Молочная река не бежит издалека

31 Августа 2009

Молочная отрасль Южного Урала испытывает сегодня серьезные проблемы: из-за падения платежеспособного спроса резко снизились объемы продаж, обострилась конкуренция с производителями из других регионов

Молочная отрасль Южного Урала испытывает сегодня серьезные проблемы: из-за падения платежеспособного спроса резко снизились объемы продаж, обострилась конкуренция с производителями из других регионов. Масла в огонь добавляет снижение закупочных цен переработчиками: селянам приходится продавать молоко ниже себестоимости, и производить его становится просто невыгодно. Как найти выход из молочного тупика? Об этом состоялся разговор за «круглым столом», прошедшим на областной выставке-ярмарке «Агро-2009».


Ценовой диктат монополистов
— Весной этого года молокопереработчики снизили закупочные цены на 23 процента, — сетует директор лучшего в области животноводческого сельхозпредприятия «Коелгинское» Иван Шундеев. — Если раньше молокозавод закупал мо-локо по 11 рублей за литр, то теперь по 8,7 рубля. Мы вынуждены продавать молоко едва ли не ниже себестоимости, балансируя на грани рентабельности. Ежемесячно теряем 2,4 миллиона рублей, за год же — 30 миллионов! А у нас работает 650 человек, мы внедряем новые технологии, вложили большие деньги в модернизацию молочного производства.
В «Коелгинском», взяв огромный кредит, в новом молочном комплексе установили суперсовременный доильный зал на компьютерном управлении германской компании «Вестфалия». А как восполнить эти расходы? Покупательная способность населения снизилась на треть, реализация молока упала до критической черты. Наш рынок заполонила молочная продукция из Тюменской, Курганской областей, Башкирии и Пермского края…
По расчетам Ивана Шундеева, из-за вызванного засухой на юге области недобора кормов и проблем со сбытом молока в регионе поголовье буренок уже снизилось на 3,5 тысячи. Их пускают под нож. хотя, чтобы вырастить из теленка корову-кормилицу, нужно не менее трех лет. В целом же по России за последние 18 лет дойное поголовье снизилось с 23 миллионов до 8,5 миллиона буренок.


Выручает сельский привоз
В этой крайне сложной ситуации сельхозпроизводители были вынуждены сами продавать молоко, возить его в город в автоцистернах. Их уже по области около сотни. По этому поводу мнения участников «круглого стола» разделились. К примеру, старший преподаватель Челябинского института Российского торгово-экономического университета Людмила Софина считает, что это шаг назад: качество разливного молока контролировать сложнее. Но она признает, что крестьян вынудили пойти на автопривоз. Переработчики и торговые сети накручивают реализационные цены на молоко, и многим покупателям оно уже не по карману. Не случайно при медицинской годовой норме потребления молока 390 килограммов на человека в среднем по России оно упало до 200 килограммов.
В условиях ценового диктата молочных магнатов и демпинга варягов-соседей разливная продажа молока, думается, вполне разумный выход. Малообеспеченные горожане и даже люди со средним уровнем доходов охотно покупают с цистерн недорогую и качественную продукцию ферм. В Челябинске уже создано 40 точек продажи молока на разлив.


Свердловский опыт: уличное молоко в пакетах
Гость выставки «Агро-2009» из Свердловской области, профессор, доктор биологических наук, академик АМОК, председатель Союза животноводов Урала, гендиректор АОА «Уралплемцентр» Владимир Мымрин поделился опытом соседей-свердловчан по решению молочных проблем:
— Я считаю, мы не конкуренты, а делаем одно общее дело — обеспечиваем полноценное питание жителей Большого Урала. Казалось бы, с точки зрения санитарии молочная торговля с цистерн — это неправильно, но другого выхода нет.
По словам Владимира Мымрина, в Западной Европе и США 60 процентов выручки от продажи молока достается сельхозпроизводителям, а остальное — соответственно в среднем 25 и 15 процентов — делят переработчики и торговля. А у нас все наоборот: в Свердловской области на долю села приходится лишь 40 процентов молочных доходов.
Кстати, там тоже продают молоко на улицах, но по другой схеме: правительство области всячески поощряет небольшие перерабатывающие производства, созданные при сельхозпредприятиях (таких мини-заводов там 32). Молоко фасуют в вакуумную упаковку и продают на рынках города. А для его доставки более ста автомобилей с охладительными установками переданы селянам.


Творожки с горчинкой
Горячее обсуждение вызвала на встрече и проблема качества молокопродуктов. Немало претензий к торговле, где скоропортящийся продукт хранится с нарушением теплового режима. Одна из фирм представила творожки, которые несколько раз размораживали, оттаивали — и те превратились в непригодную для употребления дурно пахнущую массу. А на этикетке срок годности еще не истек…
В бифидок, ряженку, йогурты иные производители добавляют ароматизаторы, стимулирующие натуральный вкус клубники, малины, — и в итоге это никакой пользы не приносит. Скорее, наоборот.
Сегодня контроль качества осложнен тем, что проверять производителей молокопродуктов от малого бизнеса можно не реже одного раза в три года. Участники «круглого стола» предложили возродить на предприятиях самоконтроль качества.
Немало нареканий раньше было к молочной продукции Коркинского молокозавода, но он не выдержал конкуренции и был закрыт. И вдруг руководитель службы маркетинга облпотребсоюза Ирина Баймакова сообщила, что встретила этот товар на прилавках Красноармейского района. Похоже, кто-то выпускает молоко в чужой упаковке…
По неутешительному прогнозу заведующего кафедрой экономики и организацией сельхозпроизводства ЧГАУ Юрия Дорошенко, в ближайшее время цены на молочном рынке региона будут расти. Переработчики и впредь планируют наживаться на карманах потребителей.


Переработка или грабеж?
Особенно много претензий к предприятиям, входящим в молочный холдинг предпринимателя Дмитрия Еремина — Челябинскому, Магнитогорскому молкомбинатам и Чебаркульскому молокозаводу. Они снизили закупочные цены почти одновременно, и факт ценового сговора недавно был подтвержден комиссией облуправления Федеральной антимонопольной службы.
Гендиректор Чебаркульского молокозавода Дмитрий Гриценко попытался объяснить такую ценовую политику расходами на модернизацию производства, инвестирование села. Он считает, что в области «цистерновой продаже» дают зеленый свет, а к переработчикам предъявляют самые жесткие требования. Однако кто, как не молочные короли, довел крестьян до ручки, вынудил везти молочный товар на рынок?
Неубедительно звучат и оправдания гендиректора Челябинского гормолкомбината Владимира Чапайкина. Он ссылается на конъюнктуру рынка, рост конкуренции с «варягами». Но почему в той же Башкирии сумели соблюсти ценовой баланс, не в ущерб сельхозпроизводителям, обеспечили молокопродуктами местный рынок, а излишки везут на Южный Урал?


Госрегулирование по-белорусски
Большой интерес вызвало выступление заместителя генерального директора государственной молочной компании Белоруссии Якова Пустошило. В братской республике нашли свою нишу в молочном рынке, в то же время сохранив лучшее из опыта советских лет. Осталось даже государственное регулирование цен на молочную продукцию. Оттого и молоко там куда дешевле, чем в России.
— У нас объемы год от года растут, и главная проблема — продать молоко, — считает Яков Пустошило. — Более 87 процентов молока (на два миллиарда рублей) поставляется в Россию. Недавние проблемы с Роспотребнадзором, заявившим, что наш товар не соответствует новому техническому регламенту, решены: молокопродукты приведены в соответствие с возросшими санитарно-гигиеническими требованиями. В республике по заданию президента Александра Лукашенко строится 118 образцовых ферм, и, по прогнозу, к 2012 году производство молока вырастет с 6 миллионов до 8 миллионов тонн.
Яков Пустошило пояснил, что в Белоруссии полностью отказались от сухого молока, в магазинах повсюду только свежий и натуральный продукт. А спрос за нарушение качества самый жесткий. Березовский сыродельный завод недавно аттестован для продажи своей продукции в страны Евросоюза.

 


 

 

Наименование продукции
Наименование производителя
Стоимость сырья, руб. за 1 кг
Оптовая цена, руб. за единицу упаковки
ООО "Омега-97" (Патэрсон)
ООО "Урал-Агро-Торг" (Пятёрочка)
ООО "Дикси-Челябинск"
Розничная сеть "Проспект"
ООО "Молл" (Молния)
Молоко 2,5% жирности, плёнка,
1 л

ОАО "Челябинский городской молочный комбинат"
8,5-9
21,00
21,99
21,30
22,40
22,40

ОАО "Чебаркульский молочный завод"
9-9,8
21,20

22,80 
23,60
24,70        

ООО "Уйский сыродельный завод"
9
19,30

19,60



Молоко 2,5% жирности, Пюр-Пак,
1 л

ОАО "Челябинский городской молочный комбинат"
8,5-9
22,00
24,49
22,30
23,60
24,40

ОАО "Чебаркульский молочный завод"
9-9,8
22,20
25,69
23,50
25,30
25,90

ОАО "Комбинат Молочный стандарт"
9-10
23,75




22,49
ОАО "Южноуральский гормолзавод"
9
20,30




21,69
ООО "Уйский сыродельный завод"
9
22,00
24,89



22,41
Кефир 2,5% жирности, Пюр-Пак,
1 л

ОАО "Челябинский городской молочный комбинат"
8,5-9
22,20
23,99
22,50
24,70
24,90

ОАО "Чебаркульский молочный завод"
9-9,8
22,90
26,49
25,90
25,20
26,90

ОАО "Комбинат Молочный стандарт"
9-10
20,66




23,99
ОАО "Южноуральский гормолзавод"
9
21,20




25,99
Кефир 3,2% жирности, Пюр-Пак, 1 л
ООО "Уйский сыродельный завод"
9
24,00

27,40


25,78 
Творог 5% жирности
ОАО "Челябинский городской молочный комбинат", 0,25 кг, фольга
8,5-9
26,50
31,89
24,10
29,50
22,90

ОАО "Чебаркульский молочный завод", 0,25 кг, пергамент
9-9,8
27,90
28,99
29,30
29,70
32,40

ОАО "Комбинат Молочный стандарт", 0,2 кг, фольга
9-10
24,70




24,20
ОАО "Южноуральский гормолзавод", 0,25 кг, фольга
9
29,00




35,57

 

 

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты