Королева Зубная щетка

10 Февраля 2011
Королева Зубная щетка

Вчера отмечался Международный день стоматолога. Чем не повод выяснить, что нового происходит в этой отрасли медицины, насколько ее коснулась модернизация...

Вчера отмечался Международный день стоматолога. Чем не повод выяснить, что нового происходит в этой отрасли медицины, насколько ее коснулась модернизация. На эти и другие вопросы отвечает главный стоматолог управления здравоохранения Челябинска, ассистент кафедры Челябинской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук Вадим Луганский.

Есть выход

— В Челябинске недавно была забастовка стоматологов. Чем они не довольны, что требовали?

— Вы, наверное, имеете в виду официальный отказ стоматологической поликлиники № 5 (в лице ее главного врача) работать с региональным Фондом обязательного медицинского страхования. В народе лечение и удаление зубов за счет ФОМС называют «бесплатным». На самом деле оно происходит по страховому полису за счет средств ФОМС (это — треть стоимости услуги) и бюджета (остальная часть оплаты услуги, не пре­дусмотренная ФОМСом).

Сегодня стоматологическая услуга по системе ФОМС оплачивается полностью, а вот со стороны бюджета практически полностью отсутствует компенсация за произведенные затраты. В услугу вкладывается рубль от ФОМСа, но стоматологам приходится тратить гораздо больше — за счет собственной прибыли. Возможно, сказывается дефицит в стране бюджетных средств. При этом любое производство (стоматология не исключение) требует получения прибыли, никак не убыточности. Это необходимо для развития учреждения, удержания сотрудников, возможности их профессионального роста. И что же, платить из своего кармана? Сколько могли, платили, и это немало — около десяти лет. К сожалению, позитивных перспектив нет и не предвидится. Вот и «забастовали» коллеги.

Причем данная поликлиника всегда была прогрессивная. Сейчас они выкупают помещение и землю. Подсчитали, что экономически при таких затратах просто не смогут «вытянуть» лечение по системе ФОМС. И тогда уже на фоне этого инцидента был поставлен вопрос перед министерством здравоохранения, перед депутатами: все-таки надо эту проблему решать! Но, к сожалению, это непросто: бюджет формируется заранее. Это значит, что на решение вопроса потребуется время. Уж точно, это произойдет не в нынешнем году.

В Екатеринбурге аналогичный вопрос был решен быстрее и продуктивнее. Там признали, что денег, исходящих от ФОМС и бюджета, не хватает на качественную стоматологическую услугу. Или услугу можно выполнить, но не в полном объеме. Но там, повторяю, все же нашли выход! Взяли и ограничили те стоматологические заболевания, которые оплачиваются по системе ФОМС. В частности, это касается осложнений кариеса. Осложнения решили не оплачивать у работающего населения. Поскольку они являются, чаще всего, запущенными формами кариеса.

Что такое кариес — дырочка в зубе. Но если вовремя не вылечить, образуется пульпит. А вот это уже осложнение. Вы не обратились вовремя, не вылечили кариес, возник пульпит. Что ж, это ваша вина — придется оплатить. Это, к тому же, дисциплинирует пациента, заставляет бережнее относиться к своему здоровью.

Кстати, такой же подход пропагандируется на Западе: обращайтесь вовремя, не дожидайтесь осложнений. И там обращаются. Потому что осложнение лечить дороже. Расчетливые европейцы это понимают.

Считаю, это шаг вперед в развитии стоматологической культуры. Только так можно разорвать существующий порочный круг: недоступная стоматология, осложнения, из-за которых большое количество времени и средств тратятся, очереди…

Без стандартов

— В чем, на ваш взгляд, нуждается современная стоматология? В поддержке государства, вы уже сказали, еще в чем?

— В современном, развитом мире все направлено сегодня на профилактику. Так и мы должны приучаться жить. А иначе затратно. Поэтому, считаю, больше средств должно выделяться государством именно на профилактику.

Считаю, пора формировать разные уровни при оказании медицинских услуг. Чтобы были варианты VIP-класса, бизнес-класса, эконом-класса, бюджетные… Чтобы пациент мог прийти и выбрать: что ему подходит более всего? При этом пациент должен знать, что часть ему оплатит государство (нижний уровень), а если есть потребность в более высоком уровне, то он доплачивает сам. Я думаю, к этому все и идет.

— Как в вашей отрасли с оборудованием, со специалистами?

— Специалисты в стоматологии должны постоянно совершенствоваться. Я, например, как практикующий врач, раз в квартал, а иногда чаще, езжу на разные семинары, углубляю знания. То же и остальные. Правда, не всегда это удается. Но есть и обязательства определенные: раз в пять лет доктор должен проходить переаттестацию, получая очередной сертификат.

Что касается оборудования… В России оно часто лучше, чем за границей. Да-да, не удивляйтесь. Сейчас, в рамках модернизации здравоохранения, приобретается порой очень дорогое оборудование. Некоторые доктора считают: вот куплю установку какого-то раскрученного бренда, и пациенты ко мне пойдут! Но как бы не так… В стоматологии многое зависит от умений доктора, от его рук. Поэтому хоть какое дорогое оборудование поставь, но если рука у доктора «тяжелая», если он не оправдывает ожиданий пациентов, то увы. Во второй раз к нему не пойдут, пусть и бор-машина у него за миллион, а еще и родных, знакомых, друзей отговорят. Пациенты идут на доктора и на технологию.

Стоматология, представьте, единственная отрасль медицины, которая не имеет стандартов. То есть пациент, обращаясь в любую клинику, обречен получить субъективную оценку состояния своих зубов, в зависимости от уровня компетенции врача. Допустим, вам сказали в одной клинике: зуб не поддается лечению. Это не значит, что можно поставить в этом вопросе точку. В другом медучреждении вам могут вылечить этот зуб. Легко! Скажем, врач попался более опытный, имеющий дополнительное образование по профессии, оборудование в поликлинике лучше, технологии и материалы современные…Это еще одна больная тема — пора разрабатывать уже такие стандарты нашему уважаемому Министерству здравоохранения РФ.

Кстати, у нас часто используются технологии, вроде бы новые, привлекательные, но, к сожалению, не проверенные временем и несертифицированные. Это еще одна недоработка. Поэтому, когда вам предлагают полечить зубы по новой технологии, нелишне поинтересоваться: а разрешение-то на это есть, сертификат соответствия имеется? Очень часто российские клиники и российские пациенты выступают в роли подопытных кроликов для западных фирм, которые привозят сюда новую технологию и обкатывают ее у нас, апробируют на наших пациентах, а потом решают: внедрять или нет?

Чистим с таймером

— Сейчас повсюду только и разговоров, что о нанотехнологиях. Допустим, у кардиологов должна появиться фишка: дистанционное консультирование (по телефону). Возможно ли такое в стоматологии?

— Интернет-консультирование возможно. И оно уже ведется вовсю… По телефону нет пока. Да и надо ли это? Возвращаясь к нашему разговору об отсутствии единых стандартов в стоматологии, такая помощь может обратиться во вред.

Хотя я могу понять, почему такой вопрос возник: все еще есть люди, которые панически боятся зубных врачей. Зря. За последние годы медицина ушла вперед, и лечение, протезирование зубов почти безболезненны. А чтобы не обращаться к нам (или обращаться пореже), пожелание такое: следите за своими зубами! Чистить их надо строго два раза в день. Причем после еды. Если используете жвачку, то не более двух минут — далее могут быть проблемы с височно-нижнечелюстным суставом и жевательными мышцами.

Основным предметом гигиены полости рта является, конечно же, зубная щетка… Они, кстати, сейчас во всем разнообразии. Есть даже электрические. У таких даже таймер и датчик давления (на зубы) есть для предупреждения стирания эмали, от травмирования десен. Рекомендую. Только недешевая китайская! Нормальная электрическая зубная щетка стоит от трех до пяти тысяч рублей. Но дело не в щетках, а в нас, людях! Мы очень мало чистим зубы по времени. Подсчитано: раз в пять меньше тратим времени на чистку зубов, чем положено.

ИРИНА леонидова

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты