Город в чугунном узоре. Касли

30 Сентября 2010
Город в чугунном узоре. Касли

Касли — город совсем небольшой, в строю челябинских городов на левом фланге, число каслинцев в последние десятилетия колеблется около отметки 20 тысяч жителей. На весь мир озерный град знаменит как центр мастерства чугунного художественного литья, что так и именуется — «каслинское литье». Этот старый декоративно-художественный промысел единственный в своем роде, лили чугун в «художества» в прошлом и в иных местах, а сохранился только здесь. Если где еще увидите, так это лишь его повторение. Это подлинный действующий музей чугунного литья. Вот уж поистине город, чья слава отлита в чугунном узоре.

 

Город в чугунном узоре. Касли
Касли — город совсем небольшой, в строю челябинских городов на левом фланге, число каслинцев в последние десятилетия колеблется около отметки 20 тысяч жителей. На весь мир озерный град знаменит как центр мастерства чугунного художественного литья, что так и именуется — «каслинское литье». Этот старый декоративно-художественный промысел единственный в своем роде, лили чугун в «художества» в прошлом и в иных местах, а сохранился только здесь. Если где еще увидите, так это лишь его повторение. Это подлинный действующий музей чугунного литья. Вот уж поистине город, чья слава отлита в чугунном узоре.
Летопись литья
Каслинские мастера художественного литья много что из творений ведущих российских скульпторов воплощали в «кабинетное литье» — скульптуру малых форм. Среди прочего и знаменитых коней П.К. Клодта фон Юргенсбурга, с которым была долговременная и плодотворная связь. Один из этих коней был воплощен в герб города: «Восстающий обращенный конь под попоной с уздечкой (без повода) в скошенном слева серебром и золотом поле». Конь этот испокон был как бы «товарным знаком» каслинских литейщиков, к примеру, с незапамятных времен красуется на знаменитой каслинской мясорубке.
Вначале каслинский завод, старейший в нашем краю, как все другие плавил металл и сплавлял его по рекам в центр России. Со временем здесь поняли, что выгоднее лить из чугуна посуду и иные нужные в хозяйстве изделия. Литье получалось знатное, тому способствовало наличие руд для получения «текучего чугуна» и особых формовочных песков. Особо выгодна была «опоковая» литая посуда — чугуны для русских и казаны для степняков. На них каслинцы и набрались навыков на деликатное литье.
В 1853 году доверенным лицом в управлении кыштымскими заводами стал Г.В. Дружинин. Генерал-майор в отставке, он имел богатый опыт руководства и технические знания и что особенно немаловажно, боготворил искусство, собирал коллекцию малой скульптуры, фарфора, картин. Дружинин взял на себя немаловажную роль составителя коллекции моделей для художественного литья, к которому приступили в те годы. Более тридцати лет Г.В. Дружинин был, по сути, художественным руководителем каслинского завода. В 1880-е годы достойным преемником на этом посту стал его сын Василий Григорьевич.
l 1860 год принес первый приметный успех и признание. На Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге кыштымские заводы были удостоены золотой медали. На следующий год серебряная медаль на Всероссийской выставке мануфактурной промышленности. С этого времени заводы — постоянные участники выставок как всероссийских, так и всемирных и на всех неизменный успех каслинского литья.
l 1870 год. Всероссийская выставка в Петербурге. Золотая медаль. 
l 1872 год. Политехническая выставка в Москве. Золотая медаль!
l 1873 год. Всемирная выставка в Вене. Большая золотая медаль «Преуспеяния».
l 1876 год. Всемирная выставка в Филадельфии (США). Медаль.
Много литья тогда исполнялось по заказам церквей, выпускалось немало чугунного архитектурного литья.
Художественное литье совершенствовалось год от года. Достаточно сказать, что в конце 1870-х годов в каслинский завод был приглашен из столицы профессиональный скульптор М.Д. Канаев. Он и вел заводскую художественную школу, в которой занимались не только одаренные ребята, но и «взрослые» мастеровые, к примеру, знаменитый В.Ф. Торокин уже в солидном возрасте. После Канаева художественную школу вел Н.Р. Бах — представитель известной в России скульптурной фамилии (отец и два сына).
l 1882 год. Всероссийская выставка в Москве. Серебряная медаль.
l 1887 год. Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка в Екатеринбурге. Большая серебряная медаль.
l 1893 год. Всемирная выставка в Чикаго. Медаль.
l 1896 год. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде. Здесь каслинские литейщики особо блеснули своим умением. Они отлили выставочную витрину для экспозиции горного округа — настоящее чудо из чугунных кружев. На сей раз награда была оригинальной и очень престижной — право на изображение на заводских изделиях двуглавого орла — герба державы.
l 1897 год. Всемирная выставка в Стокгольме. Золотая медаль.
l 1900 год. Париж. Всемирная выставка. Подлинный триумф, вершина славы. Каслинцы решили удивить мир отлитым из чугуна выставочным павильоном. Проект был заказан известному российскому архитектору Е.Е. Баумгартену. В павильоне была размещена вся экспозиция Кыштымских горных заводов. Без преувеличения можно сказать: каслинский павильон стал украшением выставки в Париже, ее достопримечательностью и по достоинству был отмечен высшей наградой — хрустальным Гран-при и большой золотой медалью. Французская газета «Либерте» назвала павильон «непревзойденной вершиной литейного искусства». Этот павильон вошел в историю декоративно-прикладного искусства как «Русское чудо», Парижский, или Каслинский павильон.
Из века в век
Первая треть двадцатого века — спад в каслинском литье. В войны оно вообще прекратилось. После войн и революций каслинский завод восстановил литье из чугуна посуды и малой скульптуры. В 1937 году каслинцы участвуют во Всемирной выставке в Париже. Наряду с произведениями, исполненными по старым моделям, каслинцы отлили и работы советских скульпторов. В 1940 году в Москве была открыта первая в стране выставка художественного чугунного литья. Для нее завод отлил около тридцати работ советских скульпторов. Бурное строительство городов в 1930-е годы востребовало искусство каслинских мастеров. Они отформовали и отлили для их украшения множество «чугунных кружев» оград, перил. 
В начале войны выпуск художественного литья был приостановлен, но уже в 1943 году возобновлен. 
В послевоенные годы ремесленное, а затем профессионально-техническое училище № 18 в Каслях продолжало готовить и литейщиков. Об уровне подготовки здесь можно судить по успехам его питомцев. Говоря о достижениях на выставках взрослых литейщиков, следует отметить, что если и отмечались их работы медалями на выставках, то в основном ВДНХ, юные же мастера блистали и на международных. Вершина — Всемирная выставка 1958 года в Брюсселе. Большая бронзовая медаль и диплом за скульптуру «Мастерство бессмертно», которую отливали ребята из восемнадцатого училища. Ну а медалей отечественных выставок у воспитанников и наставников училища многие десятки.
На рубеже веков значительно возрос спрос на художественное литье, причем не только по «классическим» моделям, но и на оригинальное, что особенно важно. Веяние времени — заказы на «декор» — декоративное литье — ограды, решетки, карнизы и т.д. Заказывают чугунное литье и города, и даже страны, к примеру, Арабские Эмираты. Москва — постоянный заказчик, сюда отправляют и «старину» — литье для украшения старинных особняков, обретающих первозданный облик. Среди заказчиков Большой театр, который сделал заказ очень сложный, а потому и особо интересный — фонтан, фигурные композиции «Вдохновение» и «Слава театру». Но больше всего каслинского художественного литья, конечно, в убранстве Челябинска и других уральских городов. 
Восстанавливаются былые навыки, возрождаются в чугуне восстановленные старинные модели, отливаются в металл и новые. Интересно работает современное поколение каслинских скульпторов, и продолжается нанизывание звеньев чугунной цепочки старого каслинского мастерства в будущее.
В 1963 году в Каслях был открыт музей на общественных началах, через пять лет он стал государственным, основу его собрания составила коллекция художественного литья. Сегодня Каслинский музей художественного литья — единственный в своем роде в России и в мире. 
Касли можно назвать музеем чугунного художественного литья под открытым небом, это действующий музей. По традиционным и новым моделям здесь по-прежнему льется малая скульптура. Причем уже не только на заводе, но и в целом ряде кустарных мастерских. Помимо музея художественного литья, есть еще один — усадьба скульптора А.В. Чиркина, который творил модели в советское время. В ней мастерская и выставка «кабинетного литья», как и в заводском «кабинете образцов» и в профессиональном училище. Украшение города — собор Вознесения Господня тоже в своем роде филиал музея, здесь немало чугунного литья. Литье и в украшении других зданий. Особый филиал музея — кладбище-мемориал каслинского мастерства. Здесь покоятся его творцы Тепляковы, Глуховы, представители других литейных фамилий, герой бажовского сказа Василий Торокин, скульптор Н.Р. Бах. Над могилами многих литые кресты, памятники.
Новое руководство области внесло Касли в число городов, что в первую очередь должны стать «визитными карточками» области. Бренду Каслей — чугунному литью будет уделяться особое внимание. И это уже заметно. Образно музеи называют айсбергами, на поверхности — в экспозиции лишь малая часть фондов. В Каслях это было особенно заметно. Помещение столь тесно, что если запускалась группа посетителей, остальные ждали очереди снаружи. В зале не более двухсот экспонатов, в фонде тысячи «единиц хранения». Совсем недавно музей получил обширное помещение, где каслинское литье будет представлено во всем своем многообразном великолепии.
Александр Моисеев

Касли — город совсем небольшой, в строю челябинских городов на левом фланге, число каслинцев в последние десятилетия колеблется около отметки 20 тысяч жителей. На весь мир озерный град знаменит как центр мастерства чугунного художественного литья, что так и именуется — «каслинское литье». Этот старый декоративно-художественный промысел единственный в своем роде, лили чугун в «художества» в прошлом и в иных местах, а сохранился только здесь. Если где еще увидите, так это лишь его повторение. Это подлинный действующий музей чугунного литья. Вот уж поистине город, чья слава отлита в чугунном узоре.

Летопись литья

Каслинские мастера художественного литья много что из творений ведущих российских скульпторов воплощали в «кабинетное литье» — скульптуру малых форм. Среди прочего и знаменитых коней П.К. Клодта фон Юргенсбурга, с которым была долговременная и плодотворная связь. Один из этих коней был воплощен в герб города: «Восстающий обращенный конь под попоной с уздечкой (без повода) в скошенном слева серебром и золотом поле». Конь этот испокон был как бы «товарным знаком» каслинских литейщиков, к примеру, с незапамятных времен красуется на знаменитой каслинской мясорубке.

Вначале каслинский завод, старейший в нашем краю, как все другие плавил металл и сплавлял его по рекам в центр России. Со временем здесь поняли, что выгоднее лить из чугуна посуду и иные нужные в хозяйстве изделия. Литье получалось знатное, тому способствовало наличие руд для получения «текучего чугуна» и особых формовочных песков. Особо выгодна была «опоковая» литая посуда — чугуны для русских и казаны для степняков. На них каслинцы и набрались навыков на деликатное литье.

В 1853 году доверенным лицом в управлении кыштымскими заводами стал Г.В. Дружинин. Генерал-майор в отставке, он имел богатый опыт руководства и технические знания и что особенно немаловажно, боготворил искусство, собирал коллекцию малой скульптуры, фарфора, картин. Дружинин взял на себя немаловажную роль составителя коллекции моделей для художественного литья, к которому приступили в те годы. Более тридцати лет Г.В. Дружинин был, по сути, художественным руководителем каслинского завода. В 1880-е годы достойным преемником на этом посту стал его сын Василий Григорьевич.

l 1860 год принес первый приметный успех и признание. На Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге кыштымские заводы были удостоены золотой медали. На следующий год серебряная медаль на Всероссийской выставке мануфактурной промышленности. С этого времени заводы — постоянные участники выставок как всероссийских, так и всемирных и на всех неизменный успех каслинского литья.

l 1870 год. Всероссийская выставка в Петербурге. Золотая медаль. 

l 1872 год. Политехническая выставка в Москве. Золотая медаль!

l 1873 год. Всемирная выставка в Вене. Большая золотая медаль «Преуспеяния».

l 1876 год. Всемирная выставка в Филадельфии (США). Медаль.

Много литья тогда исполнялось по заказам церквей, выпускалось немало чугунного архитектурного литья.

Художественное литье совершенствовалось год от года. Достаточно сказать, что в конце 1870-х годов в каслинский завод был приглашен из столицы профессиональный скульптор М.Д. Канаев. Он и вел заводскую художественную школу, в которой занимались не только одаренные ребята, но и «взрослые» мастеровые, к примеру, знаменитый В.Ф. Торокин уже в солидном возрасте. После Канаева художественную школу вел Н.Р. Бах — представитель известной в России скульптурной фамилии (отец и два сына).

l 1882 год. Всероссийская выставка в Москве. Серебряная медаль.

l 1887 год. Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка в Екатеринбурге. Большая серебряная медаль.

l 1893 год. Всемирная выставка в Чикаго. Медаль.

l 1896 год. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде. Здесь каслинские литейщики особо блеснули своим умением. Они отлили выставочную витрину для экспозиции горного округа — настоящее чудо из чугунных кружев. На сей раз награда была оригинальной и очень престижной — право на изображение на заводских изделиях двуглавого орла — герба державы.

l 1897 год. Всемирная выставка в Стокгольме. Золотая медаль.

l 1900 год. Париж. Всемирная выставка. Подлинный триумф, вершина славы. Каслинцы решили удивить мир отлитым из чугуна выставочным павильоном. Проект был заказан известному российскому архитектору Е.Е. Баумгартену. В павильоне была размещена вся экспозиция Кыштымских горных заводов. Без преувеличения можно сказать: каслинский павильон стал украшением выставки в Париже, ее достопримечательностью и по достоинству был отмечен высшей наградой — хрустальным Гран-при и большой золотой медалью. Французская газета «Либерте» назвала павильон «непревзойденной вершиной литейного искусства». Этот павильон вошел в историю декоративно-прикладного искусства как «Русское чудо», Парижский, или Каслинский павильон.

Из века в век

Первая треть двадцатого века — спад в каслинском литье. В войны оно вообще прекратилось. После войн и революций каслинский завод восстановил литье из чугуна посуды и малой скульптуры. В 1937 году каслинцы участвуют во Всемирной выставке в Париже. Наряду с произведениями, исполненными по старым моделям, каслинцы отлили и работы советских скульпторов. В 1940 году в Москве была открыта первая в стране выставка художественного чугунного литья. Для нее завод отлил около тридцати работ советских скульпторов. Бурное строительство городов в 1930-е годы востребовало искусство каслинских мастеров. Они отформовали и отлили для их украшения множество «чугунных кружев» оград, перил. 

В начале войны выпуск художественного литья был приостановлен, но уже в 1943 году возобновлен. 

В послевоенные годы ремесленное, а затем профессионально-техническое училище № 18 в Каслях продолжало готовить и литейщиков. Об уровне подготовки здесь можно судить по успехам его питомцев. Говоря о достижениях на выставках взрослых литейщиков, следует отметить, что если и отмечались их работы медалями на выставках, то в основном ВДНХ, юные же мастера блистали и на международных. Вершина — Всемирная выставка 1958 года в Брюсселе. Большая бронзовая медаль и диплом за скульптуру «Мастерство бессмертно», которую отливали ребята из восемнадцатого училища. Ну а медалей отечественных выставок у воспитанников и наставников училища многие десятки.

На рубеже веков значительно возрос спрос на художественное литье, причем не только по «классическим» моделям, но и на оригинальное, что особенно важно. Веяние времени — заказы на «декор» — декоративное литье — ограды, решетки, карнизы и т.д. Заказывают чугунное литье и города, и даже страны, к примеру, Арабские Эмираты. Москва — постоянный заказчик, сюда отправляют и «старину» — литье для украшения старинных особняков, обретающих первозданный облик. Среди заказчиков Большой театр, который сделал заказ очень сложный, а потому и особо интересный — фонтан, фигурные композиции «Вдохновение» и «Слава театру». Но больше всего каслинского художественного литья, конечно, в убранстве Челябинска и других уральских городов. 

Восстанавливаются былые навыки, возрождаются в чугуне восстановленные старинные модели, отливаются в металл и новые. Интересно работает современное поколение каслинских скульпторов, и продолжается нанизывание звеньев чугунной цепочки старого каслинского мастерства в будущее.

В 1963 году в Каслях был открыт музей на общественных началах, через пять лет он стал государственным, основу его собрания составила коллекция художественного литья. Сегодня Каслинский музей художественного литья — единственный в своем роде в России и в мире. Касли можно назвать музеем чугунного художественного литья под открытым небом, это действующий музей. По традиционным и новым моделям здесь по-прежнему льется малая скульптура. Причем уже не только на заводе, но и в целом ряде кустарных мастерских. Помимо музея художественного литья, есть еще один — усадьба скульптора А.В. Чиркина, который творил модели в советское время. В ней мастерская и выставка «кабинетного литья», как и в заводском «кабинете образцов» и в профессиональном училище. Украшение города — собор Вознесения Господня тоже в своем роде филиал музея, здесь немало чугунного литья. Литье и в украшении других зданий. Особый филиал музея — кладбище-мемориал каслинского мастерства. Здесь покоятся его творцы Тепляковы, Глуховы, представители других литейных фамилий, герой бажовского сказа Василий Торокин, скульптор Н.Р. Бах. Над могилами многих литые кресты, памятники.

Новое руководство области внесло Касли в число городов, что в первую очередь должны стать «визитными карточками» области. Бренду Каслей — чугунному литью будет уделяться особое внимание. И это уже заметно. Образно музеи называют айсбергами, на поверхности — в экспозиции лишь малая часть фондов. В Каслях это было особенно заметно. Помещение столь тесно, что если запускалась группа посетителей, остальные ждали очереди снаружи. В зале не более двухсот экспонатов, в фонде тысячи «единиц хранения». Совсем недавно музей получил обширное помещение, где каслинское литье будет представлено во всем своем многообразном великолепии.

Александр Моисеев

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты