Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Кто вы, молодые и успешные?

23 Октября 2008

Некоммерческое партнерство «Сопрано» (в которое входят Уральский аналитический центр и Агентство профессиональных коммуникаций) объявило о старте проекта «Самые успешные молодые менеджеры 21 века в Челябинской области»

На Южном Урале началось не совсем обычное социологическое исследование. Некоммерческое партнерство «Сопрано» (в которое входят Уральский аналитический центр и Агентство профессиональных коммуникаций) объявило о старте проекта «Самые успешные молодые менеджеры 21 века в Челябинской области». Задача исследования — выявить, кто из весьма многочисленной плеяды молодых управленцев (возраст претендентов ограничен 40 годами) наиболее успешен, и какими качествами должны обладать успешные руководители. О проекте рассказывает один из его идеологов — социолог, директор Уральского аналитического центра Артем Перехрист (сам, кстати, тоже далеко не старик).

— Замысел проекта, который пройдет в два этапа, базируется на технологии think tank, предполагающей не только собственно проведение исследования, но и активное обсуждение его результатов в публичной сфере. Для этого после каждого этапа исследования будут проведены круглые столы, открытые презентации и брифинги для СМИ. Наша задача не только организовать процесс непрерывного выявления успешных молодых управленцев в Челябинской области, но и, назвав их имена, показать тем самым широкой общественности.
Хочется также поблагодарить наших партнеров, которые проявили заинтересованность в нашем начинании и оказывают исследованию самую разную помощь и информационную поддержку. Это прежде всего объединение работодателей ПромАсс, портал 74.ru, Челябинская служба информации, а также газета «Южноуральская панорама».

— И кого же можно отнести к успешным менеджерам?

— Под этим понятием в данном исследовании мы понимаем управленцев либо владельцев бизнеса (но таких, которые сами своим бизнесом непосредственно управляют), руководителей ключевых функциональных подразделений предприятий (маркетинг, персонал, производство, финансы и тому подобное).
Технология первого этапа исследования следующая. Путем многоступенчатого отбора нами привлечено пятьдесят экспертов, среди которых представители власти (прежде всего экономического блока), предпринимательских ассоциаций (ПромАсс, областной Союз промышленников и предпринимателей, Уральская федерация содействия бизнесу, областная Торгово-промышленная палата и т.п.), руководители аналитических структур и кадровых агентств, руководители бизнес-структур, а также руководители и экономические обозреватели средств массовой информации. Еще одна особенность — эксперты представляли не только Челябинск, но и другие крупные города области — Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Верхний Уфалей, Сатку.
Эксперты заполняли специальные анкеты, в которых указывали прежде всего критерии оценки успешности менеджера, ну и, собственно, свой список из 10—12 фамилий, которые эксперт считает наиболее успешными молодыми менеджерами на Южном Урале.
В итоге у нас получится два списка: критерии успешности — это те показатели, по которым можно оценить успешность руководителя, и собственно расширенный список молодых и успешных менеджеров по мнению наших экспертов.

— И какие же качества необходимо иметь, чтобы добиться успеха в бизнесе?

— Сейчас мы не можем назвать универсальные критерии эффективности, поскольку еще не все анкеты обработаны. А вот после того, как это будет сделано, мы сможем назвать определенный список ключевых критериев оценки. Пока чаще всего называли финансовую эффективность, коммуникационные качества, приверженность к инновациям, социальную ответственность.
При этом эксперты, принад¬лежащие к разным отраслям деятельности, упоминали разные критерии. Те эксперты, которые работают, например, в кадровых агентствах и профессионально занимаются подбором персонала, чаще называют личностные качества — лидерство, способность к обучению, уровень интеллекта. А например, представители власти или предпринимательских ассоциаций, то они чаще судят по финансовым показателям и размеру бизнеса.

— А как насчет честности и порядочности?

— Да, назывались. Но они не на первых местах популярности у экспертов. Возможно потому, что эти понятия весьма размыты с психологической точки зрения.
А вот список персоналий гораздо шире. Пока, повторюсь, не все анкеты собраны, но уже можно предполагать, что всего экспертами будет упомянуто примерно 130—140 человек. В окончательный список не войдут те, кого назвали менее трех экспертов. На втором этапе мы попросим тех, кого упомянули эксперты, указать для нас свои данные. Это необходимо для систематизации итогов исследования и более четкого выявления тех или иных социальных тенденций в среде молодых и успешных управленцев и бизнесменов. Тем не менее о некоторых особенностях можно говорить уже сейчас.

— Какие социальные тенденции уже улавливаются?

— Прежде всего мы столкнулись с тем, что, в отличие, скажем, от проводимого нами же по схожей технологии мониторингового исследования «ТОП-50: самые влиятельные люди в Челябинской области», даже самые часто упоминаемые молодые менеджеры не упоминаются даже половиной экспертов (а тех же Сумина или Рашникова, Косилова или Юревича в рейтинге политического влияния упоминают практически все эксперты).
Кроме того, молодые управленцы представляют самые разный бизнес. Есть те, кто управляет весьма крупным бизнесом — те же топ-менеджеры ММК или саткинской «Группы «Магнезит». А есть те, кто владеет или управляет малым бизнесом, вплоть до пары ларьков, и при этом абсолютно неизвестны широкой публике. Сферы деятельности также разнообразны — от крупной промышленности и топливно-энергетического комплекса до торговли, сферы услуг, общественного питания, консалтинга и информационных технологий.
При этом эксперты, представляющие органы власти и предпринимательские ассоциации, называют, как правило, менеджеров крупных компаний, таких как «Макфа», «Магнезит», «Челябинскрегионгаз», ММК, «Мечел», ЧЭМК и так далее. А вот те эксперты, которые находятся подальше от власти и в силу своей деятельности имеют дело с так называемым «вторым эшелоном» южноуральского бизнеса (кадровики, экономические журналисты деловых изданий), упоминают именно представителей средних и небольших компаний.
Также четко просматриваются и два поколения успешных менеджеров. Это люди в возрасте от 25 до 30 и те, кому уже ближе к 35 и старше.

— А есть те, кого упоминают чаще других?

— Да, конечно. Но до определенного момента мы фамилии называть не будем. Хочется сохранить интригу до 7 ноября, когда некоторые итоги первого этапа исследования будут представлены на заседании всероссийского клуба политического действия «4 ноября», которое пройдет в Челябинске.

— Много ли тех, кто успешен не в первом поколении?

— Тех, у кого сверхуспешны близкие родственники, среди упомянутых экспертами не так уж и мало — порядка пятнадцати человек. Как правило, это дети или близкие родственники крупных бизнесменов, политиков или чиновников как регионального, так и федерального уровня. Мы более подробного анализа фамилий и родственных связей пока не проводим, но думаю, что с учетом зятьев, шуринов и прочих родственных связей подобного порядка число успешных родственников влиятельных персон увеличится. Повторюсь, мы не оцениваем на этом этапе ту или иную тенденцию, а лишь фиксируем ее. К тому же «засвеченность» известной фамилии влияет на число упоминаний. Но количество упоминаний экспертов вовсе не означает того, что сам человек лучше других по своим объективным качествам. Их качества будут оценивать на втором этапе нашего исследования.
Этот момент вообще для любых подобных исследований достаточно сложный с точки зрения технологии, поскольку необходимо избежать того, чтобы лучшими в силу своей засвеченности признавались самые известные. Наша сверхзадача — выявить самых эффективных вне зависимости от сферы и размера бизнеса или наличия влиятельной родни. Тем более что, как показывают многочисленные исследования, в том числе проведенные на Южном Урале, малый и средний бизнес, люди, которые в нем работают и им управляют, — сфера крайне малоизученная, непубличная. И в то же время с точки зрения поиска эффективных управленцев крайне перспективная.

Беседовал ДМИТРИЙ ЮРЬЕВ


Публикации на тему
  • Сегодня | 10:56
    Выстроить город. Как будет меняться Челябинск

    В гостях у «Большой редакции» медиахолдинга «Гранада Пресс» побывал заместитель главы Челябинска по строительству Владимира Шамне. Какие актуальные темы обсудил вице-мэр с главными редакторами ведущих изданий региона — читайте в материале «ЮП».

  • Вчера | 17:23
    В «красной зоне». Ковид вывел врачей на передовую

    Другого сравнения и не подберешь. Именно передовая, когда в тяжелых и неудобных защитных костюмах и респираторах они выезжают на вызов к потенциально больным пациентам, когда фельдшеры и медсестры целыми днями объезжают возможных контактных для забора анализов и отслеживания их самочувствия.

Новости   
Спецпроекты