Алгоритм природы— главное для Челябинска (фото)

26 Марта 2011
Алгоритм природы— главное для Челябинска (фото)

Челябинск стал площадкой для проведения третьего фестиваля искусств УрФО «Ural Art Week—2011», на котором дизайнеры продемонстрировали свои лучшие работы...

Челябинск стал площадкой для проведения третьего фестиваля искусств УрФО «Ural Art Week—2011», на котором дизайнеры продемонстрировали свои лучшие работы. Корреспондент «ЮП» встретился с председателем жюри фестиваля, президентом Союза дизайнеров России Юрием НАЗАРОВЫМ.

— Юрий Владимирович, вы довольно часто посещаете Челябинск: за последние годы наш город изменился?

— В Челябинск я начал заглядывать с 1992 года, с тех пор бываю здесь ежегодно и слежу за динамикой регионального дизайнерского рынка. Когда часто приезжаешь, трудно заметить серьезные изменения, но тем не менее они есть. Прежде всего, меняются сами челябинцы: они стали более приветливыми и чаще улыбаются. Радует, что здесь живет такая активная и жизнерадостная молодежь. Мне кажется, это верный поворот региональной политики, направленный на поддержку и развитие молодежного движения.

— Все же, если посмотреть на наш город глазами дизайнера, какой он?

— Никакие, даже очень современные здания не смогут перекрыть и перещеголять ту красоту, которая создана здесь природой.

Челябинск был сформирован не в самое лучшее время, и строительство жилья здесь проходило высокими темпами, главной целью было предоставить людям квадратные метры. Поэтому столицу Южного Урала отличает обилие панельного жилья. Архитектурное ядро, которое сформировалось в центральной части города, расположено в районе проспекта Ленина. Сейчас эти здания задают тон в развитии городской среды. Хотя в Челябинске в последние годы появилось много современных зданий. Со временем эта дизайнерская красота, думаю, распространится по всему городу.

Убежден, что в Челябинске при развитии городской среды нужно подчиняться алгоритму природы, а не уходить от него. Природа подарила городу реку Миасс — она должна стать центром мегаполиса, а не автомобильные магистрали. Данная территория (Прим. авт. — береговая часть реки Миасс) призвана стать сосредоточением новых дизайнерских решений, но при этом уместных. Потому что, если строить Нью-Йорк на реке Миасс, это будет по меньшей мере странно.

— Вы уже не первый год возглавляете жюри фестиваля «Ural Art Week—2011». Чем вам интересно участие в этом мероприятии?

— Я представляю федеральную структуру — Союз дизайнеров России, а наш орган не может существовать без региональных отделений, для нас важно появление новых перспективных мастеров. Здесь на фестивале я нахожу много талантливых ребят, которые в дальнейшем получают право вступить в Союз дизайнеров России и сделать успешную карьеру.

— При этом талантливая молодежь зачастую меняет свое место жительства, поддаваясь заманчивым московским перспективам?

— Да, это так, кто-то уезжает в Москву, пробует свои силы там. Некоторые возвращаются обратно (улыбается). Понятно, что привлекательны для молодых дизайнеров столичные перспективы, заманчивы западные страны. Но нужно понимать, что дизайнерский бизнес сегодня достаточно развит и в регионах РФ, здесь есть весьма неплохие заказы, есть над чем работать.

Был искренне удивлен, увидев знакомых московских дизайнеров в аэропорту Челябинска. Оказывается, в столице Южного Урала они выполняли весьма необычный заказ — оформление производственных площадей на Челябинском трубопрокатном заводе. Уверен, что на уровне региона есть весьма состоятельные клиенты, которые понимают в дизайне и готовы оплачивать весьма солидные заказы.

— Насколько подготовлены к работе выпускники факультетов дизайна нашего региона?

— Это еще одна из причин того, что я приезжаю в ваш регион. Я хочу, чтобы их подготовка была выше.

— Студентам факультетов дизайна не хватает практических навыков?

— Нет, дело в том, что не всегда можно подобрать сильный преподавательский состав, в этом есть определенная сложность. Многие талантливые дизайнеры зарабатывают на практическом плацдарме и времени на преподавание у них просто не остается. Эту брешь необходимо заполнять, к примеру, приглашать для преподавания в вузах представителей Союза дизайнеров России.

— Сегодня быть только талантливым дизайнером недостаточно: нужно уметь работать и дизайнером, и менеджером своих произведений. Вы согласны с этим утверждением?

— Несомненно! В отличие от художников, которые подчиняются исключительно вдохновению, дизайнер — это настоящий работяга, который вынужден работать с конкретным клиентом, удовлетворять его запросы и требования. Успешно это делать возможно только при знании психологии, основ менеджмента, понимании экономических процессов и законов бизнеса.

Если не умеешь, тебя раздавят на арт-рынке и попросту обманут. Минимум 25 процентов курса обучения дизайну должно быть связано с экономикой, правом, психологией. Дизайнер не должен быть размазней и неумехой, он должен уметь твердо стоять на ногах.

— Иначе придется сменить профессию?

— Конечно (улыбается). Не получается, значит, это не твое.

— Следующий год в России станет юбилейным для всего дизайнерского сообщества, ведь профессии дизайнера исполнится полвека. Какие мероприятия запланированы Союзом дизайнеров России?

— На будущий год мы наметили в качестве «столицы российского дизайна» — Екатеринбург, в планах проведение большого числа мероприятий на Урале, в их числе выставки, фестивали дизайна и многое другое, будет очень много интересного.

АРИНА МИРОНЕНКОВА,  ЮРИЙ ВОЛКОВ (фото)

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты