Семейные тайны Светланы Ишмуратовой

10 Июля 2008

Младшая дочка Ишмуратовых росла слабенькой и болезненной. Однажды она оказалась в больнице с двусторонним воспалением легких. Отец пришел навестить ее и ужаснулся, увидев худенькое тельце с синяками от многочисленных уколов. Недолго думая, Ирек завернул дочку в одеяло и, не сказав ни слова врачам, унес ее домой. Чтобы маленькая, болезненная Света как можно быстрее окрепла, ее родители — Ирек и Зинаида Ишмуратовы — лечили девочку ягодой-калиной: поили калиновым отваром и соком, кормили пирогами с калиновой начинкой и даже обмазывали с головы до ног ярко-алой мякотью этой ягоды...

Ольга Терехина   

Младшая дочка Ишмуратовых росла слабенькой и болезненной. Однажды она оказалась в больнице с двусторонним воспалением легких. Отец пришел навестить ее и ужаснулся, увидев худенькое тельце с синяками от многочисленных уколов. Недолго думая, Ирек завернул дочку в одеяло и, не сказав ни слова врачам, унес ее домой. Чтобы маленькая, болезненная Света как можно быстрее окрепла, ее родители — Ирек и Зинаида Ишмуратовы — лечили девочку ягодой-калиной: поили калиновым отваром и соком, кормили пирогами с калиновой начинкой и даже обмазывали с головы до ног ярко-алой мякотью этой ягоды.

Она до сих пор помнит горьковато-терпкий вкус своего детского лекарства. А уже в пять лет отец поставил дочку на лыжи. И поставил так крепко и надежно, что она не сходит с лыжни уже три десятилетия, успев при этом добиться потрясающих успехов: депутат Государственной Думы Светлана Ишмуратова — двукратная олимпийская чемпионка, пятикратная чемпионка мира биатлону.

Неправильные лыжи

— Наверное, это прозвучит банально, но во всех моих успехах и победах есть огромная заслуга моей семьи. Не знаю, можно ли так говорить, но я считаю, что мне очень повезло с родителями. Это очень простые, душевные люди. Папа работал токарем-карусельщиком в 37-м цехе Златоустовского машиностроительного завода, мама была там же маляром. Я родилась, когда старшей сестре Гале исполнилось одиннадцать лет. Вот такая у нас была семья.

И со временем она все увеличивается и увеличивается: Галя уже стала бабушкой, ее старший сын Алеша подарил ей двоих внуков, а у меня год назад, точнее год и два месяца, родился сынок — Миша. Сейчас у нас дома большой переполох — все дверки шкафов и тумбочек завязаны веревочками, затянуты резиночками. Миша начал ходить в десять месяцев, причем как-то очень резко, неожиданно для нас. Ему все интересно, хочется везде засунуть свой маленький носик, все проверить.

Сестра, узнав, что Миша начал ходить, сказала мне с улыбкой: «Света, скорее ставь его на лыжи!». И дедушка, мой папа, тоже заявил, что этой зимой будет кататься с младшим внуком на лыжах: «Нечего церемониться. Покупай ему лыжи». Папа вообще любит у меня пошутить.

…Хотя, может быть, как раз в этом случае Ирек Мусалимович вовсе и не шутил. Света хорошо помнит, как отец приходил с работы, переодевался в старенькое трико, надевал кеды и, не поев-не попив, бежал на тренировку. В свое время Ирек Ишмуратов был известным в Златоусте спортсменом — мастером спорта по лыжным гонкам. Теперь он — ветеран спорта.

Как только Света немного подросла, он стал брать ее с собой: летом пробежка, зимой — лыжный кросс. Отец надевал лыжи на крохотную пятилетнюю дочку и тянул ее по лыжне за собой на веревке. Конечно, Свете было очень страшно — она видела, как большие отцовские лыжи резко и уверенно рассекают снег, и старалась, подражая ему, передвигать своими маленькими ножками в теплых валенках. Сначала лыжи не слушались, расползались в разные стороны, но она упрямо «собирала» их, заставляя подчиняться своей воле.

Прошло совсем немного времени, и Света с радостью стала ощущать, как лыжи начали ее понимать, стали жить с ней одной жизнью. Это были старенькие лыжи с тесемочками вместо креплений, но она помнит их до сих пор и с грустной улыбкой вспоминает тот момент, когда однажды случайно потеряла одну свою драгоценную лыжу. Они с отцом возвращались домой с очередной прогулки, с трудом забились в трамвай. Дверь долго не закрывалась. Света постаралась протиснуться вперед, лыжа выскользнула из ее озябших рук, дверь с треском захлопнулась, и девочка с ужасом поняла, что лыжа выпала из трамвая. Сколько было слез!

Света успокоилась только, когда отец сказал ей, что обязательно купит новые лыжи. Конечно же, он выполнил свое обещание. Как хороши были эти новые лыжи: гораздо большего размера, а главное — очень красивые, ярко-красные, блестящие! Света упросила отца побыстрее приделать крепления и тут же гордо вышла во двор. Поднялась на небольшую горку рядом с домом и с сияющими глазами понеслась вниз. Она даже не поняла сначала, что не успевает отвернуть от стремительно приближающегося забора. Новые, непривычно большие лыжи подвели ее — она врезалась в забор. Слава Богу, все обошлось благополучно, но Света страшно расстроилась и упрямо твердила, что эти лыжи — неправильные.

Из пункта А в пункт Б

— А в лыжную секцию я пришла вместе с подружками. Через неделю-другую им уже все надоело, а вот я осталась. Почему? Конечно, прежде всего потому, что мне это нравилось. И еще — я привыкла делать все серьезно и тщательно. Этому научили меня родители, ведь я видела их ответственное отношение к работе.

Мне казалось невозможным пропустить тренировку. Помню, что родители меня всегда поддерживали. Отец ходил болеть на соревнования. Очень тяжело переживал мои падения, неудачи. Мы с ним тщательно разбирали каждый такой случай: «Тут тебе, дочка, надо было переступить, тут колени согнуть побольше, здесь сильнее оттолкнуться…». Я очень переживала. Замечания отца казались мне более болезненными, нежели упреки тренера. Смешно вспомнить, но я вставала у зеркала и пыталась отрепетировать движение так, как говорил мне отец.

Мама хотела воспитать из меня помощницу. Например, у меня была обязанность каждый день мыть дома полы независимо от того, устала я или нет, после тренировки я или после школы. Мне надо было это делать в любое время — поздно вечером или рано утром. Мама хотела, чтобы я так же любила чистоту и порядок, как и она. А я тогда обижалась — устаю очень на тренировках, а тут еще уроки учить надо…

Света просто физически не могла ходить в школу, не выучив уроки. Ей, как хорошей спортсменке, наверное, многое бы сошло с рук, простилось бы. Но она не хотела идти на компромиссы. Света нашла выход из положения. На перемене она выучивала наизусть условие задачи, а решала ее…на лыжне. Лыжи скользят по накатанному снегу: «Из пункта А в пункт Б…». Все поняла, ура! Потом, прибежав в раздевалку, быстро записывала решение на каком-нибудь листочке, а уже дома переписывала набело в тетрадь.

Она очень любила читать, была записана одновременно в трех библиотеках. Когда успевала? Светлана Ишмуратова и сейчас не может ответить на этот во-прос. Зато абсолютно уверена, что судьба подарила ей счастливое детство: «Чем больше мы загружаем ребенка, тем легче ему жить потом, в большой жизни».

— Знания лишними никогда не бывают. Я окончила торговый техникум. Казалось бы, зачем мне это надо, ведь к спорту торговлю не пришьешь?! Но так случилось, что я стала депутатом Законодательного Собрания, и мне не надо было долго объяснять, что такое валовой доход, рентабельность. Никогда не бывает лишним и умение быть дисциплинированным, стремление к порядку. Хорошо, что все это я получила в семье от родителей.

Света всегда чувствовала близость дома, даже тогда, когда была далеко, на бесконечных соревнованиях или сборах. Старалась звонить, когда мама и папа были не на работе. Папа первым делом интересовался «видами» на победу, но Света слышала в трубку, как мама сердится на него: «Ну что ты, отец, только расстраиваешь ее. Спроси лучше, не болеет ли».

Они с сестрой не раз договаривались, чтобы Света, в очередной раз поднимаясь на победный пьедестал где-нибудь за тридевять земель, подала Гале какой-то условный знак, но…Света всякий раз забывала это сделать. Усталость от бешеной гонки, радость от победы переполняли ее в те счастливые мгновения.

А в Златоусте в ее доме перед телевизором собирались родственники, звонили с поздравлениями знакомые. Все ждали приезда землячки-чемпионки, любимой дочки и сестры.

Полеты во сне и наяву

— Вы не представляете, какое это счастье возвращаться домой! Как я мечтала всякий раз приехать к маме с папой отдохнуть, поспать, расслабиться. И всякий раз открывала двери квартиры и понимала, что покой мне только снится, обычно меня ждут гости, родственники, знакомые, журналисты. Признаюсь честно, очень хотелось свернуться клубочком и, хотя бы ненадолго, уйти в себя.

С Игорем, своим будущим мужем, Светлана Ишмуратова теоретически была знакома давно. Он был родом из Новосибирска и работал в их команде — помогал с перелетами, отвечал за множество других организационных моментов. Но серьезная девушка Света его фактически не замечала — у нее просто не было времени на молодых людей.

Они начали общаться благодаря смешному, курьезному случаю. Это было в 2004 году, в Германии, накануне чемпионата мира. Света шла по коридору, Игорь, высокий видный мужчина в элегантном спортивном костюме, двигался ей навстречу. Наверное, они бы опять прошли мимо друг друга. Но Игорь вдруг странно вздрогнул, прижал руки к бокам, остановился и растерянно посмотрел на Свету: «Вот неприятность какая! Резинка лопнула». Света, конечно же, предложила свою помощь. Потом они пили чай, долго болтали, смеялись над этой ситуацией.

Их знакомство продолжилось. И опять благодаря непредвиденному случаю. Похоже, что сама судьба вела их друг к другу. У Светланы возникли проблемы со спортивным оружием. Вся команда улетела в Америку, где должны были проходить соревнования — два этапа Кубка мира, а Ишмуратовой надо было ехать в Ижевск или в Новосибирск. Света поехала в Новосибирск. Там ее встретил Игорь. Там и начался их роман, который потом стал сопровождаться серьезными спортивными победами Светланы.

— Игорь помогает мне во всем. Особенно это важно сейчас, когда у нас появился Миша. Он безоговорочно делал и делает все, где может заменить меня. Конечно, когда кормила сынишку грудью, я не могла оставить его надолго, а сейчас он подрос и очень любит гулять, вот они и гуляют с папой. Я встаю очень рано, часов в пять-шесть и до 8–9 часов успеваю переделать кучу домашних дел. Я так привыкла с детства, мы всегда до- ма рано вставали, родители уже в 6.45 выходили на работу. Конечно, не высыпаюсь, пытаюсь поспать во время перелетов, ведь мы живем где-то между Москвой и Челябинском. Бабушка с дедушкой очень скучают по Мише, но общаться чаще всего приходится по телефону. Тем более сейчас, когда папа перенес операцию на сердце. Мама старается быть все время рядом с ним. Миша берет любые вещи, похожие на телефон, например пульт от телевизора, и начинает говорить с дедушкой: «Алле!». Ждет встречи.

Светлана Ишмуратова, депутат Государственой Думы, двукратная олимпийская чемпионка, пятикратная чемпионка мира по биатлону:

- Когда я была беременной, конечно, думала, какое имя придумать для малыша. Мне посоветовали, что надо назвать таким именем, которое просто и органично само приходит в голову, тогда ребенок будет счастлив и удачлив.

Однажды, когда я впервые почувствовала, как мой малыш начал шевелиться, мне почему-то показалось, что он толкается, как медвежонок. Вот и получился — Миша. Кроме того, это имя — дань уважения дедушкам: так зовут папу Игоря, а имя моего дедушки — Мусалим.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты