Дочь героя: «Спасибо за память об отце»

23 Мая 2009

В редакции «Южноуральской панорамы» раздается телефонный звонок: «Вы написали о погибшем летчике Николае Ивановиче Чертове. Это мой папа, а я, Лариса Николаевна Корабельникова (Чертова), и сейчас живу в Челябинске. Прочитала вашу газету, спасибо за память о папе. Можем увидеться, у нас дома хранятся фотографии, его письма с фронта, похоронка».

В редакции «Южноуральской панорамы» раздается телефонный звонок: «Вы написали о погибшем летчике Николае Ивановиче Чертове. Это мой папа, а я, Лариса Николаевна Корабельникова (Чертова), и сейчас живу в Челябинске. Прочитала вашу газету, спасибо за память о папе. Можем увидеться, у нас дома хранятся фотографии, его письма с фронта, похоронка».

Напомним, в номере газеты за 8 мая редакция сообщала о некоторых результатах работы экспедиций поисковиков областного государственного военно-исторического центра «Булат». Наши земляки-булатовцы, точнее, Александр Плаксин со своими помощниками раскрыли одну из жгучих тайн Великой Отечественной войны. Челябинцы нашли останки командарма, Героя Советского Союза, генерал-майора, командующего пятой танковой армией Александра Лизюкова.В этой же заметке было написано о том, как «булатовцы» совместно со своими коллегами поисковиками отряда «Рубеж» из поселка Пустошка Псковской области наткнулись на место гибели нашего земляка — летчика-истребителя, командира звена 157-го авиаполка Николая Ивановича Чертова. По скупым данным, добытым поисковиками Челябинска и Пустошки, выходило, что Николай Иванович родился в Челябинской области, Миньярском Заводе, а вот в армию ушел из Челябинска. Семья тогда проживала по улице Спартака (ныне проспект Ленина), дом 39, квартира 4.

Мы попытались найти родных: семья погибшего летчика-героя, по всем прикидкам, должна жить где-то в нашей области, в Миньяре либо в Челябинске. Справки через адресный стол, через военкомат результатов не дали… И вдруг в редакции «Южноуральской панорамы» раздается телефонный звонок: «Вы написали о погибшем летчике Николае Ивановиче Чертове. Это мой папа, а я, Лариса Николаевна Корабельникова (Чертова), и сейчас живу в Челябинске. Прочитала вашу газету, спасибо за память о папе. Можем увидеться, у нас дома хранятся фотографии, его письма с фронта, похоронка».
Надо ли говорить, насколько нам повезло! Настоящая журналистская удача из разряда сенсаций!


И вот вчера мы встретились с Ларисой Николаевной. Удачей газетного журналиста воспользовались также коллеги с телевидения. Мы беседовали в офисе ее сына Андрея Чертова, взявшего себе фамилию геройского деда-летчика. Лариса Николаевна принесла целую стопку драгоценных для этой семьи, для нашей истории фронтовых писем, открыток, телеграмм отца. Возраст этих писем, боязно осознавать, — 67 лет и более! Но, написанные рукой героя в перерывах между боевыми вылетами, они несут в себе такой заряд любви к жене Раисе и дочерям Ларисе и Галине, что кажется, они написаны только вчера.


«Здравствуй, дорогая Ларисочка! Ну, как ты живешь, что нового у тебя, что делаешь днями? Мама мне пишет, что ты частенько капризничаешь и обижаешь Галочку, вот это нехорошо! Целую, твой папка! Раиска, прочитай дочке это письмо… 8.11.42 г.» Это последнее письмо с фронта…

Увидел уникальную семейную фотографию. В центре дедушка и бабушка Чертовы — Иван Иванович и Зоя Андреевна. Иван Иванович, красный партизан, с гражданской войны пришел в буденновке. Эта буденновка — вот она, передо мной. Сохранилась в семье! Рядом три брата: Павел Иванович, Николай Иванович и Александр Иванович. Старший, Павел, воевал артиллеристом, умер от ран в Челябинске. Николай и Александр тайком удрали в Пермь, поступать в авиаучилище техников. Причем Николай схитрил — добавил себе два года, чтобы приняли. Как воевал Николай в 157-м истребительном авиационном полку, мы знаем. Еще в финскую войну награжден орденом Красной Звезды. Затем успел переучиться на пилота истребительной авиации в Качинском училище. Совершил более двухсот боевых вылетов, сбил лично три самолета и еще три в группе. Воевал на американском «харрикейне»…


А вот письмо, пришедшее с фронта уже после похоронки: «Мы, боевые товарищи, за его молодую жизнь поклялись отомстить. Собьем нашим полком не одну сотню фашистских стервятников». Слово «полк» было вычеркнуто военной цензурой, его додумал в тексте письма автор этих строк. Погиб за Родину в Великой Отечественной войне и третий брат Николая — Александр. Его бомбардировщик был сбит во время боев за освобождение Прибалтики, уже под занавес войны…


Один из поисковиков центра «Булат», руководитель отряда «Этерна» челябинских педагогов преподаватель ЧГПУ Валерий Ткаченко добавил подробности о ходе поисков на Псковской земле. Челябинцы очень тесно сотрудничают с бойцами отряда «Рубеж» из поселка Пустошка. Его возглавляет знаменитый среди поисковиков страны Михаил Романов. Он настоящий ас в деле поиска, тем более что далеко выезжать в экспедиции не нужно: яростные бои проходили в их родных местах на Псковской земле. Михаил со своими бойцами нашел и поднял за 20 лет работы рекордное число — 150 боевых самолетов и четыре танка.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты