Научный атеизм и (или) духовность?

2 Сентября 2009

C 1 сентября 2009 года в рамках эксперимента в нескольких российских регионах появится новый школьный предмет – духовно-нравственная культура

C 1 сентября 2009 года в рамках эксперимента в нескольких российских регионах появится новый школьный предмет – духовно-нравственная культура. Детей будут обучать основам православия, ислама, иудаизма и буддизма.


Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, новая школьная дисциплина через три года должна будет войти в базовую часть образовательного стандарта. То есть через три года все регионы, в том числе и Челябинская область, должны будут ввести в школах уроки духовно-нравственной культуры. К концу этого года по данному предмету разработают государственный образовательный стандарт, заявил Фурсенко. Тогда станет известно, в какой форме будут проходить уроки — в виде лекций, игр, экскурсий, а также соотношение часов между теорией, семинарами, зачетами. Должны будут также решить вопрос о методах проверки знаний. Пока в Минобрнауки говорят о варианте «зачет — незачет».


Разработкой общегосударственного стандарта занялась Российская академия образования при участии представителей всех конфессий. В Минобрнауки подчеркнули, что новый курс ни в коем случае не будет сводиться к изучению культа, молитв и обрядов. На основе этого стандарта в регионах разработают собственные образовательные программы. Школьники или их родители смогут сами выбрать, какую веру изучать, но только одну. Каждый класс разделят на подгруппы, у каждой из них во время этого урока будет свой учитель и своя программа. Если родители будут возражать против того, чтобы их дети посещали уроки по любой из этих четырех религий, то школьникам предложат пройти общий курс религиоведения или этику. В регионах смогут заменить любой предмет из курса «Духовно-нравственная культура» на свой собственный.
Решается вопрос об учительских кадрах для ведения этого предмета. В Минобрнауки говорят, что преподавать должны не священнослужители, а учителя. Уже сейчас около трех тысяч студентов в сорока российских вузах учатся по специальности «Теология».
Кстати, основы православия сегодня уже преподают в 15 регионах, в том числе в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях.


Разноголосица
Как южноуральцы относятся к тому, что школьники в обязательном порядке будут изучать религию?
Виктор Михайлов, социолог:
— Настороженно. К религии надо приходить, уже имея какой-то жизненный опыт, а когда ее начнут в школах навязывать с детства, она может восприниматься как обязаловка, как нечто принудительное. Возможно, к основам религии стоит аккуратно обращаться в старших классах, но не раньше.
Татьяна Лорова, журналист:
— Вместо основ религиоведения стоит ввести в школах культурологию. Или тематически расширить и углубить уроки литературы. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения, замысел которых писатели, художники, музыканты и скульпторы черпали из библейских и античных сюжетов. Почему бы не научить детей понимать язык и смысл этих произведений? А в рамках религиоведения, боюсь, может быть перекос в сторону воспитания истинных адептов, что может привести к религиозной вражде и нетерпимости.     
Анатолий Бароненко, доктор педагогических наук:
— Я отношусь резко отрицательно к идее ввести в школьные программы преподавание основ религии. В школе должен быть культ знаний. Религия же ставит на место знаний фидеизм, то есть слепую веру, что никак не сочетается с задачей формирования научного мировоззрения, в основе которого лежит естественно-научный и философский материализм. В XXI веке нельзя возрождать Средневековье. Когда в последней трети XX века католическая церковь сделала попытку проникнуть во французские школы, то вся Франция «встала на дыбы».
Константин Путник, заместитель
руководителя миссионерского отдела Челябинской епархии РПЦ:
— Сама по себе инициатива превосходная. Очевидно, что вопрос духовно-нравственного преподавания в школе давно назрел и его нужно решать. Но также очевидно, что без каких-либо накладок не обойдется, ведь за почти вековой промежуток это первый опыт преподавания в школе предмета такого рода. Придется двигаться ощупью и с большой осторожностью. Придется тщательно готовить специалистов, учебники. Потому что есть вещи, которые нельзя преподавать формально, иначе это не привлечет, а оттолкнет ребят.     
Ольга Васильевна, мать двоих детей:
— Я не против, чтобы моим детям в школе рассказывали о православной культуре, тем более что они у меня крещеные. Но я категорически против оценок по этому предмету и против заучивания каких-то текстов!     
Вячеслав Воробьев, рабочий:
— Основы религии в школе? Глупость! Я против таких вещей! Тому, во что я верю, буду своего сына учить самостоятельно. Религия — дело сугубо личное.    

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты