Вина или беда?

1 Апреля 2010
Вина или беда?

Общество встревожено антигуманностью, снижением этических и нравственных критериев у многих подростков...

Общество встревожено антигуманностью, снижением этических и нравственных критериев у многих подростков. Педагоги, психологи бьют тревогу: нарастает дегуманизация подрастающего поколения!

Недавний пример — неоднократные избиения подростками из города Шелехова Иркутской области своей 73-летней учительницы физкультуры. Отчего же подростковая агрессия нарастает? Кто в этом виноват и что делать?

В этом пытались разобраться участники недавнего круглого стола «Рост подросткового негатива: вина или беда?», который состоялся в Челябинске.

Представляем участников и приводим ниже выдержки из их высказываний в ходе развернувшейся дискуссии. На заседании круглого стола побывали: Евгения Новикова, инспектор комиссии по делам несовершеннолетних Курчатовского района Челябинска; Ирина Романова, директор центра практической психологии «Потенциал»; Евгений Абатуров, завуч по воспитательной работе школы № 98; Сергей Молчанов, заведующий кафедрой коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук; Дмитрий Семенов, ответственный секретарь общественной молодежной палаты при Законодательном Собрании Челябинской области.

Три кита

Евгений Абатуров:

— Милтон Фридман, американский экономист, лауреат Нобелевской премии, утверждал, что идеология современного капитализма стоит на трех китах: свобода выбора, равенство возможностей и братство во Христе (гуманные ценности). Свобода выбора постольку-поскольку в нашем обществе присутствует. Что касается равенства возможностей… Ее однозначно нет. И подростки это видят. Разве возможно у нас создать бизнес, подняться по карьерной лестнице, только лишь благодаря своим умственным и личностным достижениям — без денег и связей? Осознание этого является одной из причин подростковой агрессии. Если мы хотим войти в Евросоюз достойными партнерами, надо принять три данных постулата и следовать им.

Следующий момент: внедрение в сознание молодежи потребительских ценностей. Какая сейчас идеология? Кого мы воспитываем? Потребителей, нахлебников, трутней… Тогда кто же будет созидать?

Нельзя умолчать и про ажиотаж, который поднимают СМИ вокруг потребительских ценностей. Это делают, конечно, не столько журналисты, сколько заказчики их материалов… Вместо общечеловеческих, вечных ценностей мы видим сегодня некие симуляторы, то есть ценности, за которыми ничего нет. Одни физиологические потребности.

Пример: почему у нас одна сборная Олимпиаду не выиграла, а другая — параолимпийцы — выиграла? Да по той простой причине, что у первой сборной не было духа. Хотя было прекрасное финансовое обеспечение. А у параолимпийцев был дух! Это самое важное. Хотя зарплатами высокими они и не избалованы.

Конечно, совсем уж исключить потребительские ценности невозможно. Но выдвигать их на первый план ошибочно. Государство должно сформировать идеологию! Надо допустить интеллигенцию к участию в управлении страной, хотя бы на положении советников, консультантов, а у нас пока идеологию страны определяют бизнесмены и торговцы. А для них существует только одна ценность — деньги.

Возвращаясь к разговору о подростках и школе… 2010 год — Год учителя, а бюджет на образование уменьшен на два процента. Если включить туда еще 12 процентов инфляции, то получается на 14 процентов! Что делать дальше? При таком отношении к школе и оказывается, что дети никому не нужны. Родители заняты зарабатыванием денег. Настолько, что не могут «отвлекаться» на детей. Школе, если будет отсутствовать классный руководитель (ведь его труд оплачивается недостаточно), они тоже не нужны. И что мы получим? Такую волну агрессии, которой еще не видели. И просто найдутся люди, которые направят эту агрессию в нужное им русло. И находятся уже, судя по репортажам о неофашистах, сатанистах и прочих.

Дмитрий Семенов:

— В Челябинской области пять тысяч общественных организаций. Занятость в них молодежи примерно десять тысяч человек. В то же время детей у нас в области 450 тысяч. Получается, занято чем-то полезным и интересным чуть более двух процентов. Но надо, чтобы подростков было занято больше! Очень многое в поведении ребенка определяет то, чем он реально занят в свободное время. Необходимо развивать общественные объединения по тем направлениям, которые, с одной стороны, массовые, с другой, интересны и привлекательны для молодежи. И конечно, надо развивать трудовую занятость подростков. Только так они смогут прочувствовать ценность денег.

Освободите классного

Сергей Молчанов:

— На занятия в школе по учебным предметам мы ежегодно тратим 1200 часов. А на классные часы — 40 часов. Несопоставимые цифры! При этом в «Законе об образовании» говорится: «Образование — это воспитание и обучение». Но школа реально занимается только обучением!

Допустим, я учитель физики. Главное, я должен преподать свои уроки, и все. Мне разве платят за то, чтобы я следил, что происходит в школьном дворе, на переменах? А если я еще и классный руководитель, мне доплатят за это тысячу рублей.

А у меня нагрузка 30 часов в неделю плюс большая бумажная отчетность. Вы же понимаете: мне даже на секунду в класс зайти некогда! Та же тысяча рублей, которую, наконец, государство на оплату труда классного руководителя выделило, что это такое? Поделите тысячу на 25 человек (в классе). Получится по 40 рублей на одного. И поделите это еще на 30 дней в месяц. Получится, два рубля на одного ребенка в день. Это даст стимул для воспитательной работы?

Несколько лет назад речь шла о том, что должны быть только классные руководители освобожденные. В педагогическом вузе готовят учителей-предметников. А классных руководителей вообще никто не готовит, нет такого факультета. И к воспитательной работе никто не готовит. Но такой факультет нужен.

На сегодня есть потребность в принятии закона «О социализации». Воспитанием должны заниматься специальные социальные институты. Предложение к общественной молодежной палате: оформить это в законодательную инициативу. Государство должно думать о социализации, должно обеспечить условия, при которых человек становится гражданином.

Путь к стабилизации

Ирина Романова:

— Ценности являются подтверждением той любви, которую мы даем своим детям. Женщина ведь тоже, когда получает колечко от любимого, воспринимает это как то, что она любима. Это можно применить и в отношении ребенка. Если он оформлен в хорошую школу, ему покупают дорогую одежду, водят на престижные концерты, оплачивают отпуск, значит, его любят! Это подтверждение любви. Но здесь правильно сказали: это должно быть подкреплено еще духом, духовной составляющей, искренними чувствами. Получается, что мы сами своим поведением, своими поступками провоцируем подростков на неправильное мировосприятие. Откупаемся деньгами, абстрагируемся от него и отпускаем в вольное плавание.

Правильно сказал Сергей Григорьевич Молчанов, пора создать «Закон о социализации»! Это путь к стабилизации духовного развития. Надо определить, каковы наши реальные ценности? И сделать это должно государство.

Евгения Новикова:

— Есть такая тенденция: весной в школах увеличивается количество драк. Или группа детей замышляет и выполняет некие противоправные действия против другого подростка… Но в том, что подростки агрессивны, согласна, виноваты большей частью родители! Это мое убеждение. Ребенок превращается в юного садиста чаще всего именно в семье. Когда родители сами поднимают на детей руку, ждать от подростков другого поведения точно не стоит.

Мы часто бываем в различных семьях… Видим, что подросткам там внимание вообще не уделяют. Родители заняты собой, своей карьерой, озабочены день­гами… За свой недостаток внимания к подросткам они откупаются от них материальными ценностями. Подросткам не с кем поговорить, они не получают любви и внимания, их никто не слушает и не слышит. Ни о проблемах, ни об успехах. Тогда они начинают самоутверждаться порой с отрицательной стороны.

В последнее время стремимся работать во взаимодействии со школами. Так полнее удается понять истинные причины того, что происходит.

Если подвести итог сказанному, возрастание негатива среди подростков — наша совместная проблема. Больны не подростки, больно все наше общество. Значит, нужны конкретные способы его оздоровления. Участники круглого стола выдвинули ряд конструктивных предложений. Стоит надеяться, они будут услышаны.

ИРИНА БОГДАНОВА

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты