Зауральская Башкирия. Аргаяшский район

18 Ноября 2010
Зауральская Башкирия. Аргаяшский район

Район образован 20 августа 1930 года делением Аргаяшского кантона Башкирской АССР, в 1934 году вошел в состав Челябинской области.

Район образован 20 августа 1930 года делением Аргаяшского кантона Башкирской АССР, в 1934 году вошел в состав Челябинской области.

Край зеленого коня. Герб

Герб Аргаяшского района из числа четырех «лошадиных» в области, особинка среди них — конь зеленый. Знакомый с этим уголком Челябинского Урала сразу находит объяснение, район башкирский, а они извечные коневоды и наездники, ну а зеленый конь — намек на зеленый цвет ислама, который исповедуют башкиры. Красное солнце в зените — намек на древнюю религию тюрков — тенгриаство, обожествление Неба и всего, что с него светит. Но судя из описания символики герба, это всего лишь досужие домыслы: «Конь — символ отваги, трудолюбия и щедрости, символизирует устремленность в будущее. Зеленый цвет — цвет весны, плодородия… символизирует надежду, радость, здоровье. Солнце — символ творящего первоначала. Люди солнца — мудрые, верные, надежные друзья. Красный цвет символизирует мужество, праздник, красоту. Золотое поле (фон) герба — символ урожая и труда. Лазоревый пояс… указывает на курортную зону уникального озера Увильды… Вместе с тем композиция герба аллегорически передает топонимику слова «аргаяш» — солнечный берег. Название райцентру и району дало озеро Аргаяш». Герб разработал аргаяшец С. Абдуллин.

Аргаяшские башкиры

Самым приметным племенным объединением зауральских башкир являются табынцы. Считается, что это самое крупное и сложное по родоплеменному составу объединение в башкирском народе. Составляют его шесть племен: табын, кувакан, сырзы, бишул, бадрак, кумрук и более двадцати родов. Обитатели Зауралья — восточные табынцы, в их числе четыре рода: каратабын, баратабын (барын), теляу и кубаляк.
Есть и сведения, что племенное объединение табынцев было приметным и могущественным в Дешт-и-Кипчаке (стране кипчаков-половцев) дочингизовой — добатыевой поры. В Южноуралье будто бы веками господствовало Табынское ханство, а распалось оно потому, что было поделено между семнадцатью братьями-потомками легендарного Майки-бия, и потому стало именоваться Семнадцатиродной Табынью.

Аргаяшские башкиры сохранили такое предание: «Айлинцы пришли сюда раньше табынцев. Одни из них сделались вотчинниками, а другие припущенниками (арендаторами земли). И айлинцев, и табынцев призвал к себе царь. Пошло двенадцать человек. Люди, посланные айлинцами, умерли там, где жил царь, а люди табынцев вернулись обратно сюда и принесли такую бумагу от царя, что вся местность их».

Явные отголоски памяти о жаловании этих мест табынскому тархану Таймасу Шаимову. Челябинская округа — восточная окраина обитания айлинцев. Созвучие названий племени и одной из крупнейших рек на Челябинском Урале — Ай всегда интересовала ученых, то ли река именована по племени, то ли племя по реке. Связь возможна, но не бесспорна. Река отнюдь не является главной рекой обитания айлинцев в прошлом, а тамгой его является серп луны.
Родом из айлинцев заметный тюркский поэт средневековья Кул Гали. Долгое время он преподавал в медресе в Хорезме и написал там поэму «Кыса-и Мосиф». Историк Ялсы-гул айл-Башкорды в XVIII веке написал «Тарих-наме и Булгар», повествование посвящено истории булгарских ханов и башкирских биев. Здесь он упоминает, что вождь айлинцев Сайдаш в X веке завоевал Хорезм, Хиву и Кунграт, но вынужден был с соплеменниками отбыть на Миасс.

Демидовский «агрополис»

Особость башкирского Аргаяшского района — куст селений вокруг озер Большие и Малые Ирдяги, что плещутся за узким перешейком к юго-востоку от Увильдов. В прошлые же времена многонаселенность этих берегов просто поражала. Ну, посудите сами, лет сто назад здесь проживали до 25 тысяч человек. Даже в уездном центре — городе Челябинске жителей меньше, а что говорить о соседних Каслинском и Кыштымском заводах. На Урале таких сел не было и в помине, это уж точно. В стране — считанные единицы.

В ирдягский «агрополис» входило более десятка больших и малых сел, деревень и выселков. В народе же этот куст селений именовался Тютняры. «Агрополис» был заложен в 1784 году правнуком грозного туляка Никиты Антуфьева-Демидова, тоже Никитой, владевшим в те годы кыштымскими заводами. По деловой хватке он деду не уступал, хотя и масштабы дел были, конечно, не те, но именно Демидов-младший заложил процветание заводского округа на многие годы вперед. Тютнярцев он сторговал у князя Долгорукова, купив оптом село Дмитриевское — «Тютняры тож» (вот откуда прозвание) в Кузнецком округе Саратовского наместничества. Они-то и основали село Рождественское, деревни Кузнецкое, Беспаловка, Смолино, Губернское. Кстати, последнее так названо потому, что оказалось почти на стыке трех губерний: Пермской, Уфимской и Оренбургской.

Люди здесь жили умелые да хозяйственные. Мастерством славились и жили зажиточно. В конце прошлого века возвели здесь мастера высокий и красивый храм — Вознесенскую церковь, замечательный памятник культуры и архитектуры. Места эти до сих пор — житница. А вот «агрополисом» их уже не назовешь. Сегодня здесь проживают всего лишь около 3600 потомков «тютняр». Эти места пережили людской прилив и отлив. Что уготовано им на завтра?

Тархан Таймас Шаимов

Аргаяшский район дал немало славных имен, вписанных не только в историю этого уголка Челябинского Урала, но и всего башкирского народа. Галерею именитых аргаяшцев открывает тархан Таймас Шаимов. Он из тех, что оставался верен присяге, данной дедами при добровольном вхождении башкирских племен «под руку Белого царя». Кто верой и правдой служил России и делал все возможное, чтобы помочь утвердиться державе в Южноуралье, даже с риском для жизни. Именно такие, как Таймас Шаимов, стоят у истоков дружбы русского и башкирского народов на все последующие века. Их роль в освоении края трудно переоценить.
Таймас Шаимов был главой крупного племени каратабын. Его заслуги перед державой подтверждаются особой грамотой, подписанной императрицей Анной Иоанновной в канун Оренбургской экспедиции: «Божию милостию Мы, Анна, императрица и самодержица Всероссийская и прочая, и прочая, и прочая, нашему полковнику и уфимскому воеводе Петру Кошелеву и впредь по нем будучи воеводам и прочим командирам.
Пожаловали Мы, великая государыня, наше императорское Величество, подданного нашего Уфимского уезда Сибирской даруги Каратабынской волости башкирца Таймас Батыря Шаимова за его к Нам верную службу…».

Кулуй-кантон

Юный Кучуков начал вести письменные дела у первого начальника Пятого кантона Кильмета Дербышева. Глянулся помощник и был рекомендован на смену, что и было утверждено в 1789 году. С того времени без малого на четверть века стал Кучуков «Кулуй-кантоном», как вошел в народную память, править соплеменниками из основанной им «столицы» Мухамет-Кулуево на реке Миасс, ныне просто Кулуево. Этот пост он сделал наследным, сменил его сын Сагит, а того — внуки Мусабай, Ишмухамет, Юнус, после учебы, как и дед в Оренбурге, но уже в Неплюевском военном училище. Кантонный полк под началом М.-К. Кучукова отличился в Отечественной войне 1812 года.

Память о кантонном старшине Кулуе Кучукове не только в названии селения, которое он основал. Здесь проживают немало его потомков, как и в других местах района и Башкирии. Они помнят о своем предке и родстве, собираются в родном селении. На прошлый сбор собрались несколько сот представителей этого славного рода.

Полный георгиевский бант

Самой почетной солдатской наградой в Российской армии были знаки ордена покровителя российского воинства Святого Георгия — Георгиевский крест и медаль «За храбрость». Георгиевские кавалеры были подлинными народными героями, ну а героями из героев — полные георгиевские кавалеры, заслужившие в боях «полный бант» — 4 креста и 4 медали. Их было совсем немного в нашем краю, и почти все из оренбургских казаков. Башкир Зайнулла Ибатуллин потому в особинку, на «германской» войне он был пехотным фельд­фебелем, и единственный в своем роде, среди челябинских башкир больше полных георгиевских кавалеров мы не нашли.
Зайнулла был родом из деревни Курамшина, с фронта вернулся в Мухамет-Кулуевскую волость уже сторонником новой власти. Волость была вотчиной Курбангалиевых, ярых ее врагов, и старая власть здесь держалась до начала 1918 года, пока не стабилизировалось положение Советской власти в Челябинске, только тогда просоветски настроенные фронтовики сумели создать Совет во главе с героем-фронтовиком. Его расстреляли белые за советскую пропаганду в колчаковских войсках. В память о Зайнулле Ибатуллине колхоз, организованный в его родной деревне Курамшина, получил название «Зайни-батыр».

Курбангалиевы

Заметный этот среди аргаяшских башкир род испокон обитал в окрестностях озера Аргаяш и был известен уже в начале XVIII века в духовной жизни, Курбангалиевы — потомственные муллы. Габидулла, окончивший медресе «Расулия» в Троицке, в 1883 году стал имамом местной мечети, а затем возведен в более высокий духовный сан, стал ахуном. При нем мечеть стала соборной, главной в округе, а мектеб (начальная школа) в 1885 году выросла в медресе.
Белое дело было «семейным», потому что башкирские части формировал в Челябинске сын ахуна капитан Арун (Мухамет-Харун) Курбангалиев, он же и стал командиром башкирских егерей. Судя по свидетельствам, егеря Курбангалиева были разбиты в боях за Челябинск в конце июля 1919 года и разбежались по домам, но самые крепкие в вере и стойкие во вражде к красным ушли с командиром в Сибирь.

Курбангалиев старший — «Хромой ишан» был расстрелян как злостный враг Советской власти и трудового народа в Стерлитамаке в декабре 1919 года, Арун Курбангалиев в 1920 году в Омске. След одного из его сыновей Курбангалиевых-младших отыскался в книге о борьбе советских чекистов с вражеской агентурой в Великую Отечественную войну. В Афганистане, Иране и Средней Азии ею руководил из центра в Японии некий Курбангалиев. Это и был сын медиакского «аксак-ишана» — известный лидер башкирских автономистов Мухамед-Габдулхай Курбангалиев. В 1920-е годы Курбангалиев-младший становится едва ли не главным проповедником ислама на Дальнем Востоке, он имам и мударис — преподаватель медресе в Китае и Японии, где обосновывается в 1924 году. Здесь он глава мусульман в японской столице, организует съезд мусульман, мечеть и типографию, журнал «Япон Мохбире» (Японский вестник), распространяет мусульманство в Северном Китае — Манчжоу-го, тогда по сути, японской колонии. В 1945 году Курбангалиев был захвачен Красной армией в Маньчжурии и осужден за свои «злодеяния» на десять лет во Владимирской тюрьме, откуда был выпущен 66-летним старцем. Доживал он свой век у младшей сестры в Колхозном поселке в Челябинске, где и умер после столь бурной и обширной жизни в безвестности через 17 свободных лет.

Глава советского башкирского правительства. Х.К. Кушаев

Хафиз Кушаев из башкир Челябинского Урала достиг самого высокого поста в коридорах власти, он стал главой правительства всей Советской Башкирии — председателем ЦИК Башкирской АССР в 1922—29 годы. После этого до самой смерти работал в правительстве страны — Президиуме ВЦИК СССР, где заведовал отделом народов Востока. В последний год жизни, роковой как и для многих заметных граждан Отечества — 1937-й, он был заместителем директора издательства «Власть Советов».

На фронтах Великой Отечественной воевала почти четверть аргаяшцев, многие не вернулись домой. Дважды Героем Советского Союза стал танкист В.С. Архипов из села Губернского, кавалерами Золотых Звезд его земляки И.А. Беспалов, Н.И. Тузов и И.Т. Глузов; Ю.М. Гулин и Г.И. Баймурзин из райцентра и Г.Г. Мурзагалимов из Накиева аула. В мирном труде звание Героя Социалистического Труда заслужили семь аргаяшцев, в их числе руководители сельхозпроизводства П.И. Матвеев и А.М. Зайцев, учитель В.М. Леднев, металлурги Ф.З. Шаимов и Х.Ш. Самихужин.
Родом из Аргаяшского района доктора медицинских наук Р.Н. Абдуллина и З.И. Иксанов; доктор исторических и философских наук Д.Ж. Валеев, заслуженная артистка РСФСР балерина Д.Х. Кушаева, народный артист Башкортостана Р.Ф. Кучуков, известный челябинский поэт Атилла Садыков, самый сильный человек страны Эльбрус Нигматуллин.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты