Швабры вместо зарплаты

9 Июня 2009

Новомодное слово «клининг» прочно вошло в нашу жизнь. Вчерашние технички и дворники, получив статус операторов клининга, пользуются все теми же швабрами да метлами, работа легче не стала

Новомодное слово «клининг» прочно вошло в нашу жизнь. Вчерашние технички и дворники, получив статус операторов клининга, пользуются все теми же швабрами да метлами, работа легче не стала. Зарплата тоже осталась мизерной. А когда ее задерживают по три-четыре месяца, то даже обычные продукты становятся недоступными. И тогда блюстители чистоты встают на защиту своих прав…

После реструктуризации железных дорог ОАО «РЖД» скинуло с колеса техничек, проводников охраны, турникетчиков и переложило эти услуги на всевозможные частные фирмы. Только при ЮУЖД их появилось больше полутора десятков, и все назывались «Скорпион-инвест». Возможно, у них был один хозяин, по крайней мере бывший железнодорожник Сергей Бурлаков и сегодня курирует многие такие структуры, занимая в них скромный пост финансового директора.
В прошлом году «скорпионовский холдинг» вдруг развалился, большинство фирмочек получили другие названия. К примеру, клининговая компания «Скорпион-инвест» распалась на две фирмы — «Комфорт» и «Технология чистоты». Появились и другие подобные структуры — «74 клининг», «Абсолют клининг», «Чистые ручки».
Номинальным директором «Скорпион-инвеста» тогда был Вадим Андреев. Позже он возглавил и созданные на основе компании-родоначальника новые фирмы — «Комфорт» и «Технология чистоты». И тут оказалось, что начальство пытается принудить своих работников вместо бессрочного трудового договора оформить так называемый гражданско-правовой договор сроком на месяц. Они в этом случае теряли весь соцпакет, их могли в любое время уволить без выходного пособия.
Возмущенные люди обратились с жалобой в Челябинскую транспортную прокуратуру. Директора обеих фирм Вадима Андреева и начальника отдела кадров Владислава Дахно по представлению прокурора государственная инспекция по труду привлекла к административной ответственности, наложила штрафы. А когда встал вопрос о дисквалификации за нарушение трудового законодательства, директор в срочном порядке уволился.
И вдруг новый сюрприз: в другой клининговой фирме, сохранившей прежнее название «Скорпион-инвест» (там директором был Владимир Зюзин), каким-то образом убедили своих работников перейти на краткосрочный гражданско-правовой договор. И сразу появилась задолженность по зарплате, которая не погашена до сих пор.
Один из «Скорпионов» и фирму «74 клининг» возглавляла директор Татьяна Некрасова. Она тоже пыталась за-ставить своих подопечных перейти на «временный» договор, за что была привлечена к административной ответственности и также уволилась.
В транспортную прокуратуру обратились две уборщицы из «Скорпиона»: они ушли в декретный отпуск, а работодатель не платил пособие по уходу за ребенком. Одна из женщин, Татьяна Лукьянова, воспитывает без мужа двоих детей. Другого источника существования у нее нет. Схожая ситуация и у ее подруги, которая до декрета добиралась на работу из Курганской области.
Когда Сергея Бурлакова вызвали в транспортную прокуратуру, он поначалу заявил, что у него на пособие нет денег. Но по настоянию прокуроров хозяин таки погасил задолженность.
— В конце февраля этого года в прокуратуру снова обратились 12 работников клининговых фирм «Комфорт» и «Технология чистоты», — говорит помощник челябинского транспортного прокурора Елена Шпилевая. — Они сообщили, что им больше месяца не платят зарплату. По результатам проверки было направлено заявление мировому судье участка № 8 Ленинского района Челябинска. Был издан судебный приказ, и работодатель выплатил январскую задолженность.
Поначалу хозяин фирм заявил, что у него нет денег, поскольку железная дорога задерживает расчет. Но проверка показала, что ОАО «РЖД» рассчиталось за услуги, перечислило 5,8 миллиона рублей.
Потом — снова да ладом. Прошло три месяца, а новые долги по зарплате работодатель так и не выплатил. Блюстители чистоты обращались в прокуратуру Ленинского района, где находится юридический адрес клининговых компаний. Одновременно жалобщики подали заявление в транспортную прокуратуру. Там подготовили документы, направили мировому судье. Кроме того, туда же направили заявление от восьми обратившихся в прокуратуру по поводу невыплаты зарплаты работников клининговой компании «Комфорт» Т. Каменевой, С. Ярухиной, Г. Пономаревой, С. Ануфриевой, С. Андреевой.
— У меня сын — инвалид, отец парализован и нуждается в уходе, — сетует работник фирмы «Комфорт» проводник охраны парка отстоя вагонов Светлана Сергеева. — Ребенка воспитываю одна, без мужа, в месяц зарабатываю всего шесть тысяч рублей. А нам зарплату не выплатили даже за февраль.


Без мужа воспитывает сына и Мария Самохвалова (она взяла кредит, а погасить нечем), двое детей у Натальи Балакиной. А проводник охраны Василий Базаров ездит в Челябинск из Еманжелинска. У него сын — студент агроинженерного университета, а Василий уже несколько месяцев не получает зарплату. Проводник Станислав Антошкин тоже не местный — добирается на работу из Щучанского района Курганской области. Из тех же краев приезжает его коллега Надежда Пильникова: у нее тоже нет мужа, а дочь учится в школе.
По словам бригадира компании «Технология чистоты» Татьяны Ярковой, неугодные жалобщики попали под сокращение — им уже отправлено уведомление. Многие клининговые фирмы не прошли отбор на тендере железной дороги, и люди остались без работы. Работодатель по договору должен выплатить трехмесячные выходные пособия, но пока они даже февральскую зарплату не могут получить…
— Такая ситуация не только в клининговых фирмах, но и в других частных структурах, предоставляющих железной дороге всевозможные услуги, — говорит представить Челябинской транспортной прокуратуры Елена Шпилевая. — Взять охранный бизнес. В челябинском ЧОП «Форсаж», охраняющем объекты РЖД в Кургане, подолгу не платили зарплату. Мы в соответствии с законом (если задержка превышает два месяца, наступает уголовная ответственность) поставили вопрос о возбуждении уголовного дела. Материалы были направлены в отдел следственного комитета при прокуратуре РФ по Калининскому району Челябинска.
Мировой судья, параллельно разбиравший гражданское дело «Форсажа», вынес судебный приказ, и только тогда работодатель погасил задолженность. До дисквалификации и отстранения директора через суд дело не дошло.
Челябинская транспортная прокуратура встала на защиту и оставшихся без зарплаты авиаторов из компании «ВИМ-авиа». В свое время после ее банкротства персонал взяли в штат московской авиакомпании, но вскоре заявили, что люди попали под сокращение. Инженер-инспектор инспекции безопасности полетов Александр Шолохов сетует, что ему не выплатили выходное пособие — 88 тысяч рублей. Такие иски подали в суд и другие сокращенные работники фирмы. По решению мирового судьи часть долгов авиакомпания погасила, но всплыли новые. Сейчас этим вопросом занимается прокуратура Москвы.

P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что накануне направлено в суд еще 13 исков о выплате зарплаты в клининговых компаниях «Технология чистоты» и «Комфорт». А всего по этим фирмам подано 33 иска, 20 из них удовлетворены. Кроме того, возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, вынесено 3 представления об устранении нарушений трудового законодательства.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты