Детский пир

27 Мая 2010
Детский пир

В субботу в книжном гипермаркете «Читай-город» детский писатель Андрей Ядрышников презентует свою новую книгу «Индеи и ковбойцы»...

В субботу в книжном гипермаркете «Читай-город» детский писатель Андрей Ядрышников презентует свою новую книгу «Индеи и ковбойцы». «ЮП» встретилась с Андреем, а также с еще двумя детскими писателями — Андреем Середой и Анной Ветер, — и постаралась выяснить, что всеми ими движет.

Вождь краснокожих

— Знаете, есть такое выражение: человеку столько лет, на сколько он себя ощущает. Вот, мне кажется, что я застрял где-то в подростковом возрасте, и потому детская литература меня привлекает больше, нежели взрослая, — говорит Андрей Ядрышников.

Мы сидим с Андреем в скверике на Северо-Западе. На Андрее красно-черно-белый полосатый свитер и синие джинсы. В руках — авторский экземпляр книги. На обложке ковбой и индеец. Или, следуя орфографии названия, ковбоец и индей.

— Это книга у меня не первая и не последняя. Но написать я ее хотел давно. Кстати, когда книжка уже вышла, я нашел на антресоли первые попытки ее создания — тетрадку с четырьмя предложениями и большую красивую иллюстрацию.

Иллюстрации же к книжке принадлежат художнику Алексею Рубцову, который позиционирует себя еще и как мультипликатор. Поэтому, наверное, в «Индеях и ковбойцах» есть небольшой мультик. В правом нижнем углу каждой страницы пририсована лошадка, и если пролистать страницы быстро, она приходит в движение.

— Толчком для написания книги «Индеи и ковбойцы» послужили детские увлечения и то, что я рос в начале 80-х. Летом 1982 года нас повели в школьном лагере на вестерн «Среди коршунов» по мотивам романов Карла Мая. И эта романтика Дикого Запада захватила меня. Потом — книжки Фенимора Купера, которые были большим дефицитом. И конечно же, большая составляющая — это солдатики. Как раз на конец 80-х в Донецке была запущена фабрика игрушек, для которой были закуплены, кажется из Великобритании, пресс-формы одной американской фирмы. Вдруг на советских прилавках появились не плоские, а объемные пластмассовые фигурки в динамичных позах. Среди них: викинги, индейцы, ковбои. Когда я, кстати, работал над книгой, то перед написанием глав выставлял перед собой конкретный набор солдатиков. И, набивая текст, поглядывал на них.

Я прошу Андрея в двух словах обрисовать сюжет книги. Он выдает мне достаточно интересную аллегорию:

— Изначально идея книги заключалась в том, чтобы создать набор комедийных ситуаций, но непременно с двумя условиями: чтобы это было весело и про индейцев. Так все начиналось, а вылилось в то, что я стал рассматривать жизненные ситуации, которые возникали на Диком Западе и которые возникают в обычном классе обычной школы с обычными детьми. В целом я попытался рассмотреть Дикий Запад как школьный класс, оставшийся без учителя. Ведь на тот момент, когда осваивали Америку, закон работал слабовато, вследствие чего возник этакий «праздник непослушания». А что происходит, когда педагог уходит из класса? Практически то же самое. Я сопоставил эти ситуации, и они у меня гармонично слились.

«Индеи и ковбойцы» были номинированы на национальную детскую премию «Заветная мечта» в двух категориях: «малая премия» и «самое смешное произведение для подростков».

— Я, увы, не взял ни ту, ни другую награду. Однако мне было крайне лестно, что номинировался я одновременно с екатеринбург-ским писателем Анатолием Приставкиным, чьи произведения проходил еще в школе.

Тимошина среда

Недалеко от педагогического университета часто можно встретить человека в инвалидной коляске, которого зовут Андрей Середа. Привлекает внимание яркая обложка его последней книги «Приключения Тимоши». Она состоит из трех дет-ских пьес и нескольких песен.

Андрей Васильевич признается, что еще в школьные годы под влиянием братьев Стругацких и Кира Булычева сочинял фантастические истории. В них герои путешествовали по выдуманным планетам.

И хотя Андрей Васильевич считал свои сказки детской забавой, все-таки одна из них легла в основу пьесы «Волшебники» — второго по счету произведения в «Приключениях Тимоши». В ней обычные дети перевоспитывают Кощея Бессмертного и Бабу-ягу.

— С ребенком нужно говорить понятным ему языком, — считает писатель. — Использовать то, что он видит и слышит. Так гораздо легче объяснить понятия доброты, дружбы или взаимопомощи.

Все три пьесы Андрей Василь-евич писал специально для театрального кружка в детдоме. Поэтому в «Секрете Ниф-Нифа», помимо поросят и волка, появились новые персонажи. Ведь желающих сыграть в постановке оказалось больше.

— Дети не хотели соглашаться с финалом пьесы, ведь волк такой сильный, а вдруг терпит поражение, — вспоминает Середа. — Помню, на какой-то репетиции я немного разозлился и спросил у мальчика, игравшего его роль: «Кому лучше на свете — злому или доброму?». Он сразу ответил, что злому. Вот так вот их жизнь учит.

С другой стороны, Андрей Середа и сам прибегает к нестандартным финалам. В «Приключениях Тимоши» зло остается ненаказанным.

— Многие меня за это упрекали, но ведь в жизни так и есть — когда добро победит, а когда проиграет.

Чаша сия

Произведения челябинского писателя-фантаста Анны Ветер публиковались московским издательством «Армада». Правда, на литературных трудах стороннице хэппи-эндов не удалось сделать состояния. За свою первую книгу Анна заработала 24 тысячи рублей.

Недавно писательница закончила работу над последней рукописью «Чаша Весов». Герои произведения отправляются на поиски Святого Грааля. Естественно, мир висит на волоске, а от них зависит судьба человечества. И естественно, дойдя до пещеры (в которой хранится чаша), герои не обнаруживают ничего. Внезапно они понимают, что Грааль лишь ухищрение высших сил. Верь в себя и ты спасешь Вселенную!

К творчеству ее подтолкнули добрые диснеевские и советские мультфильмы, а также книги «Изумрудный город» и «Вниз по волшебной реке».

— Фантастику я выбрала, потому что она позволяет уйти от обыденности в мир приключений и волшебства, — подытожила Анна Ветер.

Евгений ВАЛЕРЬЕВ,
СЕРГЕЙ МОНЕТЧИКОВ

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты