Продуктовые цены поедут вниз?

21 Апреля 2009

Как прожить в условиях кризиса? Зарабатывать многие южноуральцы стали меньше, и еще недавно общедоступные продукты питания теперь по карману далеко не каждому

Как прожить в условиях кризиса? Зарабатывать многие южноуральцы стали меньше, и еще недавно общедоступные продукты питания теперь по карману далеко не каждому. Люди затягивают пояса, и платежеспособный спрос на продукты падает. Между тем переработчики снижают закупочные цены на молоко, ставят село на грань выживания. Как добиться того, чтобы местные продукты первой необходимости были доступны всем? Это и стало главной темой вчерашнего разговора в минсельхозе области.

Первый заместитель министра сельского хозяйства области Александр Завалищин напомнил ситуацию конца 2007 года, когда на Южном Урале резко взлетели цены на хлеб. Тогда по инициативе правительства области было заключено соглашение с сельхозпроизводителями, переработчиками и торговыми сетями о сдерживании цен на ряд продуктов, и положение стабилизировалось. Причем на долю селян приходилось 60 процентов конечной цены, а не 35, как сегодня.
Сейчас ситуация вызывает большую тревогу: налицо явный дисбаланс доходов. Распределение прибыли между членами партнерской цепочки не в пользу селян. Если сельхозпредприятия еще недавно работали при нулевой рентабельности, то после снижения закупочных цен на молоко с 10 до 8 рублей оказались «в глубоком минусе». А наценки торговых сетей — от 8 до 28 процентов!
Александр Завалищин призывает всех партнеров агропрома сегодня работать на нулевой рентабельности. Но, например, в ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» не согласны и намерены оставить рентабельность на 15-процентном уровне. И обосновывают свою позицию изношенностью оборудования молзавода, расходами на модернизацию. Но такой довод, как внедрение в производство мороженого, не выдерживает критики. Мороженым забиты прилавки, его везут отовсюду. А расходы переработчики перекладывают на селян и на нас, по¬требителей.
— Мы пошли навстречу покупателям и недавно снизили отпускную цену на 10 процентов, — заявляет генеральный директор ОАО «Челябинский гормолкомбинат» Владимир Чапайкин. — А теперь начинают снижать цену и торговые сети — в среднем на 1—2 рубля за литр молока.
Однако это снижение не затронуло структуру молочного рынка, и распределение доходов осталось прежним. Причем пока снизили на 8 процентов цену на молпродукты только в торговой сети «Молния», в большинстве других она на том же уровне.
Неубедительно звучат оправдания и молокопереработчиков в том духе, что, дескать, снижение закупочных цен на молоко — явление сезонное. Коровы пока не перешли на выпаса и себестоимость молока отнюдь не падает.
В Челябинском гормолкомбинате сетуют на то, что на складе накопилось 600 тонн запасов сухого молока и 150 тонн сливочного масла. Объемы производства в натуральном выражении за год сократились на 12—15 процентов. Сухое молоко не востребовано, люди предпочитают покупать натуральный продукт. Не случайно губернатор Петр Сумин обратился к правительству РФ с предложением провести интервенции государства по закупу сухого молока у отечественных производителей.
К тому же рынок области заполонило дешевое, но порой некачественное молоко из-за ее пределов: в иных торговых сетях его доля — до 80 процентов. А где гарантия, что этот продукт изготовлен из цельного молока? В минсельхозе области заверяют, что местное молоко не содержит порошка (оно тщательно проверяется), а вот по поводу завозного такой гарантии не даст никто. Вывод один: нужно «покупать родное», не случайно в области стартовала акция под таким девизом.
Кстати, с нового года в России введен новый технический регламент на молоко, и на этикетках должно быть указано, является ли оно таковым либо это порошковый молочный напиток.
— Мы недавно снизили на 9 процентов отпускную цену на свою продукцию, — говорит генеральный директор птицефабрики «Равис» Петр Подгорнов. — Но нужно, чтобы нашему примеру последовали и торговые сети. Мы готовы работать на минимальной рентабельности, но социальную ответственность бизнеса должны разделить и наши партнеры.
Той же позиции придерживаются и птицеводы ЗАО «Уралбройлер» (Аргаяшская птицефабрика). По словам его гендиректора Евгения Нарукова, здесь снизили цены на свою продукцию от 10 до 20 процентов. Птицеводы свой товар отпускают торговле по 63—69 рублей за килограмм, а иные сети продают по 110—115 рублей! Как в условиях рынка убедить их тоже снизить ценовую планку? А в фирменных магазинах ЗАО «Уралбройлер» ценники уже заменили.
— Реализация в денежном выражении у нас уже упала на 30—35 процентов, а в натуральном — на 20 процентов, — сетует Евгений Наруков. — И спрос продолжает падать. У нас на складе скопилось 2 тысячи тонн нереализованной продукции (у «Рависа» — около 1,5 тысячи тонн. — Авт.).
Кстати, на птицефабрике «Равис», по словам ее директора Петра Подгорнова, объемы производства в первом квартале 2009 года не только не снизили, а даже увеличили на 1 тысячу тонн к предыдущему году. В 2008 м немалые деньги вложили в техперевооружение. За последние годы объемы с 14 тысяч тонн выросли до 46 тысяч. А рентабельность невысока — на уровне 10 процентов. На цене продукции сказываются бонусы торговым сетям, которые дошли до того, что требуют от птицефабрики содержать в магазине своего товароведа-мерчендайзера.
— Необходимо выстроить взаимоотношения по всей партнерской цепочке — от сельхозпроизводителей до торговли, — подытоживает Александр Завалищин. — Для этого нужна законодательная база. Большие надежды мы возлагаем на проект Федерального закона «О торговле». Однако он до сих пор не принят. Недавно полномочный представитель президента в УрФО Николай Винниченко дал поручение направить в Москву предложения о поправках в будущий закон, и, надеюсь, в Госдуме наши пожелания будут учтены. А пока на региональном уровне по поручению губернатора Петра Сумина уже готовится соглашение о регулировании цен на продукты первой необходимости между руководством области, сельхозпроизводителями, переработчиками и торговыми сетями.

Р.S. Накануне министр сельского хозяйства области Иван Феклин встретился с руководителями торговых предприятий Челябинска, реализующих продукцию в магазинах сетей «Молния», «Союз», «Проспект», «Дикси», «Губернский». Министр попытался убедить сетевиков снизить цены на молоко, другие продукты питания, и они выразили готовность сменить ценники. Следующая встреча участников рынка с руководством области состоится в ближайшее время у первого заместителя губернатора Андрея Косилова.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты