В числе приглашенных был граф Сен-Жермен

15 Июня 2009

В конце шестидесятых годов в Италии разразилась бурная дискуссия, захватившая почти все слои общества. И в других странах резонанс был, по крайней мере в Европе

В конце шестидесятых годов в Италии разразилась бурная дискуссия, захватившая почти все слои общества. И в других странах резонанс был, по крайней мере в Европе. Наш журнал «Иностранная литература» давал подробный обзор мнений, вы-сказанных в ходе битвы аргументов.
Вызвала шквал противоречий традиция премьер и бенефисов в миланском оперном театре Ла Скала, где существовал особый, как сейчас бы сказали, дресс-код: пропускали на эти вечера только дам в вечерних туалетах и украшениях из натуральных драгоценных камней, мужчинам для подобных выходов требовался фрак, в крайнем случае — строгий черный костюм.
А время то было отмечено в Европе и США молодежными волнениями: студенты (прежде всего они) протестовали против общества потребления, требовали демократизации во всех ее проявлениях.
И вот в этом-то русле и призывали светлые буйные головы упразднить все, что подчеркивает первенство людей, в том числе и требования Ла Скала к внешнему виду любителей оперы. И тем самым сделать высокое искусство доступным всем.
Я-то сначала была целиком на стороне ратующих за демократию во всем. Тем более что у нас как раз было время, когда в театры перестали одеваться. В «Современник», на «Таганку», да хоть в Большой бежали сразу после работы в шестидесятнических свитерках, уличных сапогах и с хозяйственными сумками. У нас и сейчас так ходят. И я не исключение. Главное ведь увидеть спектакль, не так ли?
Но потом сквозь мощное молодежное «Долой!» все настойчивее стали пробиваться голоса специалистов и просто людей постарше. А они стояли на том, что отказываться от традиций, подобных той, что в Ла Скала, никак нельзя.
Почему? Потому что вместе с ней и такими же постепенно отомрет мастерство высшего класса у портных, ювелиров, парикмахеров, обувщиков и прочая, и прочая, и прочая…
А вот этого допустить никак нельзя. Эстафета мастерства должна передаваться непрерывно, хоть одно поколение окажется вне ее, потери восполнять будет трудно.
Чем там все тогда закончилось? Да вроде построили еще одно здание для Ла Скала, доступное «простому» зрителю.
А вспомнила я эту историю сорокалетней давности, потому что побывала на прошлой неделе в Челябинском гуманитарном институте, где сдавали экзамен по ресторанному делу третьекурсники международного факультета сервиса и туризма.
Шесть столиков, каждый накрытый по-особенному. Тот, куда предложили сесть нам с Лидией Стариковой, был оформлен как свадебный: бело-желтый букет, свечи, атласные салфетки…
Меню для всех столов было разным, только «комплемент от шефа» был один для всех: что-то креветочное, невыразимо вкусное.
Закуска: тартар из сибаса, потом суп со шпинатом, ягненок с французским картофелем, луковым маринадом, овощами и соусом бальзамин.
А на десерт нежные тоненькие слоеные пирожные с воздушными сливками. Называлось это чудо «Сен-Жермен». Сразу вспомнилась «Пиковая дама» (опера): «В числе приглашенных был граф Сен-Жермен…»
И целое представление с синим пламенем и искрами под названием «Фламбе», в результате которого все завершилось потрясающим кофе.
Завидно? Мы с Лидой сами себе завидуем.
За нашим столом сидели папа и мама девушки, которая нас обслуживала. Она с двумя однокурсниками задумала и осуществила дизайн столика, принимала участие в приготовлении блюд, теперь вот подавала, убирала, следила за тем, чтобы каждое желание гостей было предугадано. Они экзамен сдавали.
За другими столиками тоже обязательно сидели родственники тех, кто сдавал экзамены. Дети демонстрировали то, чему научились, близким людям.
А по залу ходил, стараясь не упустить ничего, тот, кто учит будущих рестораторов, а в те дни принимал у них экзамен, — мастер из Австрии Вальтер Машкан. Он уже лет пять в Челябинском гуманитарном преподает, его ученики проходят практику в Австрии.
А потом ректор института Татьяна Усынина показала нам учебную кухню: шестнадцать рабочих столов, оборудованных по всем ресторанным требованиям.
И самое замечательное — лица ребят, которые радовались тому, что научились делать нечто способное радовать людей по очень высокому классу.
Только не надо про кризис, про «пир во время чумы»! Знаете, сколько я кризисов за свою жизнь пережила, начиная с самого страшного — войны? А сколько общепитовских «биточков с подливой» и серыми макаронами на гарнир отправила гнутыми алюминиевыми вилками в свой героически стойкий желудок…
Но и по-настоящему вкусным, к счастью, тоже насладиться доводилось. Потому что всегда существовали люди, не дававшие прерваться эстафете мастерства.  

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты