О чем молчат демидовские башни

13 Апреля 2010
О чем молчат демидовские башни

Южный Урал — край уникальный, богатый традициями, где сплелись воедино история и современность, прошлое, настоящее и будущее...

Южный Урал — край уникальный, богатый традициями, где сплелись воедино история и современность, прошлое, настоящее и будущее. Не случайно именно у нас проходила III Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная перспективам развития культурного туризма. Ее участники побывали в Кыштыме и Каслях, ознакомились с памятниками старины, шедеврами уральских мастеров.

Крестный ход в Божьем храме

Первая остановка — храм Рождества Христова. Он возведен еще в 1857 году, является главной церковью Кыштыма. Храм большой, шестипрестольный, с тремя приделами.

— В 1937 году, во времена гонений на православие, храм был закрыт, — говорит староста церковной общины Людмила Шапранова. — Со звонницы сняли колокола, кресты, в Божьем храме разместили овощной склад. Хотели уничтожить и фрески, но народ возмутился, и даже ярые атеисты не решились поднять руку на святые лики. Они хорошо сохранились. А когда началась Великая Отечественная, «вождь народов» Иосиф Сталин встретился с блюстителем патриаршего престола, побеседовал с ним и дал команду начать восстановление церквей. И уже в 1941-м наш храм вновь открылся, начали вести службы.

Настоятель церкви отец Сергий (Бочкарев) отслужил молебен, затем прихожане с батюшкой прошлись с хоругвями вокруг храма крестным ходом, посвященным Светлой седмице — первой неделе после Пасхи. Нам рассказали интересный факт: недавно какие-то нечестивцы украли икону, но ее вскоре вернули купившие образ люди. Причем отказались даже брать деньги за возврат святой иконы Божьему храму.

Остров Спасения взывает о помощи

Мы побывали и в другой кыштымской церкви — Сошествия Святого Духа. Его в 1764 году построил здесь уральский заводчик Никита Демидов. Место выбрано очень красивое — на горке между озерами, его назвали Островом Спасения.

— Храм пережил немало бунтов и революций, натерпелся от неразумия людского, — говорит экскурсовод кыштымского музея Ольга Калашникова. — Едва он был освящен, сюда нагрянула ватага сподвижника Пугачева — атамана Грязнова. Колокола сбросили, иконы осквернили, в храм завели коней. После подавления бунта в 1775 году храм был освящен повторно. Но в начале ХХ века, после революции, его вновь закрыли, священника Николая Ляпустина сослали. Лишь в 2002 году оскверненный храм опять был освящен митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом, сюда назначен настоятелем отец Константин (Семенов).

Храм Сошествия Святого Духа — памятник историко-культурного наследия общероссийского значения. В советские годы здесь был музей, потом кинопрокат. Сейчас идет его реставрация за счет федерального бюджета. Пока восстановлен лишь один придел на первом этаже — здесь сохранились уникальные фрески монохромной живописи, икона Георгия Победоносца начала XIX века. Но 72-метровое здание храма пока в лесах: сделать еще предстоит немало. На верхнем приделе нужно восстановить иконо-стас, царские ворота, обновить фрески.

— За последние четыре года освоено 12 миллионов рублей, — комментирует настоятель церкви Сошествия Святого Духа отец Константин. — Восстановлены купола над колокольней, трапезной, поставлены перекрытия. Но это только начало. На 2010 год для реставрации церкви выделено 4,9 миллиона рублей. Этих средств хватит, чтобы сделать три перекрытия, отбелить колокольню. Реставрацию ведет тобольская фирма «Оптима». Претензий к ней нет, только жаль, что средств на эти цели выделяется недостаточно.

Новодел от медных королей

Храм Святителя Николая третий в Кыштыме: три городские церкви составляют треугольник, символизирующий божественную троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Храм был построен в Нижнем Кыштыме в 1860 году, а в 1928-м его закрыли борцы с «опиумом для народа». Здесь были школа искусств, Дом бракосочетания, и лишь недавно здание вернули церкви. Правда, благодаря финансовой помощи соседнего Кыштымского медеэлектролитного завода, входящего в холдинг Русской медной компании (владелец Игорь Алтушкин), храм недавно полностью восстановлен. За образец взята церковь святого праведного Симеона Верхотурского в селе Меркушино.

— Но я считаю, это не реставрация, а новодел, — заявляет заведующая кафедрой документоведения и музееведения ЧГАКИ Алла Лушникова. — От прежнего храма почти ничего не осталось. Нужно воссоздавать исторический облик таких зданий, использовать традиционные технологии и материалы. Но у нас нет опытных реставраторов, а средства из федеральной казны выделяются мизерные. Реставрация затягивается на десятилетия. Южный Урал — это не только Аркаим, но многие памятники истории и архитектуры в запущенном состоянии, все больше ветшают. У нас родилась идея — создать энциклопедию памятников культурного наследия области. Мы готовы помочь. Дело, как говорится, за малым — за финансированием.

Белый дом застоялся в лесах

Наглядный пример затянувшейся реставрации — усадьба заводчиков Демидовых в Кыштыме, памятник истории общероссийского значения, прозванный Белым домом. Она идет уже больше десятилетия, а завершению работ конца-краю не видно.

Белый дом с двумя башнями-близнецами из дикого камня был построен Никитой Демидовым в середине ХVIII века, одновременно с чугуноплавильным и железоделательным заводами. Рядом с Белым домом — чугунный фонтан со сказочными птицами-грифонами, подаренный в 1857 году, к 100-летию демидовского завода, мастерами каслинского литья. Состояние фонтана удручающее. В прошлом году чугунные чаши едва «не увели» здешние «металлисты», да охрана помешала.

— Видимо, усадьба построена по проекту знаменитого архитектора ХVIII века Матвея Казакова либо кого-то из его учеников, — говорит Алла Лушникова. — Казаков в этом же стиле строил для Демидова здания в Москве, под Санкт-Петербургом и в Туле.

— Белый дом и сегодня весь в лесах, — сетует Алла Лушникова. — Реставрация длится уже одиннадцать лет, а пока восстановлены лишь два камина да часть кладки. Реставраторы часто меняются, к ним масса претензий. К примеру, окна совершенно не соответствуют эпохе, к тому же установлены некачественно, могут промерзать. Кирпич и прочие материалы тоже современные, а не «демидовские». Кладку из дикого камня восстанавливать и не планируют, а перекрытия из лиственницы заменены на… железобетонные.

…Уезжая из Кыштыма, мы унесли понимание того, что если будем жить одним днем, позволяя разрушаться памятникам старины, то скоро можем лишиться по-следних свидетельств истории родного края. Это наши корни, наше общее достояние, которое необходимо возродить во всей его красоте и величии.

Материал о поездке участников всероссийской конференции по историческим местам Каслей будет опубликован в ближайших номерах газеты.

ЕВГЕНИЙ АНИКИЕНКО,
Кыштым

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты