«Память сердца» ищет отца

9 Июня 2009

В Челябинске одна из первых в стране среди подобных общественных организаций сирот, детей погибших защитников отечества была образована десять лет назад

В Челябинске одна из первых в стране среди подобных общественных организаций сирот, детей погибших защитников отечества была образована десять лет назад. Ее возглавляет все эти годы Виктор Гладышев, потомственный казак и сын солдата, погибшего за Родину в Великую Отечественную войну. Челябинская региональная организация, которая для многих в России явилась примером, называется эмоционально и очень точно: «Память сердца». Сейчас она входит в структуру областного совета ветеранов. А в последнее время «Память сердца» принимает самое активное участие в поиске данных и мест упокоения наших солдат, попавших в немецкий плен и сгинувших там в концлагерях. А их, этих лагерей, было более сотни.

Сегодня между Челябинском, организацией «Память сердца», областным советом ветеранов и совестливыми людьми из Германии — из общественной организации «Саксонские мемориалы» завязались самые тесные отношения, которые имеют вполне реальное подтверждение: 2073 учетные карточки наших военнопленных из Челябинской области, заполненные когда-то писарями в комендатурах немецких концентрационных лагерей… За каждой такой карточ¬кой, добытой в Германии учеными-историками, поисковиками, чья-то судьба. Из трагической безвестности под словами «пропал без вести» теперь можно вернуть истории, вернуть родным дорогие для них имена. Узнать, как и отчего погиб на чужбине в концлагере их дед, прадед, отец… Где находится тот клочок земли, которому нужно поклониться, привезти горсть земли с родных мест, с Южного Урала… Мы, конечно, опубликуем списки наших земляков, погибших в войну в фашистской неволе. Наверняка многие узнают своих близких… Правда, до 1943 года в состав Челябинской области входила еще и соседняя, Курганская. Потому бесценные копии регистрационных карточек, присланные из Германии, из объединения «Саксонские мемориалы», — наше общее с соседями из Курганской области богатство…

— Виктор Александрович, каким образом вы нашли такую поддержку в Германии?
— Уже четыре года руководство объединения «Саксонские мемориалы» сотрудничает с регионами России напрямую. Руководители администрации и правительств Татарстана, Калмыкии, Твер¬ской, Курской, Смоленской областей давно курируют этот международный научно-гуманитарный проект в своих регионах. Проект называется «Советские и немецкие военнопленные и интернированные». Ему был дан старт в 2000 году совмест¬ными усилиями МВД России, Германии, Украины и Белоруссии. Главная его цель понятна — дать родственникам погибших солдат, до сих пор считающихся пропавшими без вести, информацию об обстоятельствах гибели людей, о местах их погребения. Затем общее руководство проектом взяло на себя объединение «Саксонские мемориалы». Сегодня в базе данных «Саксонских мемориалов» есть информация на 600 тысяч русских пленных воинов, она постоянно дополняется. Конечно, без легкой руки и подвижнической работы профессора, доктора исторических наук, заведующей кафедрой новой и новейшей истории МаГУ (Магнитогорск) Марины Потемкиной такое сотрудничество с германскими коллегами по поиску погибших в плену было бы невозможно.

— Как зародились контакты Южный Урал — Саксония?
— Марина Николаевна рассказывала об этом так. Осенью 2006 года во время международной научной конференции руководитель «Саксонских мемориалов» профессор Мюллер сам предложил такое сотрудничество. Какое-то время Марина Николаевна, по ее словам, сомневалась: она ученый-историк, а не поисковик или архивный работник. Но потом поняла: обязана заниматься, кроме науки, еще и этой работой. Сейчас мы работаем совместно в трех параллелях. Марина Потемкина со своими соратниками взялись за поиск родственников погибших в Магнитогорске и на юге области. Уже нашли адреса 26 семей погибших в плену солдат, из них 15 — магнитогорцы. Северную часть области взял под свой контроль военно-исторический центр «Булат», его руководитель Иван Абрахин. А мы, организация «Память сердца», областной совет ветеранов, действуем по своим каналам, через ветеранские организации районов. Конечно, необходима помощь СМИ, требуется хотя бы опубликовать весь список имен наших земляков, погибших в немецком плену в концлагерях.
Было бы неверным не упомянуть роль в деле сотрудничества с объединением «Саксонские мемориалы», увы, покойного Георгия Васильевича Харитонова. Он одним из первых в стране задался целью наиболее полно увековечить память жертв Второй мировой войны. Он инициатор движения «Жить и помнить», прямого взаимодействия с историками Германии из «Саксонских мемориалов».

— Виктор Александрович, два слова о вашей судьбе. Очевидно, не случайно вы занялись столь благородным делом, не жалея времени и сил…
— Мой отец, Александр Федорович, — потомственный уральский казак из Еткульской станицы. А деда — он крепко по¬страдал в Первую мировую войну за веру, царя и отечество — привезли с фронта всего израненного. Вскоре он умер от ран. Но Россия своих героев не забывала: моей бабушке вручили изрядную сумму денег, на что она и построила избу-пятистенок. Потом, правда, и раскулачили, и расказачили солдатскую вдову — землю отобрали, скотину со двора увели… Отец был признан к службе негодным — полуглухой, болезнь уха. Но в июле 1942 года посчитали, что и глухой на войне сгодится. Так он попал на Сталинградскую битву, в пехоту — на трех бойцов одна трехлинейка-винтовка Мосина образца 1891 года. Воевал за Сталинград, был и на Курской дуге, где погиб от разрыва мины. Ничего этого мы не знали до 2001 года, тогда мне удалось достучаться до военных архивов. А ведь даже не знал раньше дату его рождения… Вот эта память, этот сыновний долг мною движут…
«Память сердца» как в Челябинске образовалась? В 1999 году отец погибшего в Афганистане сына, Виктор Георгиевич Грохотов, дал в газете объявление: боевые друзья сына, откликнитесь! Получилось так, что откликнулось множество земляков, чьи отцы погибли на фронтах другой, Великой Отечественной войны. Одна из первых — Валентина Михайловна Новикова. С ней тогда мы и решили организовать организацию «Память сердца», поскольку она так необходима людям. По инициативе организации «Память сердца» был составлен список военных сирот — их было 66,5 тысячи человек в Челябинской области на 2005 год, теперь на десять тысяч меньше.
Мы нашли понимание у губернатора Петра Сумина, все сироты войны получают социальную губернаторскую помощь. За счет правительства удалось за эти годы помочь съездить к могилам отцов почти тысяче земляков. Это Ленинградская, Брянская области, Украина, Белоруссия, Польша, Германия.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты