Автошкола на пути перемен

29 Января 2009

В прошлом году много говорили о том, что с начала 2009 года в рамках новой программы подготовки водителей изменятся правила обучения вождению в автошколах: сроки увеличатся до шести месяцев, цены вырастут вдвое, права получить станет сложнее. Мы решили узнать, как же теперь будут готовить водителей.

В прошлом году много говорили о том, что с начала 2009 года в рамках новой программы подготовки водителей изменятся правила обучения вождению в автошколах: сроки увеличатся до шести месяцев, цены вырастут вдвое, права получить станет сложнее. Мы решили узнать, как же теперь будут готовить водителей.

Ежегодно в Челябинской области выдается около 80 тысяч водительских удостоверений. Эта цифра растет год от года: все больше людей могут позволить себе авто. Обучают премудрости вождения везде: в автошколах, на курсах, есть и объявления типа «обучение вождению экстерном за две недели». Однако управление машиной не тот случай, когда нужно торопиться. В Челябинской области по вине молодых водителей, стаж вождения которых менее трех лет, за 2008 год произошло 531 ДТП, в которых пострадали или погибли люди. Это 15 процентов от общего числа аварий. О том, что нужно что-то менять, говорили давно, программы автошкол, по которым учат сегодня, были разработаны и утверждены еще в 1999 году.

Приоритет — практике

В федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» молодым водителям и их обучению уделено особое внимание. Снизить аварийность на дорогах, по мнению экспертов, поможет соответствующая подготовка водителей, новая программа разработана Министерством образования и науки РФ.

Сроки обучения не увеличатся до полугода, как пугали. По словам заместителя начальника ГИБДД Челябинской области Андрея Мурыгина, это будет 2,5—3 месяца. Увеличится практическая часть, теперь курсанту придется откатать не 32 часа, а все 50. Эти изменения уже вступили в силу. Зато теорию подрезали: согласно новым правилам из программы убрали углубленное изучение устройства автомобиля — сегодня много техцентров, где починить авто могут профессионалы. Время на вождение, таким образом, высвобождается за счет внутреннего перераспределения изучаемых учениками автошкол тем. Кроме того, в образовательном процессе появятся новые дисциплины: психофизиологическое поведение на дорогах и оказание первой помощи. Врачи будут включены и в экзаменационную комиссию. Кроме того, российское Министерство образования и науки утвердило восемь программ подготовки водителей для разных категорий транспорта — «А», «В», «С», «ВС», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE». С начала года все автошколы уже начали обучать водителей по новым программам.

Несколько изменится и процедура приема экзаменов. Теорию, как и прежде, сдают при помо- щи компьютерного тестирования: двадцать вопросов, разрешаются две ошибки. А вот практическую часть будет принимать не инспектор, планируется использовать специальные автодромы, где мастерство будущего водителя, опять же, оценит компьютер.

Впрочем, южноуральцев этим уже не удивить: в 2008 году в Челябинске проводили такой эксперимент — вождение курсантов на экзамене оценивал компьютер. В сентябре прошлого года на заседании с участием министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева наш опыт решено было внедрять и в других регионах. Помимо объективности есть и другой очевидный плюс: уже сейчас в областной ГИБДД отмечают, что курсанты, которые сдавали экзамен подобным образом, совершают меньше правонарушений. К тому же такой способ позволяет принимать большее количество людей, техника работает в пять раз быстрее инспекторов. Еще одно новшество — с 1 июля текущего года курсанты будут обучаться вождению и сдавать экзамен под видеонаблюдением, специальной аппаратурой оборудуют машины.

Автошколы на пути перемен

Заместитель председателя всероссийского общества автомобилистов Николай Живец только рад нововведениям:
— Изменений ждали давно. Раньше в стране была централизованная система подготовки водителей, сегодня же очень много частных школ, где не всегда готовят курсантов должным образом.

Кстати, автошколам предстоит многое поменять не только в учебных планах. Обучать курсантов будут на специальных автодромах, которые должны быть оборудованы, в частности, светофором, перекрестками, знаками и т.п. Оборудовать самим или арендовать — будут решать владельцы, благо время еще есть. На это отведено полгода, в силу регламент вступит только с 1 июля 2009 года. Требования к техническому оснащению и оборудованию есть на сайте Министерства образования и науки России и разосланы во все субъекты. Гораздо большее внимание теперь уделят обучению на тренажерах-автосимуляторах и электронным обучающим ресурсам. Однако для работы с новым оборудованием необходимы и соответствующие преподаватели, требования к ним также возросли. Увеличение практики приведет к тому, что школам нужно будет расширить автопарк и нанять больше мастеров либо брать меньше курсантов. А если прибавить еще и траты на выделение земли, оборудование автодрома, то стоит ожидать и повышения цены обучения. По мнению Николая Живца, стоимость обучения вырастет, так как автошколы на все траты деньги будут брать у курсантов. Цена легко может подняться и до 30 тысяч рублей.

Сегодня стоимость каждого практического занятия варьируется от 170 до 250 рублей в час. Заметим, что время, отведенное на вождение, увеличилось с 32 до 50 часов, легко подсчитать, что и цена всей практической части практики вырастет примерно в полтора раза. А уменьшение часов теории на стоимости вряд ли скажется: заставить это сделать владельцев школ не может заставить никто.
Впрочем, судить о том, улучшилась ли подготовка молодых водителей, можно будет лишь в конце года, когда практически все изменения войдут в учебный процесс.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты