисты ожидают, что следом снизятся цены и на авто. Автодилеры же заявляют, что такого не будет. Но так ли это? Сегодня точного прогноза не даст никто: кризис диктует свое, и как повернется ситуация, приходится только гадать.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты