Жизнестойкая журналистика

18 Сентября 2008

Сегодня в Южно-Уральском государственном университете открывается II международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства». Конференция продлится два дня, в ее программе и пленарные заседания, и работа по секциям, к участию в ней привлечены преподавательские силы факультета журналистики (и не только) ЮУрГУ, наиболее интересно заявившие о себе журналисты средств массовой информации области, гости из Москвы, Екатеринбурга и других медиацентров России, а так же Канады, Польши, Украины, Казахстана, ну и, конечно, студенты — те, кому предстоит по окончании учебы влиться в профессиональное журналистское сообщество.

Ирина Моргулес   

Сегодня в Южно-Уральском государственном университете открывается II международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства». Конференция продлится два дня, в ее программе и пленарные заседания, и работа по секциям, к участию в ней привлечены преподавательские силы факультета журналистики (и не только) ЮУрГУ, наиболее интересно заявившие о себе журналисты средств массовой информации области, гости из Москвы, Екатеринбурга и других медиацентров России, а так же Канады, Польши, Украины, Казахстана, ну и, конечно, студенты — те, кому предстоит по окончании учебы влиться в профессиональное журналистское сообщество.

О предстоящей конференции, сегодняшнем и завтрашнем дне средств массовой информации, о том, как представляют себе его педагоги ЮУрГУ и что делают для того, чтобы выпускники получали профессиональную подготовку на самом современном уровне, «ЮП» попросила рассказать декана факультета журналистики, профессора, кандидата исторических наук Людмилу ШЕСТЕРКИНУ.

- Людмила Петровна, факультет журналистики ЮУрГУ очень молод. Первого октября ему исполнится всего два года. Кафедре периодической печати, с которой факультет начинался, именно сейчас исполняется десять лет. Как чувствуют себя гуманитарии в стенах почти 65-летнего вуза, который начинался как технический?

— Я бы сказала, что журналисты получающие подготовку рядом с будущими учеными и инженерами, находятся в более выигрышном положении, чем те, у кого такой возможности нет. Все виды средств массовой информации стремительно обрастают техническими средствами получения, обработки, передачи информации. И средства эти все усложняются. Сейчас тенденция развития СМИ такова, что журналист должен быть готовым к ситуации, когда от него потребуется умение работать одновременно для радио, телевидения, печатного издания, интернет-сайта. Такова реальность. Поэтому буквально несколько дней назад на нашем факультете разработано положение о конвергентной редакции (отделе) при ТРК «ЮУрГУ-ТВ».

- Расшифруйте, пожалуйста, термин «конвергентность». Он новый, понятен далеко не всем.

— Происходит от латинского convergens — совпадающий. На факультете журналистики ЮУрГУ начинается реализация специального проекта подготовки журналиста нового типа — универсального профессионального специалиста, способного работать в условиях конвергентной мультимедийной среды, готовить материалы для передачи по различным каналам информации (печать, телевидение, радио, интернет и мобильные СМИ), включая пиар и рекламу.

Конвергентная редакция (отдел) — перспективная форма, новая модель деятельности журналистского коллектива. Она позволяет сделать работу журналистских кадров более организованной и продуктивной. Суть конвергент-ной редакции в консолидации, объединении и последовательной интеграции всех типов имеющихся на сегодняшний день форматов медиапроизводства — вещательного, онлайнового, мобильного и печатного. Форматы поддерживают друг друга и продвигаются при помощи кросс-промоушна. Созданный на единой базе информационный центр (интернет, радио, телевидение, газета), наращивая информационные потоки и делая их непрерывными, увеличивает свой потенциал. Также обеспечивается сокращение издержек, увеличение капитализации, рост привлекательности объединенных СМИ и так далее.

Каналы передачи событийной информации, между которыми будет осуществляться конвергенция: редакция новостей ТРК «ЮУрГУ-ТВ»; студия «Радио ЮУрГУ»; газета ЮУрГУ — «Технополис»; газета факультета журналистики — «Жираф»; интернет-сайты: Южно-Уральского государственного университета, факультета журналистики, ТРК «ЮУрГУ-ТВ», кафедры «Телевизионная и радиожурналистика».

Конвергенция меняет саму структуру редакции, форму подачи материала и организацию редакционного процесса.

- Да, техническая научно-производственная база и кадры, способные подготовить журналиста к работе с разнообразной сложной техникой, у вас есть.

— Это вклад двух ректоров — недавнего Германа Платоновича Вяткина и нынешнего Александра Леонидовича Шестакова, много сделавших для факультета. ЮУрГУ стал, как известно, первым вузом России, где открылась студенческая радиовещательная телерадиокомпания. Далеко не у всех факультетов, подобных нашему, есть собственный учебный телерадиоцентр, две, а не одна, как обычно, студенческие газеты (у нас это университетская «Технополис» и «Жираф» факультета журналистики). Наши начинания находят поддержку у руководства университета, которое понимает, как важна для продвижения дела в любой отрасли науки, хозяйства, общественных отношений грамотная, современно оснащенная журналистика.

Поскольку мы стараемся как можно теснее связать обучение с практикой, нам очень важны поддержка главного управления по делам печати и массовых коммуникаций правительства Челябинской области. И мы ее имеем.

Сейчас мы отмечаем десятилетие кафедры периодической печати, с которой начинался факультет. Возглавляет ее редактор «Южноуральской панорамы», кандидат педагогических наук, профессор Александр Драгунов. Часть преподавателей — журналисты вашей газеты. Кафедра не только готовит качественные кадры для средств информации области, но и многие преподаватели факультета либо выпускники этой кафедры, либо обрели опыт в составе нового тогда для ЮУрГУ подразделения.

Пользуясь случаем, хочу отметить большую роль в нашем учебном процессе «Южноуральской панорамы», журналисты которой активно участвуют в работе факультета, передают студентам свой опыт, и осваиваются студенты именно в «ЮП», в атмосфере практической журналистики.

- Ну, тут взаимный интерес. Каких выпускников совместно вырастим, такую журналистику и будем иметь.

— Именно взаимодействию опыт-ных журналистов со студенческой порослью должна способствовать еще одна идея, возникшая на нашем факультете.

Заключается она вот в чем.

С момента организации ВГТРК в 1992 году до 2002 года телевидение и радио России располагало мощной корреспондентской сетью в регионах. К работе в службе «Корсеть» ВГТРК были привлечены лучшие журналисты и операторы местных телерадио-компаний, а также стран СНГ и Балтии. Среди них известный тележурналист, автор книги «Школа регионального тележурналиста» Нина Зверева из Нижнего Новгорода, Алла Тарасова из Рязани, Андрей Кондрашов из Казахстана, Андрей Волков из Самары, Николай Мамулашвили из Тбилиси, Леонид Мутовкин из Омска, Александр Князев из Киргизии и многие другие.

Ряд собкоров продолжают работать на РТР, другие сотрудничают с телеканалами НТВ, «Звезда», «Культура» и так далее, кто-то ушел на преподавательскую работу или вообще сменил профессию. Однако опыт работы собкоров в первое десятилетие становления российского телевидения и радио и их сегодняшняя профессиональная работа бесценны для российской журналистики.

Сегодня, когда новостная журналистика стала определяющей в работе практически всех средств массовой информации, очень важно дать студентам углубленные знания в этой области. Сформировать у них практические навыки в освоении информационных жанров и процесса организации событийного материала, научить их работать в коллективе редакции информации. Дать возможность студентам самим оценить и в полной мере проявить свои индивидуальные способности к репортерской деятельности на ТВ. Познакомить студентов с самыми известными авторитетными и высокопрофессиональными репортерами современного ТВ, помочь изучить опыт их работы. Показать студентам все «плюсы» и «минусы» репортерской работы, профессиональные сложности и парадоксы, воспитать в них основные качества репортеров — любопытство, цельность характера, настойчивость, точность, умение выбрать хорошую тему, оперативность.

Форма занятий — встречи с бывшими и действующими собкорами РТР, дискуссии, просмотры, прослушивания и разборы видео- репортажей, статей, публикаций, обсуждение «горячих» тем, обмен опытом, участие в создании студенческих программ.

Одна из целей создания «Школы собкоров» — участие в разработке государственного образовательного стандарта третьего поколения по специальности журналистика.

- Но у вас есть и другие основания для того, чтобы голос факультета журналистики ЮУрГУ в этом деле был весом.

— В апреле 2008 года в Москве в рамках встречи руководства Совета Федерации с главными редакторами российских СМИ состоялась торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса журналистов «Современная Россия глазами молодых». Конкурс был учрежден Советом Федерации Федерального Собрания РФ и Общероссийской общественной организацией работников СМИ МедиаСоюз. В конкурсе участвовали 360 присланных со всей страны журналистских работ. В числе победителей авторская программа выпускницы журфака, редактора телерадиокомпании Ольги Валерьевны Марусеевой. Ее фильм о первой в России университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» занял первое место в номинации «Образование и карьера».

А вообще в течение года студенты журфака завоевали более 25 призовых мест на различных профессиональных и творческих конкурсах. Сегодня именно на факультете журналистики обучаются «Лучший студент ЮУрГУ», стипендиат Президента РФ Владимира Владимировича Путина Наталья Фомина, стипендиат губернатора Челябинской области Петра Ивановича Сумина Анна Дугина, стипендиат главы города Михаила Валерьевича Юревича Ксения Шубина, Потанинские стипендиаты Наталья Фомина, Анна Шкитина.

Мир меняется, информационное пространство глобализируется. Мы видим свою задачу не только в том, чтобы выпускники факультета журналистики ЮУрГУ смогли профессионально ориентироваться в этом процессе, но и влиять на него, отстаивая свое право на объективную, честную инфор- мацию.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты