Будет ли новая волна безработицы?

22 Апреля 2010
Будет ли новая волна безработицы?

В прессе настойчиво мелькают сообщения: по уровню безработицы Челябинская область на третьем месте в стране, мы вновь на позиции 90-х годов по занятости населения...

В прессе настойчиво мелькают сообщения: по уровню безработицы Челябинская область на третьем месте в стране, мы вновь на позиции 90-х годов по занятости населения. Звучит удручающе, тем более за этими словами чье-то горе, чьи-то нереализованные планы и судьбы… Насколько это возможно найти работу в нашем регионе, что делается для преодоления безработицы? Об этом мы решили спросить у первого заместителя начальника Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Александра ЗАХАРОВА.

— Можно подробнее о сегодняшней ситуации на рынке труда Челябинской области?

— В последние полтора месяца зафиксировано снижение численности безработных, растет и количество вакансий. Еженедельно на 400—500 безработных становится меньше. Особенно это почувствовалось в течение трех-четырех последних недель.

— Чем это объясняется?

— Здесь несколько факторов. Реализуется областная целевая программа по стабилизации ситуации на рынке труда, разработанная в рамках постановления правительства РФ. В ней предусмотрены дополнительные меры: опережающее обучение для работников, которые находятся под угрозой увольнения; организация временных и общественных работ, стажировка молодых специалистов на предприятиях, самозанятость (организация своего дела, создание новых рабочих мест), создание рабочих мест для инвалидов, оказание помощи при переезде в другую местность. Все это для того, чтобы как можно больше людей сохранили свои рабочие места, нашли для себя подходящее занятие.

Второй фактор снижения напряженности на рынке труда — сезонный. Начинается подготовка к сезону в сельском хозяйстве. Часть безработных ушла туда: включилась в этот процесс. Также среди наших безработных есть люди, имеющие свои садово-огородные участки. Сейчас, с наступлением тепла, они вплотную занялись подсобным хозяйством.

В последнее время, как я говорил, возрос приток вакансий. На середину апреля в центрах занятости населения — 18 500 вакансий. Для сравнения: в начале этого года их было всего 5 000. В начале года на одну вакансию претендовало тринадцать человек. А теперь только четыре. Ощутимая разница.

Если честно, качество вакансий оставляет желать лучшего. Большинство из них для рабочих. И предлагаемая заработная плата минимальная, пять тысяч рублей. Хотя… У нас имеются вакансии, которые никак не восполняются. Потребность в определенных специалистах есть, но мало кто рвется на эти должности. Прежде всего из-за низкой зарплаты.

В частности, Челябинской области очень нужны врачи, медсестры; няни и воспитатели детсадов. На учете в службах занятости состоит на сегодня 31 врач. А потребность в них на 1 апреля составляла 380 человек. Для сравнения: водителей стоит на учете 5 300 человек, а вакансий всего 900. Продавцов на учете 3 200 человек, а надо всего 280. Предложений от трактористов аж 1 088, а вакансий мы можем им предложить только 33.

— Будет ли новая волна сокращений и когда?

— Если на предприятии или в организации (не важно, государственной или частной) введен сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, работодатель также обязан, по федеральному законодательству, сообщать об этом нам, в службу занятости. Но есть случаи, когда работодатели этого не делают. Для чего сообщать? Чтобы мы учитывали этот факт. При таких признаках не исключены сокращения или даже закрытие организации, компании.

— Допустим, такая подробность. В четверг работодатель заявляет своим сотрудникам: «С понедельника я ухожу в отпуск, офис за-крываю. Так что с понедельника можете на работу не выходить. Встретимся через полтора месяца. Это реальная история. И, кстати, такое часто встречается.

— По закону работодатель так поступать не имеет права, сотрудники могут обратиться (пожаловаться) в Государственную инспекцию труда, в прокуратуру… Нам предоставили данные: с апреля по сентябрь будут сокращены 3 200 человек. А в начале года предполагалось сократить 5 000 человек. Как эту цифру удалось изменить? Например, на железной дороге наметили поступить так: лишь часть людей сократят, а другую переведут на другие должности, в другие подведомственные структуры.

Но сокращения все равно будут. Ликвидируются мелкие предприятия и организации. А из крупных закрывается Магнитогорский машиностроительный завод — 289 человек; ОАО «Уралграфит» (Кыштым) — 260 человек; ОАО «Челябметрострой» планирует сократить 480 человек. Но мы обучаем людей, даем возможность получить реально востребованную профессию. В этом году наметили направить более 15 тысяч безработных граждан на профессиональное обучение. В рамках областной целевой программы мы можем оказать содействие 48 с половиной тысячам человек. Сегодня в нашей области 65 800 зарегистрированных безработных. С начала года эта цифра снизилась на 4000 человек.

— Недавно на рассмотрение в Государственную Думу внесен законопроект, касающийся трудовой дискриминации. Если закон будет принят, работодатели не смогут уже открыто и демонстративно предъявлять требования к возрасту, полу, внешности, диплому. Нарушением станет такое, допустим, объявление: «Требуется юрист: мужчина до 35 лет, спортивного телосложения, с дипломом МГУ». А остальные, дескать, даже не пробуйте!

— 19-я статья Конституции РФ за-прещает дискриминацию. Но, конечно, можно принять и более конкретизированный закон. К чему это приведет? Работодателей будут активнее привлекать к ответственности.

— В СМИ все чаще можно прочитать: грядет повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин. Чем это вызвано, как отразится на ситуации с занятостью?

— Об этом не только СМИ пишут, это недавно сказал и Аркадий Дворкович, советник президента РФ. По подсчетам, к 2020 году в России грядет большое несоответствие работающих к пенсионерам. Это, конечно, перекос. Поэтому рассматриваются различные меры, в том числе по увеличению пенсионного возраста.

— И все-таки хотелось бы завершить беседу на оптимистичной ноте.

— У нас открываются новые, дополнительные производства: на ММК, трубопрокатном заводе, «Мечеле». Имеется надежда, что прирост вакансий будет нарастать, и напряженность на рынке труда постепенно спадет.

ИРИНА ЛЕОНИДОВА

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты