На «Голубом стволе». Агаповский район

30 Декабря 2010
На «Голубом стволе». Агаповский район

Агаповский район расположен на юге Челябинской области в пограничье Башкортостана, южнее только Кизильский. Природными достопримечательностями этот уголок Челябинского Урала обделен, ни гор приметных, ни озер, ни лесов. Сплошь безлесная холмистая равнина, потому и по-английски пенеплен. Радует глаз лишь «волга» местной округи — Урал, что здесь на редкость извилист, кривулина за кривулиной, старицы, озерка в пойме, утесы. А еще радуют уральские притоки — три речки-сестрички со степными именами Гумбейка, Зингейка и Янгелька, хранящие память о киргиз-кайсацких родах, что поили свой скот в их водах.

Агаповский район расположен на юге Челябинской области в пограничье Башкортостана, южнее только Кизильский. Природными достопримечательностями этот уголок Челябинского Урала обделен, ни гор приметных, ни озер, ни лесов. Сплошь безлесная холмистая равнина, потому и по-английски пенеплен. Радует глаз лишь «волга» местной округи — Урал, что здесь на редкость извилист, кривулина за кривулиной, старицы, озерка в пойме, утесы. А еще радуют уральские притоки — три речки-сестрички со степными именами Гумбейка, Зингейка и Янгелька, хранящие память о киргиз-кайсацких родах, что поили свой скот в их водах.

Зеленый трилистник

Герб Агаповского района предельно прост и совсем непонятен. Геральдический щит сверху залит желтым, снизу синим и красным. На желтом фоне зеленый трилистник. Это из геральдической символики:

«Главной фигурой герба является трилистник — символ плодородия, роста, обновления. Выщербленная оконечность в форме магнита (сине-красно, значит его полюса) показывают связь района с легендарной Магниткой».

Понятно, что речь идет о Магнитогорске. Как пригородный, Сосновский вправе называться восьмым районом Челябинска, так и Агаповский — четвертым районом Магнитогорска. Можно и наоборот, город на территории района, лишь башкирская граница не позволяет ему замкнуть городскую территорию в анклав.

Райцентр, по сути, пригород Магнитогорска, его венчает, задымляя небеса, доломито-обжиговая фабрика, головная, не единственная в местном «цехе» Магнитогорского меткомбината. Какую площадь на все стороны «индустриалит» его гигантское производство, сказать сложно. Все остальные земли, годные под сельхозугодия, работают на стол магнитогорцев, здесь одних подсобных хозяйств предприятий более десятка. Самостоятельные сельхозпредприятия, среди них такие прославленные гиганты как совхозы «Магнитный», «Буранный», «Горный», все поставляют сельхозпродукты на стол магнитогорцев.

Надо сказать, местное сельское хозяйство, в отличие от иных районов и после раздрая девяностых годов полнокровно, потому что город сохранил добрую советскую традицию — шефство над селом, комбинат считает совхозы своими цехами. Тут даже единственный в области лимонарий сохранили, однажды чуть было не вымерз за газовую неуплату, город выручил.

Можно сказать, Магнитка — причина, что история Агаповского района, пожалуй, самая путаная в нашей сельской административно-территориальной сети. Район образован в январе 1935 года вместо ранее существовавшего Магнитного района Троицкого округа, он был организован в 1923 году с центром в поселке Магнитном. Не путайте с современным, речь идет о бывшей станице Магнитной, что ушла почти вся на дно городского пруда. Так бы и оставалось, если бы не это вот затопление селения со строительством меткомбината и города. С их появлением в 1934 году был образован Магнитогорский округ из Верхнеуральского, Кизильского и Нагайбакского районов.

Именно тогда началось выделение Агаповского поселка, он стал центром нового сельсовета. В январе 1965 года наконец-то был образован Агаповский район в современных границах.

Что в имени твоем, Агаповка?

Историю этого уголка нашего края красноречиво иллюстрируют названия района. Мы уже упоминали о названии трех речек-сестричек — притоков Урала, что не просто напоминают о тюркских веках Южноуралья, но и родах, что здесь кочевали. Тюркский пласт сохранился в природных именованиях, по ним и селения Урпек, Утарка, Субутак, Базарский. Аблязово название тоже тюркское, но не от аборигенов. Документально подтверждается, что поселок основали казаки-переселенцы на рубеже прошлых веков и именовали по родине. Считается, что они татары, однако ряд свидетельств заставляет предполагать, что это мещеряки-мишари, в оренбургском казачестве их было немало.

Ровесник этому селению и недалекий от него райцентр. Также документально подтверждено, что основан он переселенцами из старой станицы Нижне¬озерной как хутор Красный Яр, но вскоре был переименован в Агаповский. Кто этот Агапов, удостоенный такой чести? Буквально до последнего времени считалось, что это землемер, нарезавший новоселам земли. Уже в новом веке досужий агаповский краевед Ю.Я. Козлов стал искать этого землемера, и оказалось, что на рубеже прошлых веков такого не было.

Кто же тогда Агапов? «След Тараса» отыскался на родине агаповцев в станице Нижнеозерной. Самая знаменитая староказачья фамилия здесь Агаповы, трое из них ушли в отставку при генеральских погонах. Современниками переселенцев были братья Павел и Петр Осиповичи Агаповы, в начале прошлого века генерал-майор Петр Агапов был атаманом Третьего Троицкого военного отдела Оренбургского казачьего войска, был избран почетным казаком Травниковской станицы. Его младший брат Павел ушел в отставку генерал-лейтенантом, он окончил Николаевскую военную академию и служил при генштабе российской армии. Вероятно, именно его увековечили в названии поселка земляки, на рубеже веков он возглавлял Межевой отдел в правлении Оренбургского войска и занимался расселением казаков на новые земли (вот вам и легенда о землемере Агапове). Агапов-младший в 1902 году стал почетным казаком Нижнеозерной станицы. Одно время он был главой Казачьего отдела Главного штаба российской армии. Тогда в честь его в Забайкалье была именована станица Агаповская. П.О. Агапов был уволен в отставку в марте 1918 года (при красных?). Престарелый отставник благополучно уехал за границу, где и скончался.

Перекресток, которому тысячи лет

Сегодня на этот уголок края приходится крупный дорожный перекресток. Автомагистраль проходит из Челябинска через Агаповку в Южную Башкирию и Оренбуржье. Здесь сходятся дороги на Белорецк, Верхнеуральск, проходит железнодорожная дорога из Казахстана через Карталы–Магнитгорск на Уфу и Москву. Дороги проходили здесь и пересекались в перекресток с глубокой древности. Такой была древняя столбовая дорога Канифа-юлы из степей и пустынь «полуденной» Азии в наши края.

Курган гуннской жрицы

Последнее десятилетие озарило археологической сенсацией. От Агаповских гор, Аблязовских лугов ведет вглубь холмов голубая нить уральского притока Гумбейки. Археологическая разведка давно уже пометила ее точками десятков древних местообитаний и захоронений. Челябинцы обратили внимание на курганы в агаповских верховьях речки, не год примерялись к ним, в прошлое лето наконец-то приступили к раскопкам двух наиболее приметных из них. Сарматский на самой речке дал интересные артефакты (находки при раскопках), но в обычном сарматском наборе. А вот курган в удалении от реки возле поселка Магнитный раскрылся такой тайной, о которой наш спец по ранним кочевникам доктор исторических наук А.Д. Таиров высказался, что такая удача может выпасть лишь раз на археологическое поколение.

Курган гуннский, что само по себе уже в особинку. Гуннские века, первые в новой эре, потому и называют смутными, что ранние кочевники, проделавшие путь в наши степи из самых глубей Азии — Ордоса и Монголии оставили после себя совсем мало следов, у нас гуннских захоронений исследовано единицы.

Усопшая поразила, но и клад таких вещей при ней археологи видели впервые. Не стояли бы археологи на зауральской земле, такое впечатление, будто они в Римской империи, или ее черноморском степном пограничье. Одета была гуннка как богатая римлянка. В области груди богатое ожерелье явно позднеантичного производства. Типичная фибула — римская застежка, что долгие века держала накидки-плащи на плечах, такие можно усмотреть на картинах и древнерусских князей. Поражает своей обы¬денностью посуда. Ковшик с длинной ручкой, такими в баньке водичку на каменку плещут для пара. Ковшик отлит из бронзы, по бокам поблескивает, лощенный ладонями за века, да так потерт, что в одном месте до дырки, которая закрыта бронзовой «заплаткой». Почти стародеревенская кринка, не блестящая, облитая глазурью, а гладенькая в розово-голубых пятнах. У «кринки» носик для удобного слива, в таких «кринках» подавали в римском застолье вино. Его разливали по стеклянным стакашкам (к «кринке» в могиле приложен) и пили-гуляли. Это все Рим, а вот котелок уже с азиатских степей, служил он, как и ковшик, многие века, что-то варили в нем, может мясо, может кулеш, только по большим торжествам, скорее в честь степных божеств. Котелок мал, очевидно кушала в нем особую пищу, приобщаясь к богам, эта гуннская старая уродина.

Особая примета — жреческая принадлежность — типичное «ханьское» зеркало, которые отливали в Китае для степных жрецов. На обороте особые знаки, в лицевую сторону протри, и смотри-высматривай хоть сегодня, что положено по ритуалу. Зеркало «смотрится», дает отражение, потому что отлито из особой — «белой» бронзы, за разглашение секрета плавки которой тогда полагалась смертная казнь. Жреческое свидетельство и костяная коробочка с железной иглой — краска (сурик); пестик для растирания — все это для ритуальной татуировки, а еще римский флакончик для ароматических веществ.

Такой сенсационной находки в гуннской главе уральской древней истории еще не было. Это самая восточная находка римских вещей. Как они сюда попали? Скорее не торговым путем, а в виде откупа от угрозы набега, или это боевая добыча. Известно, что гунны терроризировали Римскую империю в ее закатно-развальные века, а их грозный вождь Аттила печально воспет в хрониках тех веков как «бич божий». А разве не связующее звено Евразии этот гуннский клад?

АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВ

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты