Памятник в Тютнярах

23 апреля 2011

В этом году исполнилось 150 лет манифесту царя об освобождении крепостных, значение которого для России было огромным.

В этом году исполнилось 150 лет манифесту царя об освобождении крепостных, значение которого для России было огромным.

На Южном Урале были установлены несколько памятников царю-освободителю. История некоторых из них является для многих неизвестной. О памятнике в селе Тютняры, что расположен в Аргаяшском районе, нет упоминания в энциклопедии «Челябинская область». А это наша история, и ее надо бережно хранить…

В 1757 году начал действовать Кыштымский завод. Нехватка рабочих рук на заводах заставляла заводчика искать все пути, чтобы найти себе работников. Демидов платил огромные деньги, чтобы не отдавать своих работных людей в рекруты, ловил беглых людей, преступников, переселял купленных в центральной России у помещиков крепостных крестьян на Урал. Так, одиннадцатого марта 1784 года им была совершена купчая крепость на покупку у князя М.И. Долгорукова крестьян мужского пола 697 душ, женского пола 717 душ. Все они проживали в селе Дмитриевское Тютнярь Кузнецкого округа Саратовского наместничества (ныне Пензенской области). Обоз из тысячи санных подвод, выйдя в путь с Волги, совершил за два месяца сверхдальний зимний переход на Урал. И в конце зимы 1785 года 192 семьи переселенцев обосновали свое новое место жительства на берегу двух лесных озер — Большие и Малые Ирдяги, названное Ирдягинской вотчиной Н.Н. Демидова. Так началась история большого села Рождественского (Тютняры).

Крестьяне стали выжигать древесный уголь, который являлся основным топливом для Кыштымских заводов. Трудом крепостных крестьян была прорыта система соединительных каналов в окрестностях озера Увильды. Увильдам была отведена роль главного накопителя энергетических ресурсов для Кыштымских заводов, в Верхне-Кыштымском пруду.

В 1823 году были открыты месторождения золота в Соймоновской долине и началась их разработка. С Кыштымских, Каслинского заводов, из села Рождественского были согнаны около тысячи крепостных крестьян, в основном молодые женщины и подростки. Они были отданы золотодобытчикам в найм, а их заработная плата выплачивалась владельцам крестьян. Работы велись артелями круглосуточно в две смены по двенадцать часов под строгим контролем. Каждый работник независимо от пола и возраста обязан был за смену промыть пятьдесят пудов золотосодержащего песка и сдать определенное количество золота. В случае невыполнения нормы работников нещадно наказывали ударами палок и ременного кнута. Работники проживали вместе в тесных казармах и землянках, питались самой скудной пищей — одним хлебом.

Из-за каторжных условий труда, полуголодного питания в 1826 году на приисках началось волнение, получившее название «девичий бунт». Рабочие отказались выходить на работу. Волнения перекинулись на Кыштымские заводы. Слухи дошли до Петербурга. С проверкой приехал флигель-адъютант, граф А.Г. Строганов. К чести графа, проверка была проведена достаточно объективно. Он писал в своей докладной записке: «…нигде не заметно следа отеческого христианского попечения о благосостоянии людей, которых здесь можно смело сравнить по скудным платам за работы с каторжными, а по изнурениям — с неграми африканских берегов». Владельцы заводов Петр Харитонов и Григорий Зотов («кыштымский зверь») были наказаны.

В 1853 году в селе Рождественском уже проживали 5443 крепостных крестьянина. Все трудоспособные крестьяне села Рождественского по-прежнему исполняли работы для Кыштымских заводов: заготавливали и вывозили на заводы дрова и древесный уголь, работали на Соймоновских и других золотых промыслах. Мастеровые и заводские работные люди, в сущности, оставались крестьянами и связи с землей не теряли.

19 февраля 1861 года был обнародован манифест царя Александра II об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Этот документ был принят, прежде всего, в интересах помещиков, и поэтому он на долгие годы сохранил крепостнические пережитки в форме оброка, выкупов, отработок. Сумма выкупных платежей по губерниям Урала была в 6,2 раза больше стоимости земли по оценке 1854—1858 годов. В Кыштымском округе мастеровыми подставными грамотами были названы жители всех заводских поселков и Сак-Элгинского выселка, а сельскими работниками — жители села Рождественского. Сельские работники получили надел в размере четырех десятин. Мировой посредник Газенвинкель в сентябре 1861 года писал: «До настоящего времени половина крестьян села Рождественского и с деревнями работали на золотых промыслах, а остальная половина в кабанной работе (возка руды, заготовка дров, угля), не платя никаких повинностей и, в случае недостатка, получая готовое содержание и даже одежду. Хозяйство их устроено так, чтобы прожить самому, не входя ни в какие запасы. В настоящее время им надо переходить исключительно на хлебопашество, а между тем у многих промысловых рабочих не только нет распаханной земли, но и никаких орудий для хлебопашества. Многие не умеют даже пахать».

Но ликвидация крепостного права для крестьян имело огромное значение. Россия сделала громадный шаг вперед. По рассказам старожилов Тютняр, в церквах после опубликования манифеста проводились службы, прихожане молились за здоровье царя и его семьи. И неслучайно, по воле и на средства сельских общин сел Губернского, Кузнецкого, Беспаловки и Смолино в1916 году на перешейке между озерами Большие и Малые Ирдяги началось сооружение памятника царю-освободителю Александру второму в ознаменование пятидесятипятилетия отмены крепостного права.

Памятник представлял собой постамент из природного камня — высотой полтора—два метра, на нем возвышался чугунный бюст царя. Однако вскоре свершилась Февральская революция 1917 года, свергнувшая династию Романовых. И прибывшие с фронта солдаты, революционная молодежь, опьяненная революционной свободой, стали требовать уничтожения памятника и с криками «Долой самодержавие» опутали бюст веревками, поволокли его лошадьми к озеру Большие Ирдяги. Он долго лежал там, потом его свезли в волостное правление, в пожарный сарай, и следы его затерялись…

Так, потомками освобожденных по манифесту царя от 1861 года памятник царю-освободителю был уничтожен. Но память о нем среди старожилов живет и поныне.     

РАШИД ХАКИМОВ,


кандидат исторических наук,
заслуженный работник культуры республики Башкортостан,
Аргаяшский район


Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты