Жив последний солдат Халхин-Гола!

2 Сентября 2009

Считается, что Вторая мировая война началась 70 лет назад, 1 сентября, с нападения фашистской Германии на Польшу. Все-таки 70 лет назад, но чуть раньше — летом 1939 года

Считается, что Вторая мировая война началась 70 лет назад, 1 сентября, с нападения фашистской Германии на Польшу. Все-таки 70 лет назад, но чуть раньше — летом 1939 года. Она началась битвой между союзником Гитлера по оси: «Берлин — Рим — Токио» японскими самураями и нашими войсками, пришедшими на помощь Монголии по договору о взаимопомощи двух стран. Так японцы, по сути дела, начали Вторую мировую войну, подкрадываясь к границам СССР с востока, как звучит в словах известной песни тех лет: «В эту ночь решили самураи перейти границу у реки». А река та как раз и называется: Халхин-Гол.

Бои разгорелись нешуточные: японцы на направлении узкого, как самурайский клинок, главного удара собрали в кулак невиданные доселе силы — почти сорок тысяч солдат, несколько сотен орудий, полторы сотни танков, 225 новейших самолетов… Поначалу слуги японского императора заметно продвинулись вглубь, но не настолько, как рассчитывали. Потому на 24 августа они запланировали главное наступление — количество войск по всем видам и родам было увеличено вдвое. Добавлю, что битва разгорелась нешуточная — в бой шли самураи, уже имевшие солидный боевой опыт в Маньчжурии и Китае. Это были отборные войска императорской Японии с новейшим вооружением. Одной из наиболее боеспособных в то время стран…


А как приходилось воевать нашим бойцам? В непривычных условиях пустыни, среди барханов, где и не замаскируешься особо. Вдобавок на большом удалении от баз снабжения горючим, продовольствием, боеприпасами… Все-таки Красная Армия преподала всему миру урок, как нужно на практике создавать кольцо окружения, где перемалывается живая сила и боевая техника врага. Правда, память оказалась короткой — в 1941 году, в первые месяцы Великой Отечественной войны, наши армии сами не раз оказывались в «котлах» гитлеровцев… Не сумели мы воспользоваться своими же знаниями, боевым опытом, стратегией и тактикой, познанными у реки Халхин-Гол. Тогда у японцев начисто отбили желание открыть одновременно с немецким фронтом на Западе еще и японский фронт на Дальнем Востоке против нашей страны. Страшно себе представить, какой мог бы быть итог Великой Отечественной войны, если бы нам пришлось воевать на два фронта одновременно еще и на востоке от Урала…
Для чего этот экскурс в историю? Нынче далеко не каждый молодой человек понимает все значение победы у Халхин-Гола, таких названий не слыхивали. Не говоря уже о том, где это место на карте. Но в предвоенные годы герои Халхин-Гола, неширокой речки вроде Миасса, были людьми очень уважаемыми, в центре внимания общества. Совместно с Главным управлением по взаимодействию с правоохранительными и военными органами, областным военкоматом накануне 70-летия победы наших войск у Халхин-Гола (16 сентября 1939 года) мы задались вопросом, а есть ли сегодня среди наших земляков герои Халхин-Гола? Вопрос довольно-таки трудный. Во-первых, прошло 70 лет, во-вторых, несколько войн выкосили многих — «зимняя война» с Финляндией, война против немецко-фашистских захватчиков, война против империалистической Японии… Кто же способен столько тягот перенести?! Но вот долгожданный звонок от главного специалиста Юрия Лотоша из Главного управления по взаимодействию с правоохранительными и военными органами: «Готовься, завтра едем в Магнитогорск. Нашли одного-единственного здравствующего и ныне героя Халхин-Гола! Это ветеран нескольких войн Андрей Павлович Ижока».
Как говорится, невероятно, но факт. Трудно поверить удаче, казалось бы, в совершенно безнадежном поиске. Равносильно ветерана Севастопольской обороны или Куликовской битвы обнаружить — настолько мощный пласт времени, кровавых трагедий, драматических изгибов судьбы отделяет нас от битвы у речки Халхин-Гол.


Какие же потаенные глубины истории открываются, когда беседуешь с Андреем Павловичем Ижокой! Никогда и не подумаешь, что всего пару недель назад он отметил свой 91-й день рождения. К рассказу героя Халхин-Гола попутно прислушиваются соседи Андрея Павловича. Оно и понятно, где еще такое можно услышать! Хотя сын одного из первостроителей Магнитогорска, Андрей Павлович, живет в этом доме по улице Строителей более полувека. Соседи наверняка многое знают из геройской биографии моего собеседника, но, услышав некоторые детали, только изумленно ахают.
Удивительно, но воевать с японцами Андрею Ижоке пришлось… дважды. Первый раз летом 1939 года у реки Халхин-Гол. Второй — уже летом 1945 года, снова здесь же, в Монголии. Еще и в пустыне Гоби, отрогах хребта Хинган. Досконально изучил географию своей фронтовой биографией! А она у него затянулась на восемь лет: 1939—1947 годы!
— Родом я из Верхнеуральска, — говорит Андрей Павлович. — Но Магнитогорск давно стал мне родным, поскольку в 1929 году попал сюда на стройку вместе с отцом и нашей семьей. Потом увлекла романтика моря. До моря-океана не добрался, но несколько лет ходил на пароходе «Уфа» механиком на рейсах Уфа — Москва. Перевалило за двадцать лет, прямо посреди рейса мне пришлось идти в военкомат в Горьком. Здесь по маршруту нашего парохода и поджидала меня повестка. Так в 1939 году попал сразу во фронтовые шоферы — в 185 й артполк. Возил по непростым дорогам Монголии снаряды для танкистов и артиллеристов. Маршрут по протяженности был еще тот: от станции Борзя, через Монголию, через пески и барханы на передовую. Ехать в один конец нужно было два-три дня. Запомнил навсегда дороги у Мукдена, Харбина, серпантины и перевалы хребта Малый Хинган. И самого Георгия Жукова тогда видел вблизи не раз…


А после Халхин-Гола военная служба у Андрея Павловича не закончилась. После учебы был произведен в командиры орудия. Да не какого-нибудь, а мощного и дальнобойного — 122-миллиметрового. На полтора десятка километров и более стрелял. Но недолго побыл артиллеристом. В блокадном Ленинграде, а Андрей Павлович служил уже там, более требовались опытнейшие шоферы. Для Дороги жизни по льду Ладоги. Так и стал вновь мой герой фронтовым шофером, сменив пушку на верного и неприхотливого «Захарку».
Чем встретила отчизна героя Халхин-Гола, Гоби, Хингана, Ладоги в 1947 году? А ничем: иди, куда знаешь. Человеку с таким громадным житейским, боевым и профессиональным опытом могли бы найти на ММК применение поэффективнее. Но что поделаешь, не может по сию пору избавиться от своей фамильной привычки — резать правду-матушку в глаза любому чиновнику Андрей Павлович. Забегая вперед, скажу, что для многих в Магнитогорске было сюрпризом, что из Челябинска едет делегация по¬здравить единственного в регионе ныне здравствующего героя Халхин-Гола.
Андрей Павлович, можно уверенно сказать, входит еще и в когорту ветеранов ММК. Более двадцати лет отмахал машинистом коксовой печи. Далеко не всякий выдержит такое разнообразие ядовитых газов, что выделяются при получении «коксового пирога». А самый первый, кто наслаждается этим амбре, — машинист на коксовой батарее…


Пустил ли дальше корни на родной земле мой герой? Да, конечно! Семья у него большая, правда, разбросана по всей Руси. Старшая дочь Тамара в Орле, вторая — Танюша, около Мурманска, замужем за флотским. Паша, сын, тоже продолжает мечты отца. Он моряк на Камчатке. А младший Володя, как и батя, работает на ММК, продолжает металлургическую биографию отца.
Вместе с Юрием Лотошем Андрея Павловича Ижоку, единственного солдата Халхин-Гола, поздравил от имени совета ветеранов Петр Александрович Сажин, заместитель председателя городской ветеранской организации в Магнитогорске. Попутно я узнал, что из Магнитки на войну ушли еще три героя Халхин-Гола. Это Егор Комаров, машинист крана копрового цеха ММК, Александр Ударов, первостроитель ММК, поэт строящейся Магнитки и Николай Чер¬нухов, начальник команды охраны ММК. Все они погибли в войне 1939 года у речки Халхин-Гол. Комаров и Чернухов похоронены там в братских могилах, а политрук Ударов пропал в тех краях без вести.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты