Благополучие от кризиса не зависит?

7 Мая 2009

Социологи некоммерческого проекта «СоPRано» (Уральский аналитический центр и Агентство профессиональных коммуникаций) выяснили, как жители Челябинской области оценивают состояние экономики в целом

Социологи некоммерческого проекта «СоPRано» (Уральский аналитический центр и Агентство профессиональных коммуникаций) выяснили, как жители Челябинской области оценивают состояние экономики в целом, собственное материальное положение в условиях кризиса, а также уровень протестных настроений в обществе. Всего в течение апреля было опрошено полторы тысячи южноуральцев в двадцати городах и сельских поселениях области. Об итогах рассказывает один из авторов исследования социолог Артем ПЕРЕХРИСТ.


Работу найдем, а вот цены сильно выросли
— Исследование показало как достаточно очевидные настроения южноуральцев, так и неожиданные тенденции в их оценках происходящего.
Большинство жителей области оценивает состояние российской экономики как кризисное (76,2 процента опрошенных). Больше всего таких в областном центре (84 процента), меньше в Магнитогорске (58,4 процента). Кроме того, магнитогорцы более оптимистичны в оценках будущего российской экономики — почти четверть опрошенных жителей Магнитогорска считает, что через год экономика будет переживать рост, в Челябинске же оптимистов менее 9 процентов.
Однако если посмотреть на самооценку материального положения, то видно, что в Челябинске оценивающих свое материальное положение как хорошее в два с лишним раза больше, чем в Магнитогорске (20 процентов против 8,3). Еще более сильный разрыв существует в оценке изменения своего материального состояния. Почти треть челябинцев заявили, что их материальное состояние за последний год улучшилось. В Магнитогорске таких лишь 6,7 процента, и это даже меньше, чем в малых городах и сельской местности.
Кроме того, 43,3 процента магнитогорцев говорят об ухудшении материального состояния за прошедший год, в Челябинске таких намного меньше — 27,3 процента. Также стоит отметить, что жителей Магнитогорска, которые считают, что их благосостояние улучшится в ближайшее время, почти в три раза меньше, чем челябинцев, — 11,7 процента против 31,3. Ожидают ухудшения материального состояния 28,3 процента магнитогорцев, в Челябинске таких заметно меньше — 19,3 процента.
Если подытоживать эти данные, то, на мой взгляд, вполне можно говорить о том, что жители Челябинской области не связывают напрямую свое личное материальное благополучие с ростом или спадом российской экономики. Как бы это странно ни казалось.
Это в какой-то степени подтверждает и ответ на вопрос «Если ваши доходы уменьшатся, что вы будете делать?». Почти 45 процентов опрошенных ответили, что будут искать дополнительный заработок. Практически столько же южноуральцев (43, 2 процента) уверены, что в случае увольнения имеющаяся квалификация и опыт позволят им найти работу в течение двух-трех месяцев. А почти 10 процентов и вовсе заявили, что увольнение им не грозит.
А вот что действительно заметили южноуральцы, так это рост цен на основные продукты питания, товары и услуги. О том, что цены за последний месяц выросли очень сильно, заявила почти половина опрошенных (48,2 процента), причем наиболее заметно это в малых городах и на селе (51,8 и 52 процента соответственно). Еще 36,6 процента южноуральцев заявили, что цены выросли умеренно.

От голодовок до забастовок
Естественно, что ухудшение экономического положения приводит к некоторому росту недовольства. Усиление такого недовольства, протестные настроения отмечает примерно половина опрошенных жителей области. Больше всего таких людей в Магнитогорске — 68,3 процента, меньше в сельской местности — 40 процентов.
Возможность участия в акциях протеста допускает для себя каждый четвертый житель области. Правда, более 60 процентов ответили прямо противоположно. При этом тех, кто уверен в том, что с помощью акций протеста можно добиться решения той или иной проблемы, не так много — 36,4 процента. Больше всего таких ответов мы получили в Челябинске — 45,3 процента. В Магнитогорске это мнение разделяют почти 22 процента, в селах — 24 процента.
Если говорить о способах влияния на власть, то наиболее действенным жители области считают такой метод влияния, как бойкот выборов (22 процента ответов). Каждый пятый отмечает голодовки, а 16,2 процента респондентов — забастовки. Несколько иная ситуация по областному центру. Здесь на втором месте такой метод влияния, как захват административных зданий (22,7 процента ответивших). В Магнитогорске первое место разделили такие методы, как бойкот выборов и насильственные действия, — по 18,3 процента.
Что интересно, такой способ влияния на власть, как участие в выборах, считают эффективным лишь менее пяти процентов ответивших.
Если говорить в целом об итогах исследования, то, на мой взгляд, оно показало, что, несмотря на ухудшение материального положения южноуральцев и увеличение протестных настроений, у властей всех уровней еще есть определенный, и достаточно серьезный, запас прочности, кредит доверия. Но если в ближайшие год-полтора с последствиями экономического кризиса справиться не удастся, то жители области могут начать задавать властям куда более серьезные и жесткие вопросы.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты