По ком звонит колокол, или Покровский храм воспрянет к жизни новой
Этот величественный Божий храм когда-то был возведен в честь победы русского оружия над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Большой Куяш Кунашакского района была красивейшей в округе, ее называли чудом русского зодчества
Этот величественный Божий храм когда-то был возведен в честь победы русского оружия над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Большой Куяш Кунашакского района была красивейшей в округе, ее называли чудом русского зодчества. И сегодня необычный храм, построенный в стиле классицизма, поражает воображение, навевает мысли о вечном, неземном. Он пережил войны и революции, годы белого и красного террора, сталинских репрессий… И хотя время и людской нигилизм наложили на него свой отпечаток и состояние Покровского храма внушает тревогу, хочется верить — его возрождение уже не за горами. Надежду вселяет проект по восстановлению уникального храмового комплекса, посвященный 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.
В конце XVIII века промышленник Алексей Турчанинов купил на Урале у башкир земли «по казанской тропе». Построил в Арамиле и Сысерти, в нынешней Свердловской области, стале¬плавильные заводы. А на берег озера Куяш (в переводе с башкирского — круглое, как солнце) для кормления «работных людей» переселил крепостных крестьян из Тамбовской, Нижегородской и Псковской губерний. Село назвали Покровским — в честь будущего храма.
Покровское располагалось на большой дороге до Екатеринбурга, рядом с городом мастеров художественного литья Каслями. Село богатело день ото дня. Здесь были свой конезавод, спиртзавод, свечная мануфактура. Заводчики Турчаниновы построили в слободе свое летнее имение — тоже в стиле классицизма. Оно очень необычно по архитектуре — в виде буквы Е — в честь императрицы Екатерины II. В советские годы здесь располагалась школа, а сейчас — участковая больница.
Турчанинов и двое его сыновей геройски сражались с французами в 1812 году. А после падения Парижа заводчик надумал в память о славной победе возвести в своей уральской вотчине чудо-храм. Еще в 1807 году в Покровском построили малую церковь Рождества Христова. Но приход был большой, места не хватало, и рядом решили возвести просторный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Его строительство начали в 1812 году, а освятили в 1814-м.
На Берегу озера Куяш возвели насыпной холм, на котором и строили храм. Рядом выкопали котлован, поставили на ручье плотину, обустроили пруд, где разводили особенно ценимых гурманами-заводчиками речных раков. Церковь строили на пожертвования промышленников и прочих прихожан. Для этого выписали из Санкт-Петербурга зодчего — ученика знаменитого архитектора XVIII века Казакова.
Храмовый комплекс получился на диво. Его величественные очертания и сегодня словно говорят о неистребимости духа народа, таланте уральских мастеров. Здесь венчали новобрачных, крестили младенцев. По преданию, в годы престольного праздника с храмовой горы стреляла большая пушка, защищая мирян от козней лукавого.
Испытаний на долю церкви и священников после революции выпало немало. В годы борьбы с «опиумом для народа» ее объявили цитаделью поповщины, а в 1937 году по указу облисполкома и вовсе закрыли. Чтобы стереть и память о ней, село Покровское переименовали в Большой Куяш.
— Тогдашнего батюшку Киреева по доносу объявили «врагом народа» и куда-то увезли, — вспоминает здешний старожил бывший учитель истории сельской школы, а нынче пенсионер Михаил Аникин. — Красивые иконы с позолотой и утварь для богослужений погрузили в повозки и увезли в Челябинск, а богатейшую церковную библиотеку разорили, книги вывалили во двор. Я тогда был мальчишкой, увлекался чтением. Две книги — «Великий Петр I» и «Сотворение мира» на старославянском языке — взял на память. Они и сейчас для нас семейная реликвия.
По призыву комсомольцев-активистов и ярых атеистов братьев Моисеевых сбросили все семь колоколов — шесть малых и один большой, весом 67 пудов. Их увезли на полуторке и потом переплавили. Затем принялись и за кресты. Мест¬ный комбедовец Тепляков обвязался веревкой, забрался с топором на колокольню… Но большой крест был закреплен на вмурованном в цемент штыре, и пришлось ехать за пилой по металлу на конезавод. И вот символ христианской веры упал, вонзился в грунт…
Увидев это святотатство, церковный пономарь Савинов снял валенок и ударил им одного из подстрекателей злого дела — председателя сельсовета. Тут же его схватили энкавэдэшники, куда-то увезли. Больше о нем никто не слышал. Богомольные односельчане прощались с храмом со слезами на глазах.
Позже в церкви разместили школу, потом клуб, а после войны хранили зерно. Здание обветшало, все больше приходило в упадок. Но его словно Господь хранил: оно прекрасно сохранилось и до наших дней. Говорят, строители замешивали глину для кирпичей на яичном желт¬ке, оттого он и простоял века.
В начале 90-х отношение к духовным ценностям православия в России изменилось. Храм Покрова Пресвятой Богородицы передали церкви, планировали восстановить. Но помешал дефолт… И вот сегодня по инициативе жителей Большого Куяша, Общественной палаты области снова встал вопрос о возрождении храмового комплекса.
— Уже есть проект реставрации, разработанный архитектором Виталием Квачем, — говорит заслуженный художник России член областной Общественной палаты Евгений Варгот. — У него большой опыт такой работы, в свое время он проектировал храм Георгия Победоносца в Металлургическом районе Челябинска. В Челябинской епархии зарегистрирован приход, составлен кадастровый план земельного участка, разрабатывается смета. По расчетам, на реставрацию потребуется около 45 миллионов рублей. В администрации Кунашакского района открыт счет для сбора пожертвований.
Над проектом шефствует региональное отделение Союза художников России, с привлечением студентов архитектурного факультета ЮУрГУ (они уже работают в храме, куда приехали на практику), учеников Куяшской средней школы.
Первой вехой этой большой работы стало открытие в минувший вторник памятного знака репрессированным священнослужителям.
— Сегодня большое, историческое событие, — считает председатель Общественной палаты области Вячеслав Скворцов. — Мы должны помнить о своих корнях, об этих самоотверженных людях, пострадавших от сталинских репрессий.
Крест-монумент освятил настоятель Каслинской церкви Вознесения Господня отец Георгий (Голувкин), в благочиние которого входит и Куяшский храм. Здесь он уже проводит молебны, венчания, 19 января в озере прорубали иордань, крестили народ. По мнению батюшки, глубоко символично, что открытие памятника мученикам за веру, жертвам сталинских репрессий проходило в день большого христианского праздника — Рождества Иоанна Крестителя.
…В завершение встречи председатель здешней церковной общины Владимир Алимасов показал односельчанам позеленевший от времени православный крест. Его обнаружили в земле, когда копали грунт под фундамент памятника. Реликвия прошлых лет принадлежала священнику храма, который носил распятие на груди, благославлял прихожан. Православная святыня чудом дошла до наших дней. Батюшки уже давно нет, его могила затерялась где-то на Колыме, а крест и сегодня будет служить его делу, нести в души людей вечное, нетленное. То, чему не суждено умереть.
Поделиться