Эра высоких технологий

9 Декабря 2009

Челябинский радиозавод «Полет» является ведущим предприятием России по разработке и серийному производству наземного радиолокационного и радионавигационного оборудования для управления воздушным движением (УВД)

Челябинский радиозавод «Полет» является ведущим предприятием России по разработке и серийному производству наземного радиолокационного и радионавигационного оборудования для управления воздушным движением (УВД), аппаратуры систем связи и передачи информации. Более 50 лет оборудование для УВД производства ОАО «ЧРЗ «Полет» устанавливается на аэродромах ВВС и гражданской авиации России и стран СНГ, а также поставляется на экспорт в 40 государств мира, среди которых страны Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Основные направления его деятельности: разработка и производство радиолокационного и радионавигационного оборудования, систем посадки летательных аппаратов (ЛА), в том числе ЛА корабельного морского базирования, аппаратуры контроля воздушного пространства, цифровой техники связи. Для того, чтобы узнать из первых рук, как сегодня в условиях глобального финансового кризиса живет этот один из лидеров по своему профилю ВПК России, встретился с генеральным директором ОАО «ЧРЗ «Полет» Евгением Никитиным.

— Евгений Александрович, ходили упорнейшие слухи чуть ли не о банкротстве вашего предприятия. О том, что вы активно сбрасываете социальные объекты, есть проблемы с поставками вашей продукции…
— Действительно, в последние годы мы пережили тяжелейший период в истории предприятия. Весь производственный комплекс, в состав которого входили несколько радиозаводов, научно-исследовательский институт измерительной техники (НИИИТ), его филиал в Дагестане, конструкторское бюро, пришлось реструктуризировать. Потому что такая махина в современных экономических реалиях стала трудноуправляемой.

Но это вовсе не означает, что «Полет» разрушен и приказал долго жить. Все наши бывшие структуры получили экономическую независимость, начали сами считать свои заработанные деньги и направлять их в адресном порядке в самые «узкие» места. Чтобы «Полет» функционировал в требуемом режиме, на уровне высоких технологий, мы должны поставлять продукции на сумму в полмиллиарда рублей ежегодно.

Для этого у нас есть все возможности, станочный парк, достойные научно-технические кадры, свое собственное конструкторское бюро. Совместно с учеными ЮУрГУ на нашей базе образован технопарк, своего рода инкубатор новейших разработок и применения их в кратчайшее время в производстве.

— Слышал, что вы имели самое непосредственное отношение к системе навигации и автоматического привода при посадке космического корабля многоразового пользования «Буран»…
— Это действительно так. Все — от идей, чертежей, до изготовления в металле — было сделано в НИИИТе и НПО «Полет». Причем система сработала настолько безупречно, что, несмотря на штормовую погоду при посадке «Бурана», космический корабль отклонился от заданной точки всего лишь на 50 сантиметров. Набранный потенциал, несмотря на все проблемы и трудности, сохраняем и развиваем.

Возьмем, к примеру, такой момент — модернизация производства. В последние годы планомерно обновляем оборудование, переходим в новое поколение технологий. У нас создаются мобильные системы посадки самолетов и азимутально-дальномерные маяки. В это же время специалисты завода активно участвуют в решении другой государственной задачи — создании системы противоракетной обороны страны.

Предприятие становится головным по изготовлению дальнего обнаружения и для стратегических ракетных комплексов. Новаторский подход к разработке и организации производства в небывало короткие сроки был высоко оценен правительством. Во всяком случае, до сих пор созданная в Челябинске радиотехника для противоракетной обороны Москвы является непревзойденной никем в мире.

— Слышал, что глаза и уши противовоздушных знаменитых ракетных комплексов С-200, С-300, С-400, делающих эти изделия лучшими в мире, родом из «Полета».
— Да. Хотя в структуре нашего производства гособоронзаказ занимает лишь пятую часть от выпуска продукции, главный наш конек — радионавигационные системы для всех гражданских аэропортов страны, многих зарубежных аэродромов. Сейчас мы перешли на качественно более высокий уровень, так называемую твердотельную технологию радиолокационных систем.

Это означает, что в радиолокаторах нет ни единого блока ламповой вакуумной электроники. Это, конечно, надежность, выросшая в десятки раз, долговечность, непредставимая ранее точность.


Но, к сожалению, не все гладко на этом пути. Процентов девяносто радиотехнических средств аэропортов страны давно устарели морально, многократно превысили все возможные нормы сроков эксплуатации. Их просто опасно сейчас эксплуатировать! Мы готовы ежегодно полностью обновлять радиотехническое оборудование на 15 крупных аэропортах.

Готовы поставлять новейшие, не имеющие аналогов за рубежом радиотехнические системы для аэропортов. Но в Москве чиновники не желают нас услышать.

Заказ на подобное революционное техническое перевооружение аэропортов может уйти к совершенно другому, правда, столичному предприятию, которое не имеет опыта в производстве современных систем РЛС, более того, радиотехнику тамошние умельцы собираются строить на… электровакуумных лампах. Кроме того, может быть нанесен ущерб оборонной отрасли, например, в системе радиоопознавания «свой-чужой».

Ведь эти системы для самолетов ВВС делали тоже мы. И такой немаловажный для техногенной безопасности вопрос: радиопомехи от сотовых телефонов, сводящие на нет элементарную безопасность и работу радиотехнических средств любого самолета — хоть гражданского лайнера, хоть боевого самолета.

В своих технологиях радиосистем мы добились того, что работа сотовых телефонов ни малейшим образом не искажает исправную работу радионавигационных систем самолета. Это, можно сказать, прорывная технология XXI века. И смотрите, что может получиться.

Если челябинский «Полет» будет отодвинут от заказа на техническое обновление радиокомплексов аэропортов, государство не получит надежной и современной техники.

— Неужто в гражданском воздушном флоте ситуация сегодня настолько остра?
— Увы, это так! Самая распрекрасная техника не может надежно работать больше срока ей предназначенного. По всем аэропортам России ситуация в отношении радионавигационных средств именно такова. Мы стоим, можно сказать, на пороге техногенных транспортных катастроф.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты