Коммунальные реформы под прицелом науки

23 Октября 2008

На пятой международной научно-практической конференции «Проблемы устойчивого развития городов», прошедшей на днях в Миассе, для обсуждения острых вопросов собралось немало ученых — академиков, докторов, профессоров различных отраслей науки. Большинство докладов носило академический характер, а среди докладов, посвященных практической реализации моделей устойчивого развития, интерес участников форума вызвало выступление руководителя компании «Коммунальные технологии» (Челябинск) Станислава Ионова.

На пятой международной научно-практической конференции «Проблемы устойчивого развития городов», прошедшей на днях в Миассе, для обсуждения острых вопросов собралось немало ученых — академиков, докторов, профессоров различных отраслей науки. Большинство докладов носило академический характер, а среди докладов, посвященных практической реализации моделей устойчивого развития, интерес участников форума вызвало выступление руководителя компании «Коммунальные технологии» (Челябинск) Станислава Ионова.

Его краткий доклад был посвящен проблемам реформирования в коммунальной сфере. Станиславу Васильевичу действительно было о чем рассказать участникам научно-практической конференции. В реформировании коммунальных предприятий он принимает участие не только как руководитель консалтинговой фирмы, но и как председатель совета директоров двух коммунальных предприятий, которые успешно работают, — ОАО «Энергосистемы» (Сатка) и ОАО «Миасс¬водоканал» (Миасс).

Даже те, кто раньше мирно дремал в зале под гладкие научные размышления, на докладе Ионова оживились. Оно и понятно: команда аналитиков, работающих в «Коммунальных технологиях», на практике отработала четкий алгоритм юридических, технических и экономических действий, в результате которых убыточные муниципальные предприятия ЖКХ превращаются в успешные акционерные общества. Например, ОАО «Энергосистемы», идущее по пути реформирования не один год, ежегодно получает дипломы всероссийского конкурса «За лучшую организацию предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства» в номинации «Теплоэнергетическое предприятие». В 2008 году этому акционерному обществу вручена высшая награда всероссийского конкурса — Гран-при.

— Практика показывает, что для успеха реформ очень важно объединить усилия органов власти, инвесторов и специалистов, — сказал Станислав Ионов. — Поэтому мы создали компанию «Коммунальные технологии», которая помогает организовать такое взаимодействие. Компания занимается внедрением наукоемких технологий в производство, обеспечивает процесс рефинансирования, привлечения дополнительных инвестиций; помогает решать сложные вопросы, связанные с тарифным регулированием, юридической защитой, техническим и экономическим аудитом в этой сфере.

Как сделать коммуналку привлекательной?

В докладе Станислава Ионова был сформулирован ряд конкретных предложений в адрес федеральных органов власти о создании условий для привлечения частных инвестиций в коммунальную сферу. Что же должно быть сделано для того, чтобы коммунальные предприятия работали успешно, чтобы развивалась инфраструктура наших городов, чтобы повышалось качество коммунальных услуг? Об этом мы побеседовали с докладчиком.

— Станислав Васильевич, что, на ваш взгляд, должны предпринять органы власти, чтобы примеров успешной работы в коммунальной сфере стало больше?

— Во-первых, хотелось бы обратить внимание на то, что действующие сегодня тарифы во многих случаях не являются экономически обоснованными. Происходит это вопреки требованиям законодательства, которое, предусматривая регулирование, все-таки предусматривает и возмещение реальных затрат предприятий. Нарушения законодательства в этой сфере являются одним из главных препятствий на пути реформирования сферы ЖКХ и привлечения в нее инвестиций. Однозначно положительный эффект возымело бы решение органов тарифного регулирования хотя бы на один год отказаться от практики простого индексирования тарифных составляющих на установленный где-то в верхах и спущенный в приказном порядке коэффициент-дефлятор.

 Реальный экономический анализ тарифов, их увязывание с действующими инвестиционными программами дали бы мощный толчок всему процессу реформирования в этой сфере.
Во-вторых, при распределении средств на восстановление инфраструктуры необходимо использовать нормативный принцип, похожий на тот, который применяет Европейский банк реконструкции и развития для финансирования соответствующих проектов в Европе. Главы городов и инвесторы должны точно знать, что при любых политических изменениях, личных симпатиях, антипатиях между руководителями территория получит средства на реконструкцию. Обязательным условием выделения этих средств, конечно, должны стать утвержденные депутатами местных органов власти инвестиционные программы, описывающие обязанности инвесторов и органов местного самоуправления.
Таким образом, новый закон создаст благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в инфраструктуру. Особенно важно то, что он же передаст право принятия решений на соответствующий уровень.

Не в Москве или Челябинске будут решать, нужна ли Миассу, допустим, повысительная насосная станция, разберутся в этом на месте. И ответственность за будущее своего города и за свои инвестиции в его инфраструктуру будут нести те, кто эти предложения разработал, одобрил и реализует. Если инвестор ошибся — он ответит своими деньгами, если вместе с ним ошибся и глава — он ответит перед избирателями, которые получают здесь, а не в Москве коммунальные услуги.
Конечно, за органами субъекта Федерации должны быть сохранены все контролирующие функции, чтобы до момента утверждения инвестиционной программы можно было бы остановить технически безграмотные, авантюрные проекты.

Алгоритм успеха

— В тексте доклада, который получили участники конференции, нахожу раздел о технологии реформирования. Как же это происходит на практике?

— Изучив различные организационно-правовые модели, используемые в Европе, специалисты остановились на варианте создания открытого акционерного общества, в котором участвуют муниципалитет, имеющий блокирующий пакет акций, и частные инвесторы. Муниципалитет участвует в этом процессе на основе закона о приватизации и передает в уставный капитал ОАО часть основных фондов. Состав приватизируемого имущества определяется соответствующим органом представительной власти. Весь этот процесс происходит открыто, при участии депутатского корпуса. В этой ситуации инвесторы просто вынуждены вносить в уставный капитал общества значительные суммы, и именно это гарантирует их ответственное отношение к судьбе создаваемого предприятия. А получив имущество, вместе с ним они получают и гарантии для последующих долгосрочных инвестиций, как собственных, так и привлеченных.

— Взять и инвестировать такие суммы в то, что еще вчера ничего, кроме убытков, не приносило, — реально ли это?

— Да, это реально, но только в том случае, если инвестор хорошо понимает специфику этой отрасли, знает ее до тонкостей либо пользуется услугами квалифицированной консалтинговой фирмы.

— Что же нужно инвестору, прежде чем решиться на такой шаг?

— Прежде всего — инвестиционная программа. Она создается на основе технического и экономического аудита и включает в себя набор мероприятий, главная цель которых — повысить эффективность коммунальной инфраструктуры за счет ресурсосбережения, реконструкции, внедрения передовых технологий. Например, инвестиционная программа по ОАО «Миассводоканал» рассчитана до 2013 года и стоит 2,533 миллиарда рублей. Цель программы — снизить износ инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Миассе до 30 процентов. Дополнительно к инвестиционной программе, которая утверждается представительным органом местного самоуправления, обязательно заключается трехстороннее соглашение между ОАО, органами мест¬ной и областной власти.
Таким образом, инвестиционная программа становится не только основой для технических действий, но и механизмом, определяющим экономику предприятия на длительный срок.

— А как же тарифы?

— Тарифы, на основе которых работает акционерное общество, ежегодно рассматриваются и утверждаются органами власти. Снижение реальной себестоимости коммунальных услуг за счет реконструкции инфраструктуры, ликвидации потерь и применения ресурсосберегающих технологий позволяет увеличивать долю инвестиционной надбавки в структуре тарифа. Таким образом обеспечивается продолжение процесса реконструкции инфраструктуры без увеличения размера тарифа. Сокращение удельных расходов газа и электроэнергии при выработке тепла, подаче воды и водоотведении снижает объективный рост стоимости услуг, вызванный увеличением цен на энергоносители. Прибыль акционерного общества, получаемая им в рамках установленного тарифа, обеспечивает окупаемость собственных и привлеченных инвестиций. Чем эффективнее работа по снижению потерь в данном году, тем большую прибыль получит предприятие.

Вот с этого момента, утверждает Станислав Ионов, и возникает противозатратный механизм, который принципиально отличает ОАО от муниципального предприятия.

— Инвестор объективно заинтересован в том, чтобы темпы реализации программы были как можно выше. Чем быстрее будут внедрены ресурсосберегающие технологии, тем большую прибыль он получит. И в карман он ее не положит, потому что нужны еще инвестиции, нужна еще более эффективная система. И самое главное заключается в том, что решение любых вопросов, связанных с использованием прибыли, с изменением качества услуг или их объема, находится под контролем муниципалитета, который наравне с инвестором, пользуясь к тому же блокирующим пакетом акций, принимает участие в решении всех этих вопросов.
В конце концов инвестор возвращает свои инвестиции с прибылью, непроизводительные потери предприятия падают, инфраструктура реконструируется, население получает более качественные услуги, а тарифная политика, как и положено, определяется органами власти.

Наглядный результат реформ

Участники международной конференции могли увидеть, какие реальные результаты дает реформа коммунальных предприятий. Перед началом пленарного заседания компания «Коммунальные технологии» организовала торжественный пуск автоматизированной системы контроля за водоснабжением и водоотведением города. Оборудование позволит оперативно управлять работой систем водоснабжения и водоотведения, выявлять аварии, снизить потери воды, а значит, и себестоимость коммунальных услуг. Внедрение ресурсосберегающих технологий — одна из главных задач, которую решают специалисты «Коммунальных технологий» в процессе реформирования предприятий.

 ОАО «Миассводоканал» было создано несколько месяцев назад, но результаты реформирования видны уже сейчас. Удалось исключить остановки водоснабжения из-за отключений электроэнергии. В ресурсо¬сберегающее оборудование акционерами предприятия инвестировано более 22 миллионов рублей. Предприятие получило новый транспорт, ремонтное и лабораторное оборудование, проведена замена запорной арматуры на всех основных трубопроводах. По сравнению с уровнем прошлого года удалось добиться увеличения заработной платы персонала на 56 процентов. Благодаря значительным инвестициям област¬ного и местного бюджетов выполняются рекордные объемы работ по замене водоводов и ремонту очистных сооружений.

Выступая на презентации, глава Миасского городского округа И.А. Бирюков позитивно оценил работу компании «Коммунальные технологии» по реформированию водоснабжающего предприятия округа.
— В нашем городе достигнуты хорошие темпы жилищного и промышленного строительства, поэтому развитие коммунальной инфраструктуры для нас жизненно необходимо. Огромное спасибо людям, которые занимаются решением этой проблемы, и весьма успешно.
 
Участники конференции узнали также о результатах аналогичной реформы, проведенной в Сатке. Об успехах ОАО «Энергосистемы» во всероссийском конкурсе знают многие. Саткинцы, например, давно привыкли к тому, что ежегодный профилактический перерыв в обеспечении города горячей водой летом составляет не более недели, отопительный сезон всегда начинается с 15 сентября, а подача холодной воды по графику осталась в далеком прошлом.

Предприятие играет заметную роль и в общественной жизни города.
Накануне 250-летия родного города ОАО «Энергосистемы» реализовало комплексную программу «Наш труд — подарок юбиляру!». Она включала в себя мероприятия, направленные на поддержку социальной сферы города, но главной ее темой была все-таки подготовка к зиме. Никогда еще в Сатке не было такого ремонта в центральной котельной. За этот год предприятие направит на ремонт муниципальных объектов инфраструктуры 28 миллионов рублей.



Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты